Файл: Субъекты малого предпринимательства (Понятие, признаки и субъекты предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом необходимо учитывать, что занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и государственная регистрация как индивидуальный предприниматель – это обязательные условия, при наличии которых гражданина признают в качестве участника спора, находящегося в компетенции арбитражного суда. Как предпринимателя рассматривают и главу крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося своей деятельностью без образования юридического лица, с того момента, как прошла государственная регистрация этого хозяйства (п.2 ст.23 ГК РФ).

Особым значением обладает именно акт государственной регистрации как основание решения вопроса о подведомственности споров, в которых принимают участие граждане. В постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8, в частности, разъяснено: так как гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не прошедший государственную регистрацию, не обладает статусом предпринимателя, споры с участием таких лиц рассматривает суд общей юрисдикции (п.13).

Так как арбитражный суд – это специализированный суд, разрешающий экономические споры, касающиеся предпринимательской деятельности, следует помнить, что сам по себе статус юридического лица или гражданина-предпринимателя еще не дает оснований, чтобы рассматривать спор с их участием в арбитражном суде.

Так суд общей юрисдикции рассматривает, в частности, касающиеся предпринимательской деятельности:

  • споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п.п. 7 п. 1 ст. 262 ГПК РФ);
  • заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, полагающих, что их права и свободы подверглись нарушению (п. 1 ст. 254 ГПК РФ).

Судом общей юрисдикции рассматриваются также заявления лиц, которые считают неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в осуществлении того или иного нотариального действия (ст. 310 ГПК РФ).

Суд общей юрисдикции занимается также спорами, в которых объединены некоторые исковые требования, из которых одни должны рассматриваться судом общей юрисдикции, другие - арбитражным судом, однако разделить эти требования не представляется возможным (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

Суды общей юрисдикции рассматривают также споры, в которых участвуют иностранные организации и организации с иностранными инвестициями в порядке, который предусматривает гражданское процессуальное законодательство РФ (п. 2 ст. 22 ГПК РФ).


Таким образом, когда решается вопрос о том, подведомственно ли дело арбитражному суду, необходимо учитывать два названных выше критерия: характер правоотношения и субъектный состав его участников.

Организации, не выступающие как юридические лица, вправе направить иск в арбитражный суд лишь в случаях, которые прямо предусмотрены законодательством.

Так, на практике нередко случаются ситуации, когда иск о защите прав и охраняемых законом интересов направляется не самим юридическим лицом, а его обособленным подразделением с использованием выданной ему доверенности. В таком случае нужно знать, что истец по таким делам представлен не обособленным подразделением, а юридическим лицом, в интересах которого совершаются его действия.

У реорганизованной либо вновь созданной организации имеется право обжалования в арбитражном суде решения регистрационного органа об отказе в регистрации либо их уклонения от регистрации. Поскольку правоспособность юридического лица настает с момента его государственной регистрации, названные организации не могут выступать как юридические лица, но могут направлять обращения в арбитражный суд (ст.49, 51 ГК РФ, п.1 ст.33 АПК РФ).

То же касается и граждан, еще не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, когда они направляют иск об обжаловании отказа в государственной регистрации (п.1 ст.33 АПК РФ).

3.2. Внесудебная форма защиты

Законодательством предусмотрено, что споры может рассматривать не только арбитражный суд, но и третейский суд, т.е. особый суд, рассматривающий возникший между сторонами спор исключительно при добровольном согласии обеих сторон на передачу спора такому суду.

Третейский суд является негосударственным органом, занимающимся рассмотрением гражданско-правовых споров по соглашению спорящих сторон. У третейского суда имеются некоторые преимущества, которые представлены: более высокой степенью доверия сторон к назначаемым арбитрам, простотой и оперативностью процедуры разбирательства, относительно низкими судебными издержками.

Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Третейский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.


Третейский суд может рассматривать спор, только если стороны согласятся передать возникший или могущий возникнуть между ними спор на рассмотрение тому или иному третейскому суду. Такое соглашение может быть заключено как отдельный договор или как условие договора (арбитражная оговорка).

При этом нужно принимать во внимание, что достижение сторонами соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда обладает пресекательным значением: при наличии такого соглашения стороны в будущем не могут обратиться за защитой своих требований в арбитражный суд (если только сторонами по взаимному соглашению не будет аннулирована третейская запись; не допускаются односторонний отказ от нее или заключенное сторонами отдельное соглашение)[17].

Также нужно учитывать, что на рассмотрение третейского суда может передаваться лишь спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Невозможна передача третейскому суду подведомственного арбитражному суду экономического спора, вытекающего из административных или иных правоотношений.

Другое важное обстоятельство, которое следует принимать во внимание при рассмотрении данного вопроса, представлено тем, что стороны могут заключить соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда на любой стадии процесса в арбитражном суде, пока решение по делу не принято.

Порядок, в котором подведомственные арбитражному суду споры передаются на рассмотрение третейского суда, закреплен в федеральном законе. Решение третейского суда должно исполняться добровольно в закрепленный решением срок. В соответствии с сутью третейского разбирательства, спорящие стороны заранее соглашаются с любым решением, которое вынесет этот суд.

В случае если решение третейского суда не будет добровольно исполнено, переходят к принудительному исполнению решений третейских судов: взыскатель направляет в соответствующий арбитражный суд по месту третейского разбирательства заявление, чтобы выдали исполнительные документы на принудительное исполнение решений третейских судов. Принудительное исполнение производят, руководствуясь исполнительным листом, который может быть выдан взыскателю после того, как решение вступит в законную силу. Порядок совершения исполнительных действий закреплен в действующем гражданско-процессуальном законодательстве и законодательстве в сфере исполнительного производства.

1 ноября 2018 года завершился переходный этап в реформе системы третейских судов, предусмотренный нормами Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ о третейском арбитраже. С этой даты право на работу имеют только те постоянно действующие арбитражные учреждения, которые получили специальное разрешение Правительства РФ по согласованию с Советом по совершенствованию третейского разбирательства.


По итогам переходного периода, который длился год, в России осталось всего четыре третейских суда, вместо 1500, действующих на момент принятия закона. При этом, два из них действуют на основании Федерального закона и им не нужно согласование Правительства, а еще два получили свой статус на основании отдельного распоряжения Правительства. Вот эти третейские суды:

  • Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ;
  • Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ;
  • Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей (распоряжение Правительства от 27 апреля 2018 г. № 798-р);
  • Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации «Институт современного арбитража» (распоряжение Правительства от 27 апреля 2018 г. № 799-р).

Нотариат призван обеспечить защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц через совершение нотариальных действий от имени государства уполномоченными на то лицами (ст. 35—39 Основ законодательства РФ о нотариате).

В отличие от суда, где, прежде всего, разрешаются споры о гражданском праве, предмет нотариальной деятельности представлен бесспорными делами, чем предопределен особый метод решения нотариусами входящих в их компетенцию вопросов[15].

Нотариусы при удостоверении сделки, свидетельствовании верности копий документов, обеспечении принудительного исполнения бесспорного обязательства должника и совершении иных нотариальных действий не пользуются состязательной формой процесса и принципом публичности, а совершают нотариальные действия лишь единолично, устанавливают юридические факты, руководствуясь письменными доказательствами.

Нотариальную защиту прав и охраняемых законом интересов предпринимателей могут осуществлять:

а) через юридическое подтверждение и закрепление гражданских прав, чтобы предупредить их возможное нарушение в будущем

б) через защиту уже нарушенного права (к примеру, когда выдается исполнительная надпись, предъявляется чек к платежу и удостоверяется неоплата чеков и т.д.).

При этом исполнительная надпись является распоряжением нотариуса взыскать с должника причитающуюся взыскателю определенную денежную сумму или какое-либо имущество, когда ответственность должника бесспорно исходит из представленного документа.

Взыскание задолженности по совершенным нотариусом исполнительным надписям – это упрощенный порядок по сравнению с судебным или арбитражным.


Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» процедуру медиации определяет как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон, чтобы стороны могли достичь взаимоприемлемого решения.

Медиация, выступающая как «локомотив» альтернативного разрешения споров, привлекает внимание ученых и законодателей и рассматривается в качестве одного из самых перспективных альтернативных способов разрешения юридического конфликта, так как именно через медиацию удается прийти к решению, в максимальной мере удовлетворяющему интересам всех участников конфликта и основанному на автономии сторон. Самые значимые причины, по которым ряд отечественных предпринимателей стал выбирать медиацию, представлены следующими. Адвокатские услуги (в особенности, в центральных регионах) и само судебное разбирательство (к примеру, если в ходе него назначаются и осуществляются дорогостоящие судебные экспертизы) стоят довольно дорого. Длительность арбитражного процесса может быть очень долгой. Результат процесса является не предсказуемым, часто не зависящим ни от судей, ни от юристов. В ходе процесса из-за принципа открытости судебного разбирательства могут разглашаться факты и обстоятельства, сведения о которых стороны хотели бы оставить в тайне.

В отличие от арбитражного суда и третейского суда, где судьи принимают волевое решение, которое часто не устраивает одну из сторон, при медиации посредником никакое решение не принимается, стороны сами приходят к какому-либо соглашению. Посредник лишь содействует выработке общего решения и помогает заключить устраивающее обе стороны соглашение. Можно указать, что с формальной стороны цель медиации представлена заключением соглашения о внесудебном разрешении спора. С содержательных позиций цель медиации – помочь участникам конфликта выработать максимально удовлетворяющее интересам сторон решение о прекращении конфликта и минимизировать его негативные последствия.

Также значимую роль в процессе защиты прав предпринимателей играют Прокуратура и институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Таким образом, взаимодействие прокуратуры и Уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоюдовыгодным, так как позволяет последнему получить весомый, дополнительный инструмент, увеличивающий возможности в достижении целей сформулированных и в Федеральном законе «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». При этом данные органы не заменяют и не подменяют друг друга в деле обеспечения защиты и восстановления нарушенных прав и свобод граждан.