Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Теоретические основы учетной политики организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По таблице 2.1 видно, что выручка возрастала из года в год и к 2017 году выросла по сравнению с 2013 годом в 4,4 раза или на 67017,2 тыс. руб. Но еще большими темпами росли затраты на реализацию товаров. В 2017 г. по сравнению с 2013 г. они выросли в 4,8 раза или на 61619,7 тыс. руб. Прибыль снижалась в 2014, 2015, 2016 гг. и значительно увеличилась только в 2017 г. и составила 9221 тыс. руб. Превышение процента роста себестоимости реализованных товаров над процентом роста выручки от реализации обусловлено ростом рыночных цен на компоненты, составляющие себестоимость услуг.

Бухгалтерский учет и контроль за правильным расходованием материальных средств осуществляет бухгалтерия.

2.2. Особенности учетной политики ООО «ПортоВелл»

В ООО «ПортоВелл» действует приказ о принятии учетной политики. Согласно приказа, при оценке статей бухгалтерской отчетности обеспечивается соблюдение допущений и требований. Под допущениями понимают условия деятельности организации, которые должны обязательно ею исполняться на весь период действия учетной политики.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации (Приложение 1).

В бухгалтерском и налоговом учете организации принят метод начисления доходов и расходов. Несмотря на то, что кассовый метод учета доходов и расходов позволил бы иметь дополнительные инструменты и рычаги, тем не менее с применением метода начисления возможно достичь сближения бухгалтерского и налогового учета, что позволяет в конечном итоге ввиду минимизации затрат на обработку бухгалтерской информации и документации использовать бухгалтерский учет непосредственно как элемент управления, а не счетоводства.

В результате оценки учетной политики ООО «ПортоВелл», можно сделать ряд выводов:

– ключевым моментом формирования учетной политики в организации является как можно большее сближение бухгалтерского и налогового учета в целях снижения трудоемкости бухгалтерского учета, повышения его оперативности и, как следствие, возможность применения бухгалтерского учета в качестве инструмента управленческого учета в организации;

– руководству ООО «ПортоВелл» не чужды методы налоговой оптимизации, но ряд моментов, закрепленных в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, указывают на то, что иногда более приоритетным направлением следует выделить налоговую оптимизацию, нежели упрощение учета, на что в настоящее время обращается недостаточное внимание.


Приказом об учетной политике организации предусмотрены моменты, связанные с учетом материальных запасов, касающиеся оценки и инвентаризации МПЗ. В соответствии с п. 16. ПБУ 5/01 и п. 8 ст. 254 Налогового кодекса РФ в организации принят метод списания материальных запасов по средней себестоимости. Это – наименее трудоемкий способ учета из регламентируемых способов таких как по себестоимости каждой единицы, по себестоимости первых по времени приобретения объектов запасов, по себестоимости последних по времени приобретения объектов запасов.

Инвентаризация товаров, запасов и расчетов проводится на начало каждого квартала, а также в случаях, предусмотренных законодательством.

Материальные ценности на ООО «ПортоВелл» поступают на склад по следующим каналам: от поставщиков; подотчетных лиц; собственного производства.

На поставку товаров организация заключает договора, своевременность поступления осуществляется отделом материально-технического снабжения (ОМТС).

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, товарно-транспортную накладную и др. В ОМТС по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, цен, качества и др. договорным условиям. В результате проверки на расчетном документе ставиться пометка о полном или частичном акцепте.

Проверенные платежные требования из ОМТС передаются в бухгалтерию.

Для получения товаров со склада иногородних поставщиков, экспедитору выдают доверенность, в которой указывают перечень товаров, подлежащих получению. При приемке товаров экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Доверенности регистрируются в книге учета выданных доверенностей. Выписку доверенности производит ОМТС или бухгалтерия.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующий складом, который проверяет соответствие количества и качества товара данным счета поставщика.

Принятые кладовщиком товары оформляются приходными ордерами. Приходные ордера выписываются на фактически принятое количество материальных ценностей в день поступления в 2-х экземплярах: 1-ый сдается в бухгалтерию, где он служит основанием для учета поступления товаров, а 2-ой – остается на складе для записей в карточках складского учета товаров.

При установлении несоответствия поступивших товаров их количеству и качеству составляется приемный акт, служащий основанием для предъявления претензий поставщику. Если перевозку товаров осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа может служить товарно-транспортная накладная типовой формы 1-Т, которую составляет грузоотправитель.


Подотчетные лица приобретают товары на организациях торговли, рынке за наличные деньги.

Со склада ООО «ПортоВелл» товары отпускаются на потребление, хозяйственные нужды и другие нужды. Важным условием контроля за использованием товаров является их нормирование и отпуск, согласно установленных лимитов, рассчитанных ОМТС на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода товара на единицу продукции.

Каждое из подразделений ООО «ПортоВелл» производят расчет потребления того или иного товара на выпуск определенного вида продукции.

Расход товаров, отпускаемых в магазине и на другие нужды, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами форма № М-8, которые предназначены для последовательного оформления отпуска товаров, потребляемых систематически. Карты выписываются в двух экземплярах, один передается в зал, другой – заведующему складом.

После каждого отпуска товаров кладовщик выводит остаток лимита. По окончании месяца карты сдаются в бухгалтерию. Они служат средством предварительного контроля за расходованием товаров и соблюдением норм выдачи.

Если потребность в товарах возникает не регулярно, то они отпускаются со склада по разовому документу – требованию форма № М-10, основными реквизитами которого являются количество затребованного и фактически отпущенного товара.

Перемещение товаров из одного подразделения в другое оформляется накладной на внутреннее перемещение, которую составляют материально-ответственные лица склада в двух экземплярах, один остается на складе с распиской получателя, другой – получателю с распиской кладовщика.

Кроме отпуска товаров, в организации осуществляется отпуск товаров на сторону, путем выписки приказа на отпуск товаров. Выписку производит ОМТС на основании договоров, нарядов или письменного распоряжения руководителя организации.

В качестве отчетности о движении товаров можно использовать карточки складского учета товаров форма № М-17.

С этой целью представители расписываются в получении товаров в самих карточках, которые становятся оправдательными документами.

Такое совмещение расходных документов и карточек складского учета уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

Материальные запасы в ООО «ПортоВелл» являются объектами двух видов учета: управленческого (производственного) и бухгалтерского. В управленческом учете (на складах, в производственных помещениях и в экспедиции) они отражаются количественно на специальных карточках, в бухгалтерском учете – в стоимостном выражении в мемориальном ордере или ведомости. В конце каждого месяца производится сверка обоих учетов, путем таксировки, т.е. путем денежной оценки остатков товаров на складе. Бухгалтер и кладовщик совместно проверяют остатки материальных запасов на складе. Затем в бухгалтерии по имеющимся ценам определяют сумму остатков. При несовпадении делаются корректировки.


Можно сделать вывод, что для деятельности ООО «ПортоВелл» характерна тенденция к положительной в дальнейшем динамике финансовых результатов, организация по состоянию на 01.01.2018 г. является прибыльным. Учетная политика организации относительно учета материальных запасов сформирована в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ и бухгалтерского законодательства.

Для оперативного управления, а также управления производственным процессом характеристики состояния и движения запасов показателей по данным синтетического учета недостаточно, т.к. они дают информацию о движении каждого вида материальных ценностей в ООО «ПортоВелл».

Наиболее полно о наличии, движении материальных ценностей можно судить по данным сортового аналитического учета, который призван обеспечивать контроль за наличием, движением и сохранностью материальных ресурсов по каждому наименованию, складу и материально-ответственному лицу.

Методика ведения учета запасов, принятая в ООО «ПортоВелл» предусматривает группировку показателей по складам и материально-ответственным лицам по группам, подгруппам и номенклатурным номерам материальных ценностей, по источникам поступления и направления расхода и использования материальных ресурсов.

Основой служит исходная информация приходных и расходных документов, подвергнутых тщательной проверки, как с точки зрения правильного оформления, так и с точки зрения правильно отраженных операций. Итоговые данные сортового аналитического учета и контроля материальных ценностей соответствуют показателям синтетического учета. Информация о поступлении и расходовании материальных ресурсов формируется на складе. Складское хозяйство в организации представлено одним складом.

Правильная организация учета запасов на складе зависит от роли различных товаров по секциям. Применение различных ярлыков, содержащих информацию о товарах, предупреждает ошибки, ведущие к пересортице и помогает быстро найти нужные товары.

Учет наличия и движения запасов ведет заведующий складом. Учет ведется по номенклатурным номерам в количественном выражении. Именно такой учет и называется сортовым.

Сортовой учет запасов на складе организации ведется на карточках складского учета. При этом в случае небольшой номенклатуры допускается использование книг сортового учета. На каждую номенклатурно-учетную позицию материальных ценностей бухгалтерия ООО «ПортоВелл» открывает отдельную карточку, где указывается номер склада, наименование товара, его номенклатурный номер, размер, сорт, учетная цена и норма запаса. Оформленные карточки передаются на склад, где кладовщик указывает место хранения товаров в соответствии с ярлыками. Карточки размещаются в картотеке в порядке номеров.


Вся информация, полученная по первичным документам, отраженная в карточках складского учета в день совершения операции по приемке/выдаче товаров с обязательным выведением остатков после каждой операции.

Сопоставление остатка товаров с нормой запасов позволяет осуществить оперативный контроль за состоянием запасов. На основе этих данных отдел снабжения ООО «ПортоВелл» осуществляет контроль за поставками и выполнением договоров и контрактов.

В установленные сроки кладовщик все приходные и расходные документы передает в бухгалтерию по мере использования лимита, но не позднее первого числа следующего месяца. К этому же времени все подразделения передают вторые экземпляры карт. На сдачу приходных и расходных документов кладовщики составляют реестры в двух экземплярах: первый – в бухгалтерию, а второй с распиской бухгалтерии остается на складе.

Складской учет отличается трудоемкостью, т.к. велики затраты труда на ведение карточек.

В бухгалтерии ведется также аналитический учет. Бухгалтерия осуществляет контроль за состоянием сортового учета:

– проверка правильности заполнения первичных документов;

– проверка записи остатков в карточках;

– проверка фактического наличия запасов.

Итоговые данные контролируют соответствием показателей аналитического и синтетического учета. Аналитический учет запасов на организациях может вестись различными методами:

– количественно-суммовой;

– сальдовый (оперативно-бухгалтерский).

Количественно-суммовой метод имеет два Варианта. При первом Варианте в бухгалтерии на каждый вид материальных ценностей открываются карточки аналитического учета, которые в основном идентичны карточкам складского учета, но остатки товаров в них ведутся не только в натуральном выражении, но и в денежном. Записи производятся на основании приходных и расходных документов. Карточки хранятся по номенклатурным номерам. В карточках подсчитываются итоги прихода, расхода и выводят остатки на начало следующего месяца. Ежемесячно составляются сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости. Итоговые суммовые данные сверяются с данными синтетического учета, а натуральные показатели сверяются с данными складского учета. Недостаток: дублирование данных в карточках сортового и аналитического учета. Этот Вариант применяется на отдельных организациях с ограниченной номенклатурой.

При втором Варианте в бухгалтерии карточки не ведутся. Сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости составляются непосредственно на основе первичных документов по номенклатурным номерам, видам, группам товаров в отдельности. Суммовые итоги сверяются с сальдо синтетического учета, а натуральные показатели сверяются по каждому номенклатурному номеру в карточках складского учета. Этот Вариант тоже условный.