Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики законодательство о несостоятельности (банкротстве) является одним из основных элементов правового регулирования рыночных отношений. Актуальность темы исследования связана с важностью института несостоятельности (банкротства) как для права, так и для экономики в целом.

Процедуры банкротства направлены на исключение из хозяйственного оборота неэффективных участников, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния субъектов, испытывающих временные финансовые сложности. Более того, данные процедуры призваны защищать права, как должника, так и кредиторов.

Институт несостоятельности комплексный, поскольку включает нормы гражданского права, административного права, трудового права, уголовного права, арбитражного и гражданского процесса.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью физических и юридических лиц, называют конкурсным правом. Все они в комплексе способствуют оздоровлению экономики, недопущению кризиса платежей.[1]

Тема данной работы требует комплексного изучения и анализа, выявления основных проблемных сфер и предложений по решению обнаруженных дефектов.

Объект исследования – институт несостоятельности (банкротства), как механизм защиты стабильности рыночных отношений.

Предмет исследования – отношения, возникающие в результате наступления несостоятельности должника и нормы, регулирующие такие отношения.

Целью настоящей работы является исследование института несостоятельности, выявление проблем функционирования и разработка возможных вариантов решения данных изъянов.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть понятие несостоятельности (банкротства) и значение этого понятия для хозяйственного оборота, причины возникновения, основные этапы (процедуры); проанализировать современное законодательство и правоприменительную практику.

Исследование построено на изучении нормативно-правовой базы: Конституции Российской Федерации,[2] Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве), других нормативно-правовых актов; научных работ известных ученых-юристов: В.Н. Ткачева, М.В. Телюкиной, Р. Калнан, В.Н. Сидоровой, О.Л. Борзуновой, В.А. Кустова, Л.И. Алферовой, и многих других. Центральное место в системе законодательных актов, посвященных несостоятельности занимает Закон о банкротстве.


Несмотря на большой объем существующей научной литературы, теоретическая разработка проблем несостоятельности остается недостаточной. Трудно найти работы, построенные на комплексном анализе института несостоятельности в системе рыночных отношений.

С практической точки зрения значимость данной курсовой работы проявляется в сформировавшемся углубленном знании по вышеуказанной теме, появлению новых взглядов на проблемные стороны законодательства и практики, наработки вариантов их решения.

1. НЕСОСТЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО): ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ

1.1. ПОНЯТИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

Для того чтобы глубже понять суть института несостоятельности и принцип его работы, нужно разобраться в понятиях «несостоятельность», «банкротство» и «конкурсное право». В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» есть легальные определения основных категорий данного института. В российском праве понятия «несостоятельность» и «банкротство» используются как тождественные, в отличие от романо-германской системы. В Законе о банкротстве под несостоятельностью понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей[3]. Конкурсное право – это комплекс норм, регулирующих отношения, которые возникают между всеми участниками данного «неполноценного» хозяйственного оборота, то есть между должником, не исполняющим установленных обязательств, его кредиторами и третьими лицами[4]. Указанный институт является элементом экономической политики государства. Институт несостоятельности представляет собой вмешательство государства в хозяйственный оборот для регулирования критических ситуаций, возникающих между субъектами – участниками данного оборота, во избежание нарушения прав и интересов каждого из них.

Само явление несостоятельности неизбежно возникает в условиях рыночных отношений, являясь результатом их функционирования. Оно характеризуется неспособностью субъекта оплатить отвары, услуги, работы, а также произвести платежи в бюджетные и внебюджетные фонды. В результате «страдают» все: государство, которое не получило налоговых и других обязательных платежей и взносов, кредиторы, которые вложили свои средства (финансы, товары, услуги и другое) и не могут получить их обратно, а также прибыль, сотрудники, которым не выплачивается заработная плата, третьи лица, а также сам должник, который терпит убытки, и «теряет» свой бизнес. Как считают В.В. Глинский и В.Г. Ионин приводят зачастую к данным последствиям в нашей экономике такие явления как спад промышленности, отсутствие инвестиций, ужесточение кредитно-денежных отношений, экономический кризис.[5]


В итоге отношения, возникающие между вышеуказанными субъектами в сложившейся кризисной ситуации, попадают под действие норм конкурсного права. Законодатель данными нормами отождествляет понятия «несостоятельность» и «банкротство». Но вот в юридической науке имеется другая точка зрения.

Л.И. Сергеев определяет банкротство, как неспособность должника платить по своим обязательствам в связи с отрицательным балансом.[6]

Примерно такой же позиции придерживаются А.А. Благодатин, Б.А. Райзберг и Л.Ш. Лозовский, то есть, также отождествляя эти два понятия, и определяя их невозможностью оплаты должником своих обязательств, в связи с отсутствием денежных средств.[7]

Но несостоятельность это длительное по времени явление, имеющее разные формы, масштабы и этапы. В каком из этапов субъект просто испытывает финансовые сложности, а в каком из них к нему необходимо применять меры взыскания?

Такой же подход имеет В.Я. Горфинкель, считая, что состояние неплатежеспособности должно быть строго определено, и разграничен этап, на котором к имуществу должника применяются меры взыскания.[8]

М.В. Романовский высказал, на мой взгляд, самую точную мысль, считая, что банкротство – это всегда финансовая несостоятельность, но в то же время финансовая несостоятельность не всегда означает банкротство.[9]

Такой позиции придерживаются многие исследователи, разграничивая несостоятельность наличием признаков банкротства, которые в обязательном порядке должны быть установлены арбитражным судом, а также возможностью восстановления платежеспособного состояния субъекта после применения процедур санации (реабилитации). В то же время банкротство рассматривается как установленное судом состояние, когда финансовое выздоровление субъекта уже невозможно, когда все меры использованы, и остается только конкурсное производство.

Данные суждения противоречат закону в части отождествления этих двух понятий, так как по российскому праву понятия «несостоятельность» и «банкротство» синонимы.[10]

Автор данной курсовой работы считает, что в такой сложной и многогранной процедуре следует отделить эти две категории, так как несостоятельность – состояние длительное, неопределенное и фактический итог не известен. Банкрот – это субъект, вытесненный насильно из хозяйственного оборота ввиду неспособности рентабельно вести бизнес, признанный таковым в судебном порядке, то есть законом.


Несостоятельность (банкротство) необходимый оздоравливающий элемент любой современной рыночной экономики.

1.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

Институт несостоятельности уходит своими корнями к Римскому праву. Но возникает закономерный вопрос, с какого времени существует конкурсное право?

Конкурс определяется А.Х. Гольмстеном как способ разрешения конфликта между несколькими кредиторами к должнику, не имеющему достаточного имущества. Также он утверждал о существовании конкурса уже в древнем праве, несмотря на то, что объектом взыскания был и сам должник.[11]

Были и противоположные мнения. Так, например, Г.Ф. Шершеневич утверждал, что нет места конкурсу там, где обеспечением служит сам должник, а не его имущество.[12]

Подобной точки зрения придерживался и Д.В. Туткевич, считая, что у древнейших народов конкурса не могло быть.[13]

В римском праве были известны такие процедуры как уступка права собственности на имущество должника в пользу всех кредиторов, принудительная ликвидация имущества. Но все же процедуры банкротства на этапе зарождения института были личной санкцией против должника, нежели способом удовлетворения требований кредиторов. Нормы, применяемые к должникам, отличались жестокостью и были направлены более на саму личность.

Позднее кредиторы пришли к выводу, что не всегда выгодно ликвидировать должника и разорять его имущество. В итоге институт несостоятельности постепенно утратил свою репрессивную функцию и стал элементом политики государства. Но это заняло долгие годы.

В России законы, регулирующие конкурсные отношения, появились намного позже, чем в других странах, в XVIII в. Конкурсный процесс начинает развиваться после реформ Петра I. Но некоторые зачатки можно встретить и в Русской Правде, Судебниках, Соборном уложении 1649 г.[14]

Так, например, в соответствии с нормами Русской Правды, должник мог быть продан на торгах в целях распределения вырученных средств между кредиторами. К должнику также применялись физическое насилие, расправа, переход долга по наследству. Мягкостью нормы русского права того времени не отличались.[15]


Таким образом, можно сделать вывод, что при таком уровне экономических отношений тех времен, не возникала необходимость в регулировании конкурсных отношений более детально. По мере развития экономики проблемы конкурса становились более актуальными.

Развитие российского конкурсного права можно представить тремя основными этапами: дореволюционное конкурсное право, конкурсное право советского периода (период НЭП), современное конкурсное право (развивающееся с июня 1992г).[16]

В ГК РСФСР 1922 года несостоятельность фигурирует как основная категория конкурсного права, но вот о самом конкурсе в советских законах нет и упоминания. Верховный Суд РСФСР осудил попытки разработки правил о конкурсе, сославшись на их нецелесообразность и несоответствие духу советского законодательства.[17]

Сторонники такого подхода аргументировали свою позицию тем, что конкурс не может существовать в условиях плановой экономики, так как это противоречило бы всей системе советского права.[18]

Н. Бончковский высказался о конкурсе, как о «бедствии и для должников, и для кредиторов и для общества в целом».[19]

Итогом стало признание конкурса опасным и неприемлемым институтом в советском праве.

В советский период государство регулировало абсолютно все сферы жизни. В таких условиях проблемы несостоятельности не решались. За счет государства нерентабельные субъекты (предприятия; банкротство физических лиц на тот момент законодательно не существовало) осуществляли свою убыточную деятельность. Государственное финансирование и регулярное списание долгов «поощряли» некачественный хозяйственный процесс.

В СССР ликвидация предприятий в результате несостоятельности осуществлялась по совершенно другим принципам, чем конкурс. Практиковалась ликвидация частных юридических лиц, а банкротство государственных окрестили «особой формой реорганизации».

Реформой советского гражданского права в 1960-х годах категория несостоятельности была вычеркнута совсем, но в дальнейшем она снова возвращается в виде нормативно-правовых актов.

Возродился институт несостоятельности после принятия Закона «О несостоятельности (банкротства) предприятий» от 19 ноября 1992 года.

Постепенно при совершенствовании законодательства появляются процедуры наблюдения и сохранности имущества должника.[20]