Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После длительной череды реформаций и изменений законодательство о банкротстве предстает в виде Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», который был принят в 2002 году.[21]

За прошедшие годы он изменялся неоднократно. Появляются такие категории как потребительский конкурс и банкротство физических лиц. Они сделали возможным применение процедур реабилитации к физическим лицам. Теперь реструктуризация долгов и реализация имущества касается не только юридических лиц, но и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Проблемы санации должников были особенно выделены законодателем.

Как видно, история развития конкурсного права была различной в разных странах, в разных правовых системах. Это определяется рядом факторов, в том числе различием правовых форм, экономических систем.[22]

Имели место и сходство. Институт несостоятельности в самом зарождении во многих странах не позиционировал себя как необходимый, положительный элемент в хозяйственной деятельности. Скорее наоборот, это была жесткая мера наказания, применяемая к должникам. Это не было способом поддержания рентабельной экономической деятельности, это не приносило пользы для государства, для общества в целом. Все было направлено непосредственно против личности. История развития наглядно показывает превращение варварских обычаев в стройную цепочку регулятивных норм, но также требующую совершенствования.

1.3. ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА

Как было написано выше, изначально зарождающаяся категория несостоятельности имела другое значение и несла другую функцию, нежели в настоящее время. Во всех современных развитых странах конкурсное право играет одну из важнейших ролей в экономике государства.

Одно из важнейших значений данного института это правовое регулирование кризисных ситуаций. В огромной сложной экономической системе просто необходима четкая законодательная регламентация. В противном случае все сводилось бы к хаосу и нарушению прав субъектов хозяйственной деятельности.

Институт несостоятельности существует как обязательный атрибут рыночной экономики. Он оздоравливает, позволяет совершать структурные преобразования, перераспределяет активы убыточных производств в другие сферы экономики, стимулирует эффективную работу участников хозяйственного оборота, гарантирует одновременно экономические интересы кредиторов и государства в целом.[23]


А.В. Егоров считает, что значение банкротства состоит в справедливом удовлетворении требований кредиторов, которое возможно при распределении имущества должника либо восстановлением его платежеспособности.[24]

Институт банкротства повышает экономическую эффективность и социальную стабильность: стимулирует финансовую ответственность участников; разработку антикризисных мер для восстановления платежеспособности и рентабельной деятельности; защищает права кредиторов; удаляет с «хозяйственного поля» безнадежных субъектов и перераспределяет их активы к более успешным и конкурентоспособным.

Я считаю, что существование устойчивой, стабильной экономики без регулирующих, оздоровительных, вспомогательных, реабилитационных процедур просто невозможно.

Институт несостоятельности призван в комплексе решать все вышеназванные проблемы. Должны соблюдаться права абсолютно всех участников хозяйственной деятельности. Должна обеспечиваться беспрерывность хозяйственного оборота, не допускаться утечка капиталов от добросовестных субъектов в «нечестные руки». Чем эффективнее деятельность хозяйствующих субъектов, тем крепче и стабильнее экономика, тем самым выше уровень жизни населения.

Как верно высказался М. Хоуман о том, что у конкурсного права важны все цели: и решение дел должника, и увеличение возврата капитала в интересах всех сторон, спасение жизнеспособных субъектов, справедливое возмещение средств, поддержка общественного доверия к самому институту несостоятельности, а также осуществление предсказуемого завершения процедур.[25]

2. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

2.1. ВИДЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, СУБЪЕКТЫ, ПРИЗНАКИ

В практике отличают несколько видов банкротства предприятий:

- техническое (когда дебиторская задолженность превышает кредиторскую, а объем активов превосходит объем обязательств);

- реальное (когда предприятие не способно исполнить свои обязательства в силу недостаточности активов, катастрофическая потеря капитала и невозможность восполнения его в будущем);


- преднамеренное (когда субъект сознательно создает невыполнения обязательств, обрекая предприятие на невосполнимый ущерб);

- фиктивное (когда субъект вводит в заблуждение своих кредиторов, искусственно создавая видимость неплатежеспособности).[26]

По современному законодательству банкротом может быть признаны как юридические лица, так и граждане. Признаки банкротства для них законодателем определены по-разному.[27] Основным принципом банкротства гражданина является принцип «неоплатности», когда объем обязательств превышает объем имущественной массы. В основе банкротства юридического лица лежит принцип «неплатежеспособности» - неисполнение обязательств в течение длительного времени.

Круг участников хозяйственного оборота, которые могут быть признаны банкротами определен ГК РФ.[28]

2.2. ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ДОЛЖНИКА

Процесс рассмотрения дел о банкротстве условно делят на разбирательства дел в арбитражном суде и непосредственно процедуры банкротства.[29]

Процедуры банкротства – это применяемые к должнику упорядоченные меры, которые установлены законодательством. Они назначаются по решению арбитражного суда. Всего существует 5 процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

О.А. Никитина видит смысл наблюдения в том, что на начальном этапе при рассмотрении судом заявления о банкротстве нет достоверных фактов, подтверждающих его неплатежеспособность. Данная процедура позволяет выявить состояние должника и сохранить имущественную массу.[30]

Основная цель указанной процедуры – выявление объема задолженности по обязательствам, уточнение хозяйственного и экономического состояния должника, сохранение имущественной массы.

Легальное определение понятия «процедура наблюдения» можно найти в Законе о банкротстве.[31]

Наблюдение проводится временным управляющим, и вводится только после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.


Процедура наблюдения, которая принимается на основании определения арбитражного суда, является обязательной в процессе рассмотрения дел о банкротстве, в отличие от других.[32]

Наблюдение назначается до проведения первого заседания арбитражного суда, но не более 7 месяцев.

Данная процедура изменила положение в сторону защиты прав должника в первую очередь, нежели кредиторов. Изначально идет рассмотрение судом возможности и обоснованности признания должника банкротом.[33]

Очень важную роль играет временный управляющий. От правильности его действий, тактики и решений во многом зависит исход всего процесса. Он ведет контроль деятельности должника, а также исследует и анализирует финансовое состояние субъекта, определяет целесообразность восстановления или ликвидации.[34]

Функции временного управляющего и руководителя имеют строгое разграничение, управляющий не принимает участия в руководстве.[35]

Одной из самых основных целей рассматриваемой процедуры является определение имущественной массы и сравнение ее объемов с объемами обязательств. Для этого также осуществляется сбор информации о кредиторах и их требованиях.

Завершением процедуры наблюдения выступает общее собрание кредиторов, на котором определяется дальнейшая судьба должника: определяются дальнейшие процедуры, планы, сроки, реестродержатель, и другие необходимые аспекты.

Указанная процедура является вспомогательной, подготовительной, потому что наблюдение – это предварительный этап, после которого определяются основные процедуры, в зависимости от результатов финансового анализа.[36]

Процедура наблюдения оправдывает свое применение. Она дает шанс должнику на восстановление своей рентабельности и погашение долгов. Одновременно с этим контролируются все действия руководства, тем самым защищая должника от произвола и обмана со стороны руководителей. Но на практике возникает ряд споров по поводу применения норм, применяемых при процедуре наблюдения, например, порядок рассмотрения исковых требований временных управляющих.[37]

Арбитражный суд по итогам первого собрания кредиторов принимает решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления. Также решением указанного собрания должник может быть признан банкротом и решено открыть конкурсное производство, либо принято мировое соглашение. Также судом назначается административный управляющий.[38]


Финансовое оздоровление довольно новая категория для российского конкурсного права. Смысл данной процедуры в том, что должник согласно планам и графикам самостоятельно расплачивается со своими кредиторами.

В некоторых случаях указанная процедура помогает удержать контроль над предприятием за должником при возбужденном деле о банкротстве.

Понятие процедуры финансового оздоровления дано в ст. 2 Закона о банкротстве.[39]

Финансовое оздоровление в современном законодательстве предстает как возможность для должника уберечь капитал и предприятие в целом от поглощения конкурентами.[40]

Административный управляющий контролирует деятельность должника, следит за исполнением сроков выплат по графикам, согласовывает сделки, предоставляет информацию кредиторам и многое другое.

Далее будет рассмотрена процедура внешнего управления.

После анализа и подведения итогов финансового оздоровления, при выполнении должником всех поставленных задач и погашении долгов согласно графикам, арбитражный суд принимает решение о введении процедуры внешнего управления.[41]

Это процедура восстановления платежеспособности должника. Арбитражный суд вводит ее по итогам решения собрания кредиторов не более чем на 18 месяцев, но срок может быть и продлен. Первое собрание кредиторов принимает решение о назначении внешнего управления и обращается с соответствующим ходатайством в арбитражный суд.[42]

В рамках процедуры временного управления могут применять различные меры для восстановления рентабельности и платежеспособности: ликвидация убыточных производств, перепрофилирование, продажа части имущества, взыскание дебиторской задолженности, увеличение уставного капитала, выпуск дополнительных акций должника, возложение обязательств на собственника имущества должника (унитарного предприятия).

Кроме вышеназванных могут применяться многие другие способы оздоровления.

Результат указанной процедуры также во многом зависит от уровня и квалификации внешнего управляющего, а также от его заинтересованности в спасении предприятия, так как фактически руководство переходит к нему.

По завершении этой процедуры он отчитывается о проделанной работе, согласно планам, составляет отчет, который рассматривается собранием кредиторов, а также в обязательном порядке арбитражным судом.[43]