Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования(Сущность и основные понятия налогов и налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоги и налоговая система являются основой функционирования любого государства. Во-первых, налоги способствуют формированию государственного бюджета, средства которого расходуются на социальные нужды, на поддержание обороноспособности страны, на обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятий и развитие инфраструктуры и т.д. Во-вторых, налоги оказывают стимулирующий эффект на национальную экономику страны c помощью льгот, снижения налогового бремени или освобождение от уплаты налогов.

Выбранная тема актуальна, так как налогово-правовая политика активно влияет на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве, а сами налоги служат одним из основных источников финансовых ресурсов государства. При этом налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор воспроизводственного процесса, оказывая прямое воздействие на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Посредством налогов перераспределяется значительная часть национального дохода страны, именно-с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры страны в целом, а также инвестируя в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

Поскольку налоговые поступления формируют основную часть доходов федерального, региональных и местных бюджетов, они, тем самым, обеспечивают возможность воздействия на пропорции и темпы общественного развития через их расходную часть. Эго позволяет органам государственного управления осуществлять бюджетное субсидирование отраслей промышленности и отдельных хозяйствующих субъектов, реализовывать социальную политику, направлять государственные инвестиции в экономику, проводить взвешенную ценовую и кредитную политику, организовывать общественные работы. За счет бюджетных расходов государство финансирует социально значимые секторы экономики, создает новые высокотехнологичные производства, формирует промышленную инфраструктуру в экономически отсталых регионах, осуществляет прямые заказы на производство социально значимой и стратегической продукции. Следовательно, налогообложение выступает в качестве элемента организации и управления процессами общественного производства и играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности государства.


Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования является порядок становления и совершенствование законодательства о налоговой системе Российской Федерации.

Целью данной работы - рассмотреть особенности налоговой системы России, ее сущность, проблемы и перспективы развития.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы налогов и налоговой системы.
  2. Рассмотреть классификацию налогов и сборов.
  3. Проанализировать налоговую систему Российской Федерации.
  4. Рассмотреть правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации.
  5. Рассмотреть совершенствования законодательства Российской Федерации.

Работа выполнена с учетом современного российского законодательства, а именно Налогового кодекса РФ и Конституции РФ.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы.

Глава 1.Теоретические основы налогов и налоговой системы

1.1 Сущность и основные понятия налогов и налоговой системы

Налоги и сборы ― сердцевина любого государства. В рыночной экономике налоги являются важным государственным рычагом в механизме экономических процессов. Именно налоги служат финансовым наполнением государственного бюджета, который используется для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Налогом называется общеобязательный платёж в интересах государства с физического или юридического лица на основе налогового законодательства[1].

Но как определить является ли тот или иной платёж налогом? Для этого существует ряд признаков:

1)императивность (абсолютная обязательность уплаты налогов);

2)индивидуальная безвозмездность (налогоплательщик не может рассчитывать на личную пользу от государства);

3)законность (налог устанавливается только законодательством и взимается на основе законов);


4)регулярность взимания;

5)уплата в целях финансирования государства[2].

Сейчас налоги являются важнейшим источником средств государственного бюджета. От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться определенными принципами:

Принцип всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства своей платежеспособностью).

Принцип определенности (налогоплательщику должно быть известно о времени, месте, способе и размере платежа).

Принцип удобства взимания налога для плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик располагает максимум средств).

Принцип дешевизны взимания (вводить налоги, сбор которых минимизирует издержки).

Принцип справедливости налогообложения, законодательной формы учреждения налога (как гарантии обеспечения гласности, состязательности и согласия на принудительные изъятия частной собственности).

Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом возможно собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и направить в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ в общественные. Налоги взимаются не только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

В современных условиях одним из основных инструментов формирования государственных и муниципальных доходов является налоговые платежи, установленные и взимаемые государством.

Виды налогов, их система и правовой режим определятся совокупностью нормативных правовых актов, основывающихся на конституционно – правовых нормах федерального, регионального и муниципального уровней. Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом научных споров. Функции любой экономической категории должны раскрывать ее сущность и внутренние содержание.


Выделяют 4 функции налогов, представленных в таблице 1.

Таблица 1. - Характеристика функций налоговой системы

Функция

Характеристика

Финансовая (фискальная)

Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства. Реализация этой функции заключается за счет налогового контроля и санкций, обеспечивающих максимальную собираемость налогов Она заключается в отчуждении части доходов налогоплательщиков в государственную казну для обеспечения государственных нужд.

Распределительная

Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней Реализация этой функции позволяет выравнивать доходы и затраты налогоплательщиков, перенаправлять инвестиционные потоки между различными отраслями экономики, распределять доходы между бюджетами всех уровней и т.д.

Стимулирующая

Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.

За счет реализации данной функции осуществляется поддержка отечественных товаропроизводителей,

в частности, российского автопрома и т.д.

Контролирующая

Суть данной функции состоит в соблюдении или несоблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различны субъектов экономики.

Дает возможность государству контролировать. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

На основе этого А.В. Брызгалин – основатель и руководитель группы компаний «Налоги и финансовое право» с 1993 года, кандидат юридических наук, выделяет 3 подфункции регулирующей функции налогов[3]:

1)Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. К целевым категориям налогоплательщиков относят, как правило, мелкие фирмы, благотворительные фонды, социальных организации и др.

2)Дестимулирующая подфункция заключается в формировании с помощью налогообложения определенных барьеров для развития каких – либо нежелательных экономических процессов. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной отросли российской экономики в результате увеличившегося ввоза аналогичного или конкурирующего товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлина).


3)Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для расходования средств на восстановление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций[4].

1.2 Классификация налогов и сборов

Значимое место в теории налогов уделяется вопросу их классификации. Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложения она имеет большое значение. Классификация налогов преследует не только теоретические цели (установить их различия и сходства, преимущества и недостатки), но также и практические, т.е. позволяет более обоснованно вводить налоги, проводить анализ, составлять отчетности и т.д.

Классификация налогов – это научно обоснованная систематизация налогов по их соответствию друг другу на основании какого-либо родственного признака. Классификация налогов РФ имеет своей целью совершенствование деятельности по формированию и исполнению бюджета, обеспечению систематического и эффективного контроля над движением налогов, сравнению параметров налогообложения по регионам, разработке налоговой стратегии и тактики с учетом конкретного уровня социально-экономического развития общества.

Выделяемые признаки классификации представляют собой объективно действующие критерии, по которым осуществляется разграничение налогов, и которые детерминированы генезисом налога как экономического явления.

Сложившаяся классификация налогов РФ предусматривает их разграничение по следующим основаниям и содержит следующие классификационные группы налогов:

  1. На основании способа изъятия налоги подразделяют на прямые и косвенные. Первые – это такие, которые уплачивает непосредственно налогоплательщик, и они не могут быть перераспределены другим лицам. Эти налоги напрямую связаны с экономической деятельностью конкретного субъекта и изымаются в виде налога на прибыль предприятий, имущество физических лиц, подоходный налог и другие.

Налоги, которые устанавливаются в форме надбавок к стоимости товаров и услуг, составляют группу косвенных налогов. К ним относят акцизы, различные платежи, установленные законом, НДС, налоги с продаж.