Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования(Сущность и основные понятия налогов и налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Классификация налогов РФ по субъекту налогообложения предусматривает выделение налогов с физических лиц (например, подоходный), с юридических лиц (налог на прибыль, имущественный), а также смешанные (различные взносы в различные фонды).
  2. На федеральные и региональные налоги классифицируются по основанию уровня власти. Здесь же выделяют и местные налоги в качестве самостоятельной группы. Федеральные налоги оплачиваются на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории. Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов.

Следует учесть, что разграничение налогов на федеральные, региональные и местные связано не с бюджетом, в который они зачисляются, а именно с уровнем власти, который их вводит[5].

  1. По функциональному назначению различают общие – НДС, налог на прибыль, и целевые – платежи во внебюджетные фонды, дорожный, водный, экологический и другие.
  2. По источнику уплаты налоги рассматривают с точки зрения того, из каких сумм они были уплачены:
  • себестоимость – налоги, которые включены в состав себестоимости товаров и услуг (ресурсные платежи, взносы социального характера, водный налог и иные);
  • цены, тарифы – налоги, которые уплачиваются из выручки за реализованные товары и услуги (НДС, акцизы, пошлины за осуществление действий);
  • финансовый результат (в эту группу включаются налоги на рекламу, имущество и т.д.);
  • доход - прибыль, зарплата (с них уплачивается подоходный налог, ЕНВД);
  • чистая прибыль – суммы, уплачиваемые в виде налога за счет прибыли (штрафы, санкции, возмещения ущерба, пеня).
  1. Классификация налогов по объекту включает имущественные (для всех категорий плательщиков), ресурсные, налоги, исчисляемые от величины доходов, потребительские, а также специальные налоги, оплачиваемые за ведение определенного вида деятельности.
  2. С точки зрения установленного порядка ведения различают общеобязательные (те, которые определены федеральным законодательством и применяются на территории всей страны) и факультативные (те, которые вводятся специальными постановлениями для какой-либо конкретной цели).

Таким образом, необходимость классификации налогов можно объяснить множеством объектов обложения, каналов поступления, видов плательщиков, периодичности уплаты и т.д.


Налоги – это инструмент экономической политики. Налоги должны подкорректированы налоговой системой таким образом, чтобы выполнялись задачи роста, сохранения источников пополнения бюджета; необходимо упрощение для налогоплательщиков возможности уплаты налогов. Уплата налогов должна быть комфортной для тех, кто ведет бизнес. Снижение налоговой нагрузки на бизнес расширит налоговую базу в будущем.

Все подсистемы налоговой системы взаимодействуют между собой, а налоговая система в целом взаимодействует с субъектами налогообложения в лице налогоплательщиков. Таким образом, без налогоплательщиков невозможно существование налоговой системы, иначе не с кого было бы взимать налоги и сборы. Однако налогоплательщики, являясь элементов внешней среды по отношению к налоговой системе, активно воздействуют на налоговую систему в своих интересах, как и последняя на них. Следовательно, связь между внешней средой и налоговой системой является, по сути, двусторонней.

Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации

2.1. Структура, законодательная база и роль в экономике налоговой системы РФ

Налоговая система России как современного демократического государства складывалась под воздействием множества факторов: исторических, политических, экономических и социальных. Переход к рыночной экономике и появление новых реформ собственности потребовали создания новой налоговой системы. В истории развития налоговой политики современной России можно выделить 6 этапов, представленных в таблице 2.

Таблица 2. – Этапы развития налоговой политики.

Года

Характеристика

Начало 90-х годов

(с 1990-1993гг.)

Государство, на период резкого перехода к новым экономическим, политическим и социальным условиям жизни общества, вело фискальную политику по принципу «взять все, что можно взять». При этом государство практически попало в «налоговую ловушку», когда повышение налоговой нагрузки вело к снижению государственных доходов.

С 1994 по 1998гг.

Второй этап снизил ставки налога на прибыль и НДС с 28% до 20% и 10% и характеризуется глубокими кризисами в экономике и в бюджетно-финансовой системе, падением собираемости налогов, нарастанием огромной задолженности. За период с 1991-1999гг. в России было принято множество нормативно-правовых документов, в которых содержались некие противоречия. В связи с этим необходимо было принять единый кодифицированный акт – Налоговый кодекс РФ.

С января 1999 по 2001 годы

Формируется налоговая политика России, принятие первой части НК РФ, которая характеризуется периодом осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятия со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной и понятной налоговой системы.

2002-2006гг.

Четвертый этап характеризуется усилением сложности и разностильности налоговой системы, связанной с экономическим кризисом: упрощен режим налогообложения малого бизнеса; снижены налоговые ставки по НДФЛ и усовершенствована система налоговых вычетов по нему; удалось обеспечить более – менее равномерное распределение налоговой нагрузки среди налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот.

2007-2015гг.

Пятый этап еще более усилил негативную тенденцию предыдущего периода. На этом этапе налоговая политика государства связана с международными экономическими кризисами.

С 2015г. по настоящее время

Принятое новое налоговое законодательство учитывает: пресечение налогового произвола властей, особенно на местных; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепления гарантий соблюдения налоговой законности.


В существующих сегодня экономических системах роль налогов значительно велика. Они являются основным каналом доходной части бюджета и, кроме этого, включены во все звенья финансовой системы государства с юридическими и физическими лицами. От продуманности и адекватности налоговой системы современным экономическим условиям, принципами национальной экономики; зависит эффективность деятельности главных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому закономерно: в российских условиях налоговая политика стала важнейшим объектом и направлением рыночных реформ.

В настоящих условиях рыночной экономики значимость налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальны процессов, которыми располагает государство. Налоговая политика – это совокупность принятых управленческих решений и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами управления в области налогообложения, с учетом интересов и целей государства на определенном историческом этапе его развития. Налоговая политика относиться к сфере государственного управления, в которой, объективно существуют конфликт и государственные интересы, в виду «вторжения» в частную собственность с целью изъятия и дальнейшего перераспределения ее части.

На сегодняшний день налоговая политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий в налоговой сфере, которые направлены на достижение обеспечения ресурсами выполнения общегосударственных задач. Она содержит стратегические и тактические цели. Налоговая политика должна проводиться в рамках единой согласованной финансовой политики, т.к. оказывают весомое влияние на экономику. При этом налоговую стратегию государства можно определить, как совокупность ключевых целей и основных способов их достижения на перспективу, а налоговая тактика государства в свою очередь позволяет своевременно решать конкретные текущие задачи и детализирует стратегию.

От налоговой стратегии тактика отличается гибкостью, оперативностью, незамедлительной реакцией на изменение, происходящие в стране и во всем мире. Отсюда следует, что с помощью налоговой политики, государство:

  1. Проводит протекционистские или ограничивающие меры по отношению к отдельным сферам деятельности, регионам, отраслям;
  2. Осуществляет антиинфляционные меры;
  3. Противодействует сговорам монополий;
  4. Способствует повышению устойчивости и эффективности деятельности предприятий, по средствам совершенствования законодательной базы в сфере налогообложения.

Как показывают сегодняшние реалии, очень серьезной проблемой России является общая неопределенность налоговой политики, что подтверждается постоянными изменениями, вносимыми в ключевые нормативные акты в этой сфере. Таким образом, количество изменений в НК РФ за год в среднем составляет от 20 до 40. Данные поправки не могут отразиться на состоянии предпринимательской деятельности, являющейся одним из основных направлений, которые обеспечивает поступательный характер налоговых доходов бюджета Российской Федерации.

Частичный предварительный анализ современной налоговой политики позволяет сделать вывод о ее противоречивости и неустойчивости. Нестабильность налоговой политики в ее незащищенности, высокой зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов. Именно поэтому различные этапы налоговой 28 политики и их критическая оценка остаются в поле зрения ученых экономистов на протяжении длительного времени и особенно актуальны на современном этапе развития современной России.

Сущность налоговой политики на государственном уровне достаточно изучена. В то же время вопрос о возможности проведения налоговой политики на иных уровнях до сих пор остается открытым. В целом разделение налоговой политики по уровням невозможно без выделения признаков, по которым это разделение будет производиться. Наиболее целесообразным и верным представляется выделение следующих признаков:

  • Основная цель;
  • Субъект налоговой политики;
  • Объект налоговой политики.

В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации снижение налоговой нагрузки в течении ближайших трех лет невозможно, но стоит также обратить внимание на бизнес. Сейчас в нашей стране одной из самых больших налоговых проблем является высокая нагрузка на фонд оплаты, что толкает предпринимателей к уклонению от уплаты страховых взносов. В результате, налоговая нагрузка для «белого» бизнеса становится непомерно высока. Если бы в Российской федерации отсутствовала теневая экономика, даже теоретические показатели налоговой нагрузки 5% ВВП были бы гораздо больше.

Главная задача – делать так, чтобы теневой экономики было как можно меньше, и тогда при более низком уровне налогов тот же объем поступлений можно неплохо получить.

Для государств с развивающейся рыночной экономикой характерно частичное вмешательство государства в экономические процессы. Особое место занимает налоговая политика. Такие страны получают возможность для формирования средств механизма правового действия, исходя из возникновения новых отраслей права. И тут особое внимание уделяют налоговому праву.


Если уровень развития экономики на рынке высок, то мы наблюдаем минимум регулирования государством экономических процессов. При этом государство способно формировать собственные материальные ресурсы. Успешное развитие налоговой политики – это качественная реализация государством своей функции социального регулятора. Таким образом, государство собирает налоги и пополняет бюджет, мотивируя рост производства, устанавливая оптимальный размер налога для налогоплательщиков.

При исследовании механизма взаимодействие государства, права и экономики особое внимание следует уделить исследованию содержания понятия налоговой политики, которая также зависит и от инструментов налогового регулирования. Рассмотрим на примерах и проанализируем статистические данные по регулированию рыночной экономики разными странами.

Исходя из того, что в России, а также в зарубежных странах основными инструментами фискального регулирования являются налоговые ставки и проведено сравнение налоговых ставок и льгот нескольких развитых стран: США, Великобритании, Германии, Франции, России. Сначала рассмотрим налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Таблица 3 показывает, что во всех представленных странах предусмотрены дифференцированные ставки налогов на личные доходы.

Таблица 3 – ставки НДФЛ, НДС в разных странах на период 2018 года

Страны

Ставка налога на личные доходы

Ставка подоходного налога

Ставка НДС

США

10-39,6%

15-35%

-

Великобритания

10-50%

20% и 23%

17,5%

Германия

0-45%

15%+5,5%+(7-17,5% налог на торговлю)

19%

Франция

0-41%

33,33%

19,6%

Россия

13%

20%

18%

США ставка налога зависит от суммы налогооблагаемого дохода и статуса налогоплательщика. Максимальная ставка налога составляет 39,6%, что относительно других стран не такая высокая.

В Германии и Франции существует система семейного налогообложения. В этом случае семья сдает декларацию, такая система особенно выгодна, когда разница в доходах супругов высока, так как это приводит к экономии при выплате в общем налоговом режиме. Стоит отметить, что относительные ставки держатся примерно в одном диапазоне.