Файл: Свойства и показатели качества товаров (косметические средства)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль качества имеет большое значение при создании (изготовлении) товаров, при их хранении, транспортировке, продаже и утилизации. Как отмечалось выше, контроль качества - это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям. Требования к показателям качества определены в соответствующих нормативных документах (правилах, стандартах, нормах, правилах и т. д.) или в технических спецификациях. При совершении операций условия договора в разделе «Требования к качеству», «Основные и специальные условия поставки» и т. д. приравниваются к этим документам.

Контроль качества осуществляется на разных этапах жизненного цикла продукта, а виды и цели контроля на каждом этапе могут быть разными. На этапе производства контроль качества осуществляется производителем. Целью такого контроля является отказ от некачественной продукции, а также установление причин брака. Более того, чем тщательнее осуществляется такой контроль, тем выгоднее сам производитель.

На этапе обращения осуществляется контроль качества с целью проверки сохранности товара при хранении, транспортировке, а также при продаже. Важнейшее место отводится контролю качества при передаче товаров с одной стороны на другую, например, при сделках купли-продажи и т. д.

Эти операции, как правило, выполняются на торговых предприятиях в соответствии с инструкциями о порядке приемки промышленной продукции и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки промышленной продукции и товаров народного потребления по качеству».[4]

Контроль качества товаров в процессе приемки осуществляется либо на складе получателя, либо на складе поставщика в строгом соответствии со стандартами, спецификациями, договорами, другими обязательными для сторон правилами, а также сопроводительными документами, удостоверяющими качество и комплектность товара. Доставленный товар (технический паспорт, сертификат, сертификат качества, счет-фактура, спецификация и т. д.). Сроки приемки качества могут быть предусмотрены договором поставки или установлены стандартами или спецификациями.

Во всех остальных случаях в соответствии с инструкциями устанавливаются следующие условия приемки товаров: для доставки нерезиденту - не позднее 20 дней, а для скоропортящихся товаров - не позднее 24 часов после выдачи товара транспортное разрешение или получено магазином; с равномерной доставкой 256 - не позднее, чем через 10 дней, а скоропортящиеся продукты - не позднее, чем через 24 часа после поступления в магазин.


Более длительные сроки установлены для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и районов ранней доставки. Если в результате проверки было установлено, что качество товаров, их комплектность и маркировка не соответствуют указанным требованиям, то проверка приостанавливается и составляется акт, в котором указывается количество проверенных товаров и Характер выявленных дефектов. Продукция низкого качества отправляется на склад, где должна быть обеспечена безопасность этих товаров. Далее действуйте в соответствии с условиями договора поставки. Обычно представитель поставщика (производителя) вызывается для продолжения приемки.

1.2. Установление потребительских свойств товара и его качества

Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, определяющих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. Фактически эта номенклатура определяет качественные характеристики товаров народного потребления. В рамках номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворенных потребностей (рис. 1).

Рис.1. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров

Остановимся подробнее на каждой из этих групп и подгрупп потребительских свойств товаров.

Цель - способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также необходимость их систематизации.

Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товара. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, то остальные свойства теряют свою привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагоприятных внешних воздействий, то их надежность, эстетические и другие свойства не имеют существенного значения для большинства потребителей.

В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства задания подразделяются на подгруппы: функциональные, социальные, классификационные и универсальные.

Функциональные свойства (функциональные свойства) отражают способность товара выполнять свои основные функции. Эта подгруппа свойств и показателей чаще всего удовлетворяет физиологические потребности (еда, одежда, обувь и т. д.) или выполняет вспомогательные функции (посуда, средства по уходу за одеждой, обувь и т. д.). Итак, для всех пищевых продуктов определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность; для группы одежды и обуви это защитные свойства (от неблагоприятных внешних воздействий).


Каждое из этих свойств может быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в ккал (Дж), а биологическая ценность оценивается количеством незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минералов. Функциональные свойства стиральной машины могут быть выражены количеством и качеством выстиранного белья. В то же время существует довольно большая группа непродовольственных товаров, функциональные свойства которых определяют удовлетворение только социальных потребностей, таких как ювелирные изделия, предметы антиквариата, музыкальные товары.

При определении функциональных свойств необходимо установить основное назначение продукта и условия использования по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей.

2. ТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ В ВИДЕ СРЕДСТВ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ

2.1. Сущность оценки качества парфюмерно-косметических товаров

Качество косметической продукции является одним из важнейших факторов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятий. Качество - это совокупность характеристик продукта, которые определяют способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности. На формирование потребительских свойств косметической продукции влияют: планирование и разработка состава косметической продукции; сырье; технология производства; упаковка и расфасовка косметической продукции. Планирование и разработка состава косметического продукта предполагает, прежде всего, установление определенных, в том числе новых, требований к его качеству.

Эти требования могут быть установлены на основе маркетинговых исследований рынка косметики и научных разработок, проведенных производителем. Исследование рынка предполагает анализ существующих продуктов - их назначение, действие, рецепт. Маркетинговые исследования дополняются научными разработками новых рецептур и тестированием как новых, так и существующих продуктов. Как правило, крупные фирмы имеют свои собственные салоны красоты и парикмахерские, в которых тестируются новые композиции, изучается их влияние, в том числе их эффективность, отмечаются недостатки и определяются пути их устранения. Изучение полного жизненного цикла косметического продукта позволяет правильно определить его качественные характеристики и, благодаря научным разработкам, создать необходимый инструмент. Важнейшим условием создания качественного и безопасного косметического продукта является разработка его состава.


Косметические средства имеют многокомпонентные композиции, отдельные компоненты могут взаимодействовать друг с другом, по-разному воздействовать на кожу и волосы человека, что следует учитывать при разработке композиции. Формулировка и отбор сырья осуществляются с учетом требований Руководства по косметическим средствам, утвержденного в ЕС и отечественном СанПиН. В этих документах приводятся списки красителей, консервантов, фотозащитных веществ, которые разрешены для использования в косметической промышленности, а также перечни веществ, которые не разрешены для использования в косметике и подлежат ограниченному использованию при соблюдении ряда условий.

Ассортимент косметической продукции очень разнообразен по функциональности. Для их приготовления используются различные компоненты как природного, так и синтетического происхождения. При выборе сырья для рецептуры его образцы проверяются на соответствие установленным требованиям по физико-химическим свойствам и содержанию различных загрязняющих веществ. Сырье для косметической продукции подразделяют на основное и вспомогательное. Основное сырье включает: жирные продукты, структурообразующие, эмульгирующие, гелеобразующие, пленкообразующие вещества, наполнители, поверхностно-активные вещества, консерванты.[5]

1 Жирное сырье - жиры, масла и жировые компоненты - питают кожу, смягчают ее, поддерживают эластичность, восполняют потерю кожного сала при мытье, неблагоприятные факторы, при недостаточной активности сальных желез. Чаще всего в косметике используются оливковое, хлопковое, кукурузное, касторовое и виноградное масла, которые вводятся в рецептуру в зависимости от предполагаемых свойств. Особого внимания заслуживают жироподобные вещества - керамиды и фосфолипиды. Они созданы на основе липидов кожи и синтезируются из растительных материалов, придают коже эластичность и оказывают тонизирующее действие.

2 Воск по своим физическим характеристикам, частично по своей химической структуре связан с жирами. При изготовлении косметики он нашел широкое применение, так как образует эмульсии, способствует созданию структуры косметики, придает им блеск. Есть растительные, животные и синтетические воски. В косметике в основном используются животные - пчелиный воск, ланолин, спермацет. Из растительного воска в основном используется розовый воск, очищенный от отходов лаванды, хвойных, карнаубских и канделильских отходов.


3 Эмульгаторы - вещества, способствующие образованию стабильных эмульсий. Эти компоненты в значительной степени определяют качество кремов - их стабильность, текстуру и однородность структуры. В настоящее время развитие производства эмульсионных кремов, как наиболее совершенных видов кремов для питания кожи, привело к появлению новых эмульгаторов на основе сложных эфиров жирных кислот и сахаров (пентол, сорбитаномат).

4 Гелеобразующие и пленкообразующие вещества используются для приготовления косметических гелей. В качестве гелеобразующих агентов используются следующие: агар-агар (полученный из гелеобразного бульона из Белого моря и дальневосточных водорослей); трагакант (резинка, возникающая в результате порезов на стволе и корнях различных видов кустарников); желатин (высший сорт животного клея); природные смолы и модифицированные природные полимеры.

5 Спирты используются в косметической промышленности в качестве растворителей и в качестве компонента жидких препаратов. Это связано с их способностью давать прозрачные растворы с освежающими, дезинфицирующими и запаховыми эффектами в гармонии с большинством парфюмерных изделий. Используются глицерин, цетил, этил и другие спирты. Глицерин - бесцветная, прозрачная, густая сладкая жидкость.

Это побочный продукт производства мыла. Глицерин хорошо растворим в воде, долго не высыхает и не замерзает, препятствует развитию бактерий и грибков. Он используется в качестве водно-глицеринового раствора при изготовлении кремов для рук (ароматического глицерина), а также в виде добавок к косметическим жидкостям и зубным пастам для защиты их от высыхания, замерзания, порчи.

Органические кислоты имеют большое значение в косметической промышленности и используются в различных концентрациях. Они восполняют недостаточную кислотность кожи, укрепляют, а затем снижают секрецию кожных желез; нейтрализует щелочную реакцию пота, помогает уменьшить поры, отбелить кожу, уничтожить веснушки. Бензойная кислота, используемая в качестве антисептика, помогает отшелушивать ороговевшие (мертвые) клетки эпидермиса, поэтому она используется для удаления веснушек и пигментных пятен. Борная, салициловая, молочная, лимонная и др. Кислоты широко используются. Тиогликолевая кислота используется в бигудях, так как разрушает кератин, который является основой локонов.[6]

Ассортимент углеводородов, используемых в косметических продуктах, невелик (парафин, парфюмерное масло, церезин), но их роль очень значительна. Чаще всего эти продукты используются для создания жирной пленки, которая не впитывается в кожу, обеспечивая «скользящий» эффект в массажных и детских кремах, а также в качестве структурообразующих компонентов.