Файл: Налоговые отношения (Понятие налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительную долю всех поступлений налогов и сборов в государственный бюджет, занимают налоговые платежи, которые поступают от предприятий или юридических лиц.

Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически законных действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Рассмотрим конкретный пример налоговых отношений, которые возникают между государством и предприятием. В конце каждого года – отчетного периода своей деятельности, предприятия обязаны уплачивать налог на прибыль.

Предприятие ООО «Листопад» занимается производством и последующей реализацией наборов для творчества, как детского, так и взрослого. В ассортимент данного предприятия входят наборы для шитья, вязания, роспись по гипсу, наборы для лепки из пластилина и глины и прочие предметы, которые необходимы для осуществления творческой деятельности.

За 2015 год предприятие ООО «Листопад» получило размер выручки в размере 4500000 рублей.

Для того, чтобы посчитать размер прибыли, с которой необходимо уплатить налог на прибыль, необходимо рассчитать все расходы, которые данное предприятие понесет в 2015 году.

В 2015 году предприятие ООО «Листопад» включило в размер своих расходов следующие статьи:

- заработная плата сотрудникам предприятия, включая все необходимые выплаты обязательного характера, на сумму в 150000 рублей.

- в августе месяце 2015 года предприятие пострадало от временных сбоев в доставке сырья для производства наборов для творчества. По этой причине 7 дней предприятие находилось во временном простое. За этот период также предприятие понесло часть расходов, на сумму в 10000 рублей.

- руководство предприятия ООО «Листопад» приняло решение поощрить некоторых сотрудников, которые работают на данном предприятии очень давно, и являются его заслуженными работниками. Сумма выплат за выслугу лет составляет 7000 рублей.

Таким образом, расходы, которые связаны с персоналом составляют 150000 рублей + 10000 рублей + 7000 рублей = 167000 рублей.


В 2015 году предприятие также понесло значительную сумму материальных затрат, которая составила 1700000 рублей.

Амортизация основных средств данного предприятия составила 100000 рублей.

Все расходы, согласно законодательству РФ, вычитаются из выручки от продаж, тем самым формируя налоговую базу по налогу на прибыль.

Налоговая база по налогу на прибыль предприятия ООО «Листопад» составляет 4500000 рублей – 167000 рублей – 1700000 рублей = 2633000 рублей.

Налог на прибыль согласно налоговому законодательству РФ составляет в совокупности 20%, из которых 2% необходимо перечислить в федеральный бюджет, а 18% остается в региональном бюджете.

Налог на прибыль предприятия ООО «Листопад» составляет 2633000 рублей * 20% / 100% = 526600 рублей.

Налог на прибыль предприятия ООО «Листопад» составляет 2633000 рублей * 2% / 100% = 52660 рублей.

Налог на прибыль предприятия ООО «Листопад» составляет 2633000 рублей * 18% /100% = 473940 рублей.

Таким образом, в заключении раздела можно сделать следующие выводы:

- налоговая система государства представляет собой комплекс налогов, сборов, пошлин, которые взимаются в установленном законодательством порядке. Также налоговая система включает в себя нормы и правила, на основании которых действуют в государстве налоговые отношения.

- налоговые отношения, в частности, возникают между государством и предприятием или юридическими лицами.

- был рассмотрен конкретный пример, который демонстрирует формирование и развитие налоговых отношений в части налога на прибыль.

2.2. Анализ налоговых отношений между государством и физическими лицами

Следуя Конституции РФ, каждое физическое лицо обязано уплачивать в государство различные налоги и сборы. В связи с этим между государством и физическими лицами возникают налоговые отношения.

Налоги, которые платят физические лица, в том числе, государственный бюджет, являются важной частью в процессе обеспечения национальной экономической безопасности государства.

Если налогоплательщик нарушил законодательство о налогах и сборах, то его обязательно привлекут к ответственности. Данная ответственность будет налоговой, административной и уголовной. Налогоплательщик, который нарушил закон, не освобождается от ответственности даже в том случае, если закон был нарушен случайно или по незнанию, то есть не умышленно.


Со 2 июня 2016 г. действует новое правило. Согласно статьи 11.2 НК РФ: подключение физического лица к личному кабинету на сайте ФНС автоматически отменяет отправку ему документов из инспекции, в том числе и уведомлений на уплату налогов, обычной почтой. С 2016 года порядок их уплаты изменился: фискальные платежи за прошлый год необходимо перечислить до 1 декабря 2016 года по налоговому уведомлению, высланному ИФНС. Ранее срок для исполнения налоговых обязательств отводился до 1 октября.

Действующим законодательством определены случаи когда плательщики не получают налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов и соответственно не несут ответственность за их не уплату.

В частности, не направляются уведомления на уплату налогов, в случае, если:

-если сумма всех начисленных налогов для данного физического лица составляет менее 100 рублей;

-имеется право на льготы налогам, и отсутствует сумма налога к уплате по всем объектам собственности;

-отсутствует налоговая база по объектам собственности. Это касается кадастровой стоимости для земельных участков и инвентаризационной стоимости для объектов недвижимости.

Но, если граждане ранее платили налоги в суммах более чем 100 рублей, а также в течение 2015 года были приобретены объекты недвижимости, транспорта, то необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства или месту учета имущества для получения такого уведомлений и квитанций на уплату таких налогов.

Одним из самых распространенных налогов в налоговых отношениях между государством и физическими лицами, является НДФЛ – налог на доходы физических лиц.

Рассмотрим пример.

Сотрудник Караваев отработал в марте 12 дней. Оклад данного сотрудника составляет 22000 рублей. Необходимо рассчитать сумму НДФЛ, которую необходимо перечислить в государственный бюджет за март 2016 года.

Согласно производственному календарю на 2016 год, март имеет 22 рабочих дня. В соответствии с данной информацией заработная плата за март начислена в размере 22000 рублей / 22 *12 = 12000 рублей.

НДФЛ составляет 13% от заработной платы и составляет 12000 рублей * 13% / 100% = 1560 рублей.

Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующему выводу:

- между государством и физическими лицами также возникают налоговые отношения в части уплаты налогов и сборов.

- данные налоговые отношения характеризуются такими налогами, как НДФЛ, налог на имущество, государственная пошлина, транспортный налог и прочие.

- был рассмотрен конкретный пример, где наглядно отражены возникшие налоговые отношения между государством и физическим лицом в части НДФЛ.


2.3 Регулирование налоговых отношений

Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном. Оно означает осуществление правовых норм через правоотношения (Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями). Отсюда, правовое регулирование всегда означает правовое воздействие. В этом смысле регулирование- лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения.

Механизм правового регулирования- это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достичь его целей (формальный признак).

Принципы правового регулирования являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют они и для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.

Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Можно сформулировать пять основных юридических принципов налогообложения:

• принцип равного налогового бремени (нейтральности). Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборов основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Согласно данному принципу не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;


• принцип отрицания обратной силы налогового закона. Это общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип закреплен в п.2 статьи 5 НК РФ: «Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют». Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу. Законы, отменяющие налоги, снижающие размеры ставок налогов, устанавливающие обязанности налогоплательщиков, налоговых актов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это;

• принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами. Данный принцип является специальным. Он означает, что неналоговые законы содержащие нормы, касающиеся каким-либо образом налоговой сферы, применяются только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения налогового законодательства;

• принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе. Предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:;

• принцип сочетания интересов государства, субъектов РФ, местного самоуправления и налогоплательщика в правовом регулировании налоговых правоотношений и при применении налогового закона.

Этот принцип присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении законодательства о налогах и сборах. Это неравенство проявляется в неравном положении плательщика налогов (сборов), при взыскании недоимок и штрафов и возврате переплаченных налогов.