Файл: СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями становится значимым взрослым для ребенка, поэтому от умения учителя взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.

Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую эти стороны выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей, что обуславливает нарушение конструктивного взаимодействия между субъектами образования.

Согласно современным подходам, именно взаимодействие составляет основу педагогического процесса на любой ступени системы образования. Очевидно, что затруднительно организовать педагогический процесс без продуманного взаимодействия субъектов образовательной ситуации, без опоры на активное соучастие в процессе познания. В связи с этим становится актуальным изучение современных особенностей педагогического взаимодействия учителей и родителей.

В педагогической литературе прослеживаются разнообразные подходы к осмыслению феномена взаимодействия. Прежде, в традиционном педагогическом процессе преобладали субъект-объектные отношения учителя и учащегося, где педагог являлся субъектом, а ребенок являлся объектом формирования и развития.

В современной педагогике особую актуальность приобретают подходы, технологии, концепции, разработки, способствующие формированию и развитию субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса.

Сегодня под педагогическим взаимодействием (сотрудничеством) школы и семьи понимается специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, которая обусловлена образовательной ситуацией и реализуется на основе общих педагогических интересов.

Целью сотрудничества школы и родителей является вовлечение последних в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе.

Изучению вопросов, связанных с выявлением особенностей педагогического сотрудничества с родителями учащихся, посвятили свои работы такие ученые как: Е.В. Головнева, А.С. Домашенко, Т.Н. Демиденко, Е.В. Демидова, С.Г. Молчанов, М.П. Нечаев, Е.М. Рожкова и другие.


Цель настоящей курсовой работы - исследование особенностей сотрудничества с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса.

Исходя из поставленной цели, определены основные задачи исследования:

1) рассмотреть общие положения работы с родителями как важнейшего направления деятельности образовательной организации;

2) изучить формы взаимодействия педагогов с родителями;

3) провести диагностическое исследование взаимного сотрудничества родителей младших школьников и педагогов.

В качестве объекта исследования в данной курсовой работе выступают общественные отношения, связанные с процессом сотрудничества школы и родительского коллектива.

Непосредственным предметом исследования является сотрудничество учителей и родителей младших школьников.

Методологической основой исследования являлись всеобщий метод познания – исторический материализм, общенаучные методы – анализ и синтез, исторический и логический метод, частнонаучные методы исследования – формально-логический, метод системного анализа, сравнительный метод, изучение и анализ документов.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

ГЛАВА 1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Понятие взаимного сотрудничества школы и родителей

Семья является естественной средой развития ребенка, главный институт воспитания, в котором закладывается основа будущей личности. С того момента, когда ребенок поступает в школу, возникает «педагогический треугольник»: учитель - ученик - родитель. Отношения, складывающиеся между педагогом, учащимися и их родителями, главным образом, влияют на достижения и развитие детей. Именно семья должна брать на себя ответственность за образование своего ребенка. Вследствие этого, важнейшим направлением деятельности школы на современном этапе признается педагогическое и социальное взаимодействие с родителями учащихся.


Один из педагогических афоризмов гласит, что самым сложным в работе с детьми является работа с их родителями. Действительно, несмотря на общие интересы семьи и школы, нередко они становятся на противоположные позиции и не находят общий язык. В связи с этим важнейшей задачей, которую необходимо решить педагогу, становится задача формирования активной позиции семьи по отношению к школе и всему образовательному процессу.

Школа вынуждена работать с родителями, пассивно ожидающими от нее значительных результатов в обучении, воспитании и развитии их ребёнка. Поэтому задача педагога помочь родителям в соответствии с положениями ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», занять позицию самостоятельного и полноправного субъекта образования своего ребёнка, имеющего «преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами»[1].

В рамках реализации ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» у общеобразовательных организаций появилась новая компетенция и обязанность - оказывать помощь родителям в воспитании ребенка, охране и укреплении его физического и психического здоровья, развитии индивидуальности, присущих только ему способностей, коррекций нарушения их развития.

На это указывает и Федеральный государственный образовательный стандарт, в части, о необходимости создания психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы образовательной организации, которые должны обеспечивать не только возможность формирования и развития психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности, но и вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса[2].

В настоящее время при выстраивании стратегии сотрудничества и взаимодействия с родителями требуется не формальное, а реальное понимание их роли как субъектов образовательного процесса, способных активно влиять на образовательные цели, содержание образования, технологии обучения, образовательно-воспитательную среду школы.

Педагогическое взаимодействие (сотрудничество) школы и родителей определяют как «обусловленную образовательной ситуацией, специально организованную целенаправленную связь педагогического коллектива и родителей учащихся, реализующуюся на основе общих педагогических интересов и приводящую к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия»[3], как «взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения, в результате которого развиваются обе стороны», как «ведущий фактор обогащения воспитательного потенциала не только семьи, но и школы»[4].


Авторы целого ряда публикаций (Т.В. Воликова, В.Н. Гребенников, Р.М. Капралова, Н.Е. Кожанова и другие) первопричиной такого взаимодействия считают наличие недостатков как в семейном, так и в общественном воспитании, а целью - устранение последних и содействие развитию личности ребёнка.

Таким образом, сотрудничество между родителями и школой призвано воплотить законные права и интересы родителей учащихся, а также возместить недостатки родительской компетентности, тем самым, формируя новое качество образования.

1.2. Принцип родительской компетенции

На данный момент существуют противоречия в понимании родительской компетентности. Родители все больше чувствуют потребность в самообразовании и саморазвитии в части воспитания детей, но, к сожалению, не все осознают важнейшего принципа родительской компетентности.

Под понятием родительской компетентности сегодня понимают[5]:

- знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров);

- интегральную характеристику личности, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);

- возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Н.Г. Кормушина);

- наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (М.М. Мизина).

Опираясь на работы педагогов-психологов, можно определить родительскую компетентность как способность родителей организовать семейную социально-педагогическую работу по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта методом компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций. Родительская компетентность - это компетентность родителя в осуществлении компетентного обучения с целью формировании социально-психологической компетентности ребенка.

Недостаток родительской компетентности проявляется в виде незнания, как действовать во всевозможных жизненных ситуациях и неумения верно сформировать социально-психологическую компетентность ребенка.

Следовательно, семья, выступая активным воспитывающим фактором, является значимым объектом педагогического воздействия школы. При ее всесторонней поддержке и помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на повышение эффективности всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья становится действенным институтом формирования личности ребенка.


1.3. Основные функции классного руководителя в организации воспитательного процесса

Одной из задач профессиональной подготовки будущего учителя является формирование у него готовности к взаимодействию с субъектами образовательного процесса, как с учениками, так и родителями.

В соответствии с воспитательной позицией взаимодействия школы и семьи А.С. Удалова выделяет пять основных функций классного руководителя[6]:

1. Ознакомление родителей с организацией учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. При ознакомлении родителей с организацией учебно-воспитательного процесса в школе важным является разработка единых для всех целей воспитания, определение требований, основополагающих принципов отбора его содержания и форм организации как в семейном воспитании, так и в образовательном процессе школы.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Противоречие в решении данной проблемы в рамках современного школьного образования часто возникает вследствие того, что общий образовательный уровень родителей повышается, повышается их уверенность в непогрешности их педагогической позиции. Однако фиксируется довольно невысокий уровень педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе.

Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. В качестве цели педагогического просвещения родителей предполагается наделение их некоторым минимумом знаний, оказание им помощи в самообразовании, формирование воспитательных умений и навыков.

Повышение уровня педагогической культуры отцов и матерей, по мнению Е.В. Головневой, может осуществляться через коллективные формы работы (лекции, беседы, практикумы, диспуты, конференции) и индивидуальные (индивидуальные консультации и беседы)[7].

Задачами каждой школы, каждого классного руководителя являются выбор наиболее подходящих форм просвещения, удобных для школы и интересных для родителей (школьные лектории, общешкольные и классные конференции на интересующие родителей темы, индивидуальные консультации, обзоры и выставки соответствующей литературы).