Файл: СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немаловажное значение имеет анкетирование, например, анкеты для выявления вопросов нравственного воспитания в семье.

Анкета для родителей:

1. Какие положительные качества хотите воспитать у Вашего ребенка?

2. За что хвалите, за что наказываете?

3. Как поощряете? Как наказываете?

4. Какие качества характера ребенка Вам не нравятся, а какие нравятся?

5. Чем увлекается Ваш ребенок, каково его любимое занятие?

Анкета для детей:

1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3. Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают, за что?

4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

5. Что ты любишь делать, твое любимое занятие?

Анкета для родителей:

1. Сколько времени (приблизительно) Вы проводите в общении с ребенком: в течение дня; в течение недели; в беседах, разговорах; в совместной работе; в кино, клубе, театре, библиотеке; в прогулках (в лес, на реку и т. п.).

2. Есть ли другие виды общения? Укажите их.

3. Считаете ли Вы это время общения достаточным для воспитания Вашего ребенка?

4. Почему?

5. Уверены ли Вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?

6. Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка, и какие? Как их разрешаете?

На предварительном этапе очень эффективной является методика незаконченных предложений. Эта методика помогает определить отношение родителей к школе и учителю, что позволяет классному руководителю избежать проблемных ситуаций.

Еще одна разновидность диагностики - итоговая диагностика, которая проводится в конце учебного года. Это необходимо для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя, но еще в большей степени, чтобы провести коррекционную работу. Коррекционная работа проявляется в оказании родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций.

Также проводится диагностическая оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребенком, данные которой приводятся в таблице 1 (См. приложение А). Родителям предлагается оценить те черты, которые проявляются в их взаимодействии с ребенком («1» - не проявляется, «2» - проявляется очень слабо, «3» - проявляется иногда, «4» - проявляется в зависимости от ситуации и настроения, «5» - проявляется часто, «6» - проявляется всегда вне зависимости от ситуации). Баллы суммируются и получается их среднее значение, которое свидетельствует о характере взаимодействия между родителями и детьми.


Кроме того, существует множество методик оценивания и формирования социальных компетенций родителей, проектирование по включению родителей в социально-образовательную деятельность классного руководителя[16].

Это проектирование предполагает в качестве основной цели развитие коммуникации между педагогическим персоналом образовательного учреждения и родителями, их мобилизацию на участие в глобальном образовательно-культурном проекте, устанавливающем связь между «логикой жизни учреждения» и «логикой жизни семьи», на основании чего должна происходить динамизация и жизни образовательного учреждения, и жизни семьи, чтобы благоприятствовать социально-образовательному успеху каждого обучающегося.

С целью выявления коммуникационных трудностей между родителями (семьями) и образовательным учреждениями, их природы была проведена серия экспериментальных бесед с 10 родителями младших школьников одной из школ[17]. Эти беседы, будучи не директивного плана, навязывали родителям проблематику, касающуюся роли родителя следующим предварительным вопросом: «В чем заключается для Вас роль родителя?».

Беседы длительностью около часа (в зависимости от человека) явились для родителей тем случаем, когда можно поговорить о своей повседневной жизни, о вопросах воспитания и обучения, вообще, о связях со школой и прочем.

Анализ содержания этих бесед проходил с позиций установления иерархии затронутых тем, существенных для проблематики, заданной предварительным (основным) вопросом. Эта перекрестность анализа позволила выявить логику действий, представлений родителей - и тех, которые объединяются, и тех, которые противостоят друг другу.

Суждения этих десяти родителей об их повседневной жизни, семейной жизни, об их связях и отношениях с окружающими их людьми, педагогами, детьми выявили ряд острых проблем.

В беседах выявилась различная частота отношений со школой. Родитель А говорит, например: «У меня отличные отношения с учителями, я их посещаю... Я каждый месяц прихожу к учителям по каждому предмету... В начале нового учебного года я всегда представляюсь классному руководителю и он мне говорит, когда будет собрание... Я спрашиваю его, не побеспокою ли я его, если буду приходить к ней каждые две недели в начале года, а затем я хожу раз в месяц..., а если все в порядке, я хожу раз в два-три месяца...».

Родитель Б говорит: «Каждый день я их навещаю. Я сопровождаю своего ребенка каждый день и по утрам минут пять я беседую с педагогами. Я всегда бываю на родительском собрании. Если класс едет на вылазку, я всегда еду с ними».


Родитель В говорит: «Мне нечего делать в школе. Учителя обязаны учить моего ребенка. Как они это делают - не мое дело. Каждый должен заниматься своим делом».

Исходя из частоты контактов, можно выделить три типа отношений к школе:

A) отношения, разворачивающиеся извне. Показателем таких отношений является отстраненность родителей от школьных дел - ограничиться запиской в школу, росписью в дневнике, звонком учителю по телефону. Такие родители приходят в школу только по настоятельному вызову.

Б) отношения, разворачивающиеся внутри школы. Показателем таких отношений является высокая включенность родителя в школьные дела: посещение учителей, мероприятий, участие в праздниках, вылазках, походах и проч.

B) практическое отсутствие отношений. Показателем этого является практический отказ родителей от каких бы то ни было контактов.

Семейное давление.

Семейное давление на ребенка может проявиться по-разному:

1) сверхучастие проявляется в том, что родитель, видя неуспех ребенка, начинает его «прессовать». Родитель Ж говорит: «Когда у него не получается домашнее задание, я могу начать злиться и кричать на него»;

2) участие в школьных делах в разные возрастные периоды проявляется в том, что в начальной школе родители гораздо внимательнее к школьным делам ребенка, чем в старших классах;

3) участие в каникулярное время - не все родители контролируют выполнение каникулярных заданий (чтение, написание рефератов, сочинений и проч.), считая, что каникулы только для «ничегонеделания». И это каждый раз создает для ребенка трудности при «возвращении» к процессу обучения;

4) культурный разрыв проявляется в том, что семья не знакома или не понимает требований, предъявляемых школой. Родитель З говорит: «Дома как могу, помогаю детям, потому что их учить - уж и методы-то другие, наверное, чем были в мое время. Меня-то учили иначе».

Конфронтация авторитетов.

Актуальной остается тема конфронтации родительского и учительского авторитетов. Дискуссия между родителями и детьми часто заканчивается не в пользу родителей, поскольку дети, сославшись на авторитет учителя, добиваются принятия своего варианта решения. Иногда они точно также поступают и в школе по отношению к предлагаемым учительским решениям. Но проблема не сводится только к этому.

Так, родитель Е говорит: «Пусть учителя объяснят родителям, что ни стараются преподать детям, чтобы мы, со своей стороны, пытались действовать с ними в унисон».

Итак, вероятно предположение, согласно которому «непричастность родителей к школе» часто есть результат взаимного непонимания всех «действующих лиц» и «близких к школе», и «несколько отстраненных», и «совсем далеких от школы» родителей. Причиной «отстраненности» и «далекости» родителей от школы выступают также значительная социально-статусная дифференциация семей, а также удаленность места жительства значительного числа семей от школы.


Каково их соотношение в общем массиве родителей? Ответ на этот вопрос важен для того, чтобы определиться, как организовать работу с теми родителями, которые «близки к школе», чтобы сделать, во-первых, эффективной их коммуникацию с педагогическим персоналом, а во-вторых, с другими группами родителей.

Таким образом, видится разрешение проблемы коммуникации между образовательным учреждением и семьей (родителями) в том, чтобы сформировать группу родителей-посредников между школой и семьей. Анализ показал, что эти родители гораздо эффективнее разворачивают коммуникацию с другими родителями, чем педагогический персонал учреждения.

Родители «близкие к школе» активно участвуют в реализации социально-образовательной логики внутри школы и, следовательно, становятся ее носителями. Это позволяет им разъяснять социально-образовательную логику образовательного учреждения другим группам родителей, например, в ходе собраний, праздников, встреч на улице, во дворе, телефонных разговоров и т. п.

Однако для проведения родителями-посредниками такой работы необходимо организовать их подготовку, обучение. Разные части подготовки касаются:

- вклада каждого родителя (участника подготовки) и размышлений относительно взаимосвязи родитель-ребенок.

- углубления представлений каждого родителя относительно их собственных детей.

- знакомства с функционированием различных социальных институтов, с которыми взаимодействует образовательное учреждение.

- организации взаимосвязи школы, квартала (микрорайона), семьи.

- ознакомления с педагогическими средствами воздействия и взаимодействия.

Подготовка проходит в 4 этапа:

1) Работа над программой «Здоровье».

2) Работа над программой «Управление образовательными программами воспитательной работы» (о сути экспериментальной работы, развернутой на базе школы).

3) Ознакомление с социальными, воспитательными и образовательными целями школы.

4) Работа по изучению (анализу) конкретных случаев из жизни школы, семей, детей и т. п.

Схема практического занятия для родителей-посредников по программе «Управление образовательными программами воспитательной работы».

Цели - связать исполнителей на местах с самой подготовкой, изучить изнутри феномен взаимоотношений между учителем и учениками, самому себе дать отчет в реальности работы преподавателей, подготовка наблюдения, наблюдать за классом, местом расположения, числом учеников. Приемы, какими педагог привлекает внимание к себе, какими словами он обращается к каждому ученику, классу, в целом. Как ему на это отвечают ученики. Передать содержание понятия «дисциплина».


Каждый родитель готовит доклад о проведенном посещении. В рамках групповой работы происходит обсуждение каждого доклада. В рамках групповой работы были рассмотрены следующие темы: «Капитуляция» родителей», «Родительская власть», «Дисциплина в начальной и основной общеобразовательной школе», «Приемы установления связи с родителями, которые не приходят в школу», «Дети с неустойчивой психикой», «Агрессивность детей». Ознакомление с социальными, воспитательными и образовательными целями школы осуществляется в соответствии с Программой «Дети России».

В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения должна быть определена, поддержана и развита система повторяющихся мероприятий, в которых участвуют и дети, и взрослые (например, федеральные праздники: День независимости, День знаний, День Учителя и проч.). И вся работа по социализации и гражданскому воспитанию должна быть выстроена как система повторяющихся мероприятий, зафиксированная в виде циклограммы. В рамках их исполнения можно совместно с заинтересованными социальными институтами формировать моральные и материальные ресурсы.

Вся эта работа направлена на освоение детьми и молодежью различных социально-значимых ролевых моделей. Ребенок, подросток, готовясь к такому мероприятию, выступает либо как его относительно активный или относительно пассивный участник, хотя уже само участие есть свидетельство принятия традиции и, следовательно, совокупности социально значимых норм, которые стоят за этой традицией.

Опираясь на все вышеизложенное, можно представить воспитательную работу в школе как совокупность самых различных проектов, обеспечивающих реализацию внутриинституциональных традиций, с одной стороны, и обогащающихся постоянно за счет вновь возникающих традиций, даже эпизодических, учитывающих интересы каждого ребенка, с другой стороны.

Уже сегодня можно классифицировать традиции по основанию - уровень включенности детей, родителей и персонала - как индивидуальные, групповые и институциональные (то есть, всего учреждения). Для того же, чтобы оценить реализуемость проекта, необходимо создать некие общие основания его структуры, т. е. любой проект должен отвечать на следующие вопросы: 1. На базе чего (Ради чего)? 2. Для чего (Почему)? 3. Для кого? 4. От имени кого? 5. Кто (Какими силами)? 6. Чем (Какими средствами)?

Со временем в образовательном учреждении накопится много различных проектов и тогда они станут своеобразной «методической» базой для развертывания все более сложных, комплексных проектов для детей и для семей. А для педагогов и родителей-посредников эти проекты будут ориентирами на основные направления их деятельности по культивированию, поддержанию и развитию традиций. Некоторым детям и их семьям, особенно «отстраненным» и «далеким», педагоги могут поручать развертывание проектов на заданную тему, имея в виду целенаправленное формирование у конкретного ребенка конкретных качеств.