Файл: СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Примерные темы родительских вечеров:

1 Год рождения ребенка, - каким он был, этот первый год?

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

4) родительские тренинги - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать.

Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье».

5) родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

6) общесемейные спортивные праздники, к которым можно отнести конкурс «Мама, папа, я - спортивная семья». Такие праздники с соревнованиями, награждениями способствуют усилению взаимопонимания в семьях, улучшению отношения родителей к школе. Особенно действенно это в начальной школе.


Как показывает практика, традиционные методы работы с родителями превалируют в значительной степени над нетрадиционными. Хотя традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель - счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.

2.2. Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса

Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Родительский комитет избирается общим собранием родителей класса в начале учебного года сроком на один год. Количество членов родительского комитета устанавливается решением собрания. Для выполнения текущей работы родительский комитет выбирает из своего состава председателя, определяет состав комиссий (секторов) по учебной работе, культурно-массовой (спортивной) и санитарно-хозяйственной работе.

Задачи родительского комитета[13]:

1) помощь в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей в классе, в дне самоуправления.

2) оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе в классе. В первую очередь, это организация и проведение Родительских уроков в классе. Родительские уроки - это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают кругозор.

Помимо Родительских уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Польза родителей в решении этого вопроса огромна, однако, это интересно не только детям, это интересно и самим родителям - увидеть своего ребёнка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребёнком и другими детьми[14].


3) решение хозяйственно-бытовых вопросов в классе: ремонт классного кабинета, мебели в классе, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой.

4) По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещение учащихся класса в семье, профилактические беседы с неблагополучными семьями, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет класса обязан:

- помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

- вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

- влиять на формирование культуры родительского общения;

- быть посредником между семьёй, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

- стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

- выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

- соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

- активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

- помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

- заслушивать сообщения классного руководителя о состоянии и перспективах работы класса и его разъяснения по интересующим родителей вопросам;

- собирать родительские собрания (на классных родительских собраниях обязательно присутствие классного руководителя);

- принимать участие в решении вопросов об оказании материальной помощи нуждающимся учащимся из фонда всеобуча;

- посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

- присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

- высказывать своё мнение о проводимых в классе мероприятиях;

- принимать совместно с классным руководителем определённые меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;

- проводить беседы с проблемными учащимися;

- поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав ребёнка и семьи;

- привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решении проблем семьи.

Нужно обязательно составлять положение о родительском комитете класса, план работы родительского комитета, тогда родители будут знать что им предстоит выполнить, подготовиться, предложить свои идеи, а классный руководитель не получит отказ из-за занятости на работе.


В качестве примера можно привести краткий отчёт о работе родительского комитета одного из младших классов начальной школы[15]:

1. Проведено 7 заседаний родительского комитета.

2. Приняли участие в работе родительского комитета школы. Богатырёва М. А.

3. Закупили учебники и учебные пособия для класса. Докучаева Н. А.

4. Составили социальный паспорт класса. Кравчук Е. А.

5. Составили социально - демографические паспорта семей класса. Кравчук Е. А.

6. В рамках года семьи приняли участие в подготовке семейного праздника «Наша дружная семья». Благодарность семьям Богатырёвых, Костяевых, Нуриевых, Баженовых.

7. Оказана помощь в проведении занятий ипотерапией. Благодарность Богатырёвой М. А., Балобановой Г. А. и Корепанову О. Ю.

8. Приняли участие в семейной игре «Моя семья» среди 3-х классов - 1 место. Благодарность Герасимову И. Б., Баженову И. Б., Волковой Н. Ю., Волкову Д. Д., Балобановой Г. А., Солуяновой Л. А. и Краснову А. Л.

9. Закупили подарки к новому году для ребят класса. Благодарность Доучаевой Н. А.

10. Приняли участие в проведении клуба выходного дня «За здоровьем в лес, на каток, в спортзал». Благодарность Баженову В. Л.

11. Проведён родительский всеобуч на собраниях: «Возрастные особенности детей 7-9 лет» Благодарность Столицыной Т В.; «Что нужно знать о леворуких детях» Благодарность Солуяновой Л. А.

12. Составлены памятки для родителей: «Если обучение идёт трудно»; «Воспитание трудолюбия в семье».

13. Проведено анкетирование: «Об отношении к школе»; «Состояние воспитательной работы глазами родителей».

14. Приняли участие в акции помощи приюту для бездомных животных «Кот и пёс» - доставка детей на машинах в посёлок (12 человек), оказание физической помощи по расчистке территории от снега и уборка пиломатериала, доставка корма и других материалов. Благодарность Зерновой С. Б., Корепанову О. Ю., Волкову Д. В., Курушкину С. В.

15. Организован выезд в оздоровительный лагерь «Волна». Благодарность Богатырёвой М. А., Волковой Н. А., Волову Д. Д., Баженову В. Л., Краснову А. Л., Богатырёву С. В.

Анализ документов показывает всю яркую палитру взаимодействия классного руководителя и родительского комитета и привлечения родителей класса к совместной деятельности. Результатом явились высокие результаты участия в различных конкурсах и акциях, активное участие и подготовка родителей класса в мероприятиях, высокие результаты социологических исследований.

Сейчас уже никто не сомневается, что необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.


Выводы по главе 2

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Взаимодействие с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации.

Основные формы взаимодействия педагогов и родителей:

1) традиционные формы – родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции; дни открытых дверей и индивидуальные консультации;

2) нетрадиционные формы – тематические консультации, родительские лектории, родительские вечера, родительские тренинги, родительские ринги, общесемейные спортивные праздники.

В будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей - инвалидов).

ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.

Огромную роль играет диагностика, без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, полученная классным руководителем от детей и родителей, оказывает неоценимую услугу и семье, и ребенку.

Так, например, предварительная диагностика позволяет спрогнозировать состав родительского коллектива.