Файл: СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие взаимного сотрудничества школы и родителей
1.2. Принцип родительской компетенции
1.3. Основные функции классного руководителя в организации воспитательного процесса
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Формы взаимодействия педагогов с родителями
2.2. Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса
Дети могут разворачивать такие проекты и в семье, вместе с мамами и папами. Такие проекты, ставшие историей в какой-то момент, можно рекомендовать и другим родителям как типовые образцы с учетом необходимости формирования определенных качеств у детей, а иногда, исподволь, оказывая и положительное влияние на семью, в целом, в интересах ребенка.
Выводы по главе 3
На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что родители в целом готовы сотрудничать с учителями и удовлетворены образовательно-воспитательным процессом, однако они нуждаются в помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов.
79 % опрошенных родителей доверяют учителям, 73 % считают их профессионалами своего дела, 49 % родителей всегда предлагают свою помощь. Многие из родителей (65 %) удовлетворены теми условиями, которые создает школа детям для проявления и развития их способностей. В анкетировании 58 % родителей согласились с тем, что они имеют свободный доступ в школу и часто посещают образовательное учреждение. 74 % родителей испытывают чувство взаимопонимания, контактируя с учителями и администрацией.
Педагогу в свою очередь необходима четкая стратегия взаимодействия, владение эффективными формами и методами работы с родителями, а также систематическая, последовательно организуемая работа по формированию у родителей педагогических умений и навыков.
По результатам анкетных данных, 74 % учителей считают, что родители не принимают активного участия в жизнедеятельности школы, 35 % педагогов считают современных родителей пассивными, 21 % -конфликтными, 8 % - агрессивными, 46 % учителей считают, что родители не умеют компетентно общаться, 85 % отмечают, что вся ответственность за учебу детей лежит на учителях.
Оценивая роль родителей в школьном педагогическом процессе, учителя отмечают дефицит родительского внимания к школьным проблемам, родитель еще не стал в полной мере субъектом образовательной среды школы.
Повышение педагогической культуры родителей необходимо проводить одновременно с повышением квалификации самих педагогов, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к образовательному учреждению, педагогам и их требованиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проводимых исследований с целью выявления особенностей педагогического сотрудничества с родителями младших школьников позволяет сделать следующие выводы:
- родители учащихся младших классов нуждаются в помощи педагогов по вопросам обучения и воспитания;
- педагогические коллективы недостаточно активно взаимодействуют с родителями по всем направлениям: уделяют мало внимания просвещению и консультированию, не проводят обучение практическим навыкам по обучению и воспитанию подростков, не организуют совместную деятельность родителей и детей, а также не дифференцируют формы работы с родителями учащихся в зависимости от типа семьи и её потребностей;
- слабое посещение родительских собраний обусловлено, с одной стороны, стереотипностью их проведения и неудовлетворенностью родителей их посещением, с другой - недостаточным контролем за посещаемостью со стороны администраций образовательных учреждений.
В целом, следует отметить неудовлетворенность родителей общением с педагогами и отсутствие совместной деятельности школы и семьи. Естественно, загруженность взрослых в непростой экономической ситуации накладывает свой отпечаток на степень их участия в школьных делах, но считать этот фактор основным все же не следует. По статистическим данным, около 75 % родителей в той или иной мере готовы сотрудничать со школой, которая, однако, не всегда умело использует эту готовность.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические коллективы школ недостаточно подготовлены к осуществлению взаимодействия с родителями учащихся в современных условиях. Поэтому прежде, чем приглашать к сотрудничеству родителей, необходимо подготовить учителей к эффективному выполнению этого вида педагогической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акутина С.П., Николина В.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №3. – с. 45-49.
2. Балуева Ю.А. Самоотношение как проблема совместимости учителя и ученика в начальной школе // Научные исследования в образовании. – 2007. - №5. – с. 18-21.
3. Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №6. – с.79-82.
4. Валькова М.В. Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 6. - с. 51-59.
5. Валиева З.И. Особенности использования внеклассной работы в современном образовательном процессе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. - №15. – с. 65-71.
6. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / под ред. Кулагиной И.Ю., Колюцкого В.Н. – М.:Изд-во Сфера, 2009. – 464 с.
7. Гагай В.В., Гринева К.Ю. Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. - №2. – с. 145-149.
8. Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. - № 1. – с. 34-37.
9. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания младших школьников (учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования») // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. - № 3-2. – с. 67-72.
10. Головнева Н.А., Домашенко А.С. Работа с родителями как важнейшее направление деятельности образовательной организации в современном социуме // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. – с. 182-186.
11. Демиденко Т.Н. Характеристика семьи как педагогической системы // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. - №1. - 2011. - с.58-61.
12. Демидова Е.В. Работа классного руководителя с родителями учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - №2. – с. 115-118.
13. Детская психология: учебное пособие / Д.В. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
14. Кондратьев С.В. Психологические типы учителей и учащихся // Психологическая наука и образование. - 2003. - №3. - с. 52-57.
15. Лесникова Г.Н. Психологические и психосоматические компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2013. - №2. – с. 245-248.
16. Латыпов И.К. Здоровье детей и проблемы физического воспитания школьников // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта – 2009. - №10. – с. 117-122.
17. Метенова Н.М. Методика проведения нетрадиционных родительских собраний // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012. - №1. – с. 124-127.
18. Молчанов С.Г. Включение родителей в социально-образовательную деятельность классного руководителя // Челябинский гуманитарий. – 2011. № 1 (14). – с. 123-127.
19. Нечаев М.П. Управление развитием воспитательной системы школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 254 с.
20. Настольная книга психолога. 1-4-й классы: учебное пособие / Новикова Л.М., Самойлова И.В. - М.: ЭКСМО, 2009. – 265 с.
21. Основы педагогических взаимодействий: учебное пособие / Коротаева Е.В. - Екатеринбург: СВ - 96, 2011. - 160 с.
22. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Шарипов Ф.В. – М.: Изд-во «Логос», 2012. – 323 с.
23. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Столяренко А.М. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 428 с.
24. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа: изд. 4-е, перераб. / Е.С. Савинов. - М., 2012. – 160 с.
25. Педсовет: походы, технологии, методики / Нечаев М. П. - М., 2009. – 203 с.
26. Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. – 2014. - №5. – с. 78-82.
27. Семья как субъект взаимодействия со школой / Ким Т.К. М.: Прометей, 2013.
28. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь: учебное пособие / Безруких М.М. - М: ЭКСМО, 2009. – 234 с.
29. Тряпицина А.П. Новая школа и новый учитель // Вестник Герценовского университета. - 2010. - № 3. - с. 23-29.
30. Удалова А.С. Социальное партнерство семьи и школы // Народное образование. - 2014. -№ 3. - с. 135-138.
31. Ярмухаметова И.А. Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию // Фундаментальные исследования. – 2014. - №6-4. – с. 89-94.
Приложение А
Таблица 1 – Оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребенком
Критерии |
Черты проявления |
Уровень |
А. По взаимоотношениям с ребенком |
а) проявление такта, внимания к мнению и предложениями друг друга; б) эмоциональная готовность к совместной деятельности; в) удовлетворенность ее результатами; г) уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; д) стремление к официальному и неофициальному общению; е) творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность участников совместной деятельности |
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 |
Б. По взаимным действиям с ребенком |
а) осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; б) инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; в) координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; г) подстраховка, помощь, поддержка друг друга |
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 |
В. По взаимовлиянию с ребенком друг на друга |
а) способность приходить к согласию по спорным вопросам; б) учет мнения друг друга при организации работы; в) действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний; г) изменение способов поведения и действий после высказывания рекомендаций в адрес друг друга |
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 |
-
Головнева Н.А., Домашенко А.С. Работа с родителями как важнейшее направление деятельности образовательной организации в современном социуме // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. – с. 182. ↑
-
Головнева Н.А., Домашенко А.С. Работа с родителями как важнейшее направление деятельности образовательной организации в современном социуме // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. – с. 183. ↑
-
Балуева Ю.А. Самоотношение как проблема совместимости учителя и ученика в начальной школе // Научные исследования в образовании. – 2007. - №5. – с. 19. ↑
-
Кондратьев С.В. Психологические типы учителей и учащихся // Психологическая наука и образование. - 2003. - №3. - с. 53. ↑
-
Основы педагогических взаимодействий: учебное пособие / Коротаева Е.В. - Екатеринбург: СВ - 96, 2011. – с. 87. ↑
-
Удалова А.С. Социальное партнерство семьи и школы // Народное образование. - 2014. -№ 3. - с. 136. ↑
-
Головнева Е.В. Теория и методика воспитания младших школьников (учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования») // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. - № 3-2. – с. 70. ↑
-
Головнева Е.В. Теория и методика воспитания младших школьников (учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования») // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. - № 3-2. – с. 67. ↑
-
Метенова Н.М. Методика проведения нетрадиционных родительских собраний // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012. - №1. – с. 125. ↑
-
Нечаев М.П. Управление развитием воспитательной системы школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – с. 58. ↑
-
Нечаев М.П. Управление развитием воспитательной системы школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – с. 63. ↑
-
Нечаев М.П. Управление развитием воспитательной системы школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – с. 64. ↑
-
Демидова Е.В. Работа классного руководителя с родителями учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - №2. – с. 116. ↑
-
Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. – 2014. - №5. – с. 79. ↑
-
Головнева Е.В. Теория и методика воспитания младших школьников (учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования») // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. - № 3-2. – с. 70. ↑
-
Молчанов С.Г. Включение родителей в социально-образовательную деятельность классного руководителя // Челябинский гуманитарий. – 2011. № 1 (14). – с. 123. ↑
-
Молчанов С.Г. Включение родителей в социально-образовательную деятельность классного руководителя // Челябинский гуманитарий. – 2011. № 1 (14). – с. 124. ↑