Файл: Построение организационных структур (Типы, виды организационных структур).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 7. Сетевая структура организации

Таблица 5. Преимущества и недостатки сетевой организации

Преимущества

Недостатки

Адаптивность к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменения конъюнктуры. Существенное сокращение издержек, рациональная структура и повышение доходов. Привлечение к совместной деятельности в рамках сети лучших партнеров и грамотных исполнителей.

Исключается дублирование использования рабочей силы и мощностей на разных участках. Исключение высоких затрат на производство конечной продукции

Предпочтение отдается специализации.

Чрезмерная зависимость от кадрового состава, рост рисков, связанных с текучестью кадров.

Опасность чрезмерного усложнения в результате разнородности участников организации, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, неопределенности в планировании для членов сети. Усиление взаимозависимости участников сети ввиду небольшого вклада каждого из них

Некоторые сетевые организации приобретают черты оболочечных организаций, которые часть функций передают на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сами сосредоточиваются на стратегической и транзакционной составляющей деятельности. Основными функциями этих организаций становятся создание продукта, системная интеграция, логистика, маркетинг, сбыт и обслуживание. При этом оболочечные организации широко используют контрактные отношения — передачу вспомогательных функций сторонним компаниям, которые обеспечивают необходимую гибкость, повышают эффективность за счет узкой специализации и профессионализма, увеличивают собственный инновационный потенциал.

Примером оболочечной организации является японская фирма "Casio", известная как японский производитель цифровой техники. Данная компания не имеет собственной производственной базы и размещает заказы на субконтрактной основе, непосредственно занимаясь только маркетингом и НИОКР, представляя собой крупную сеть по размещению заказов и сбыту.

Среди российских компаний оболочечную структуру имеет, например, фирма "Alba", которая до 1997 г. занималась импортом и ввозила обувь из Италии. Но затем она стала развивать собственный бренд, создавать свои коллекции. Ее специалисты находят сырье или указывают фабрикам, у кого и по какой цене нужно закупать. При этом "Alba" размещает заказы в Европе: в настоящее время с этой фирмой работают 16 итальянских фабрик и четыре испанские. Однако многие бизнес-функции "Alba" оставила за собой. Так, компания сделала ставку не только на контрактное производство, но и на свою розничную сеть. Вместе с тем в деятельности оболочечных организаций есть и преимущества, и недостатки (табл. 6).[14]


Таблица 6. Преимущества и недостатки оболочечной организации

Преимущества

Недостатки

Возможность выпускать новые продукты без затрат на строительство, покупку или аренду предприятий, приобретение или переналадку оборудования.

Возможность работать с самыми лучшими производителями в отрасли. Возможность сконцентрироваться на ключевой для себя отрасли и уникальных преимуществах. Сокращение издержек, нет необходимости содержать большой штат

Сложность контроля за качеством продукции. Зависимость от внешних партнеров, возможность сбоев в поставках. Конкуренция со стороны собственных подрядчиков.

Сложности с привлечением финансовых ресурсов

Структура коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов власти и органов местного самоуправления отличается от весьма своеобразной структурой социальных сообществ, в частности сетевых сообществ, или интернет-сообществ, получивших развитие в последнее десятилетие. Если в первом случае основой формирования подразделений и связей между ними являются цели, задачи и функции организации, то во втором случае — внутри социальных сообществ, группы появляются на основе общности интересов и существуют до тех пор, пока эти интересы для участников актуальны.

2. Принципы и методы построения организационных структур

2.1 Методы построения организационных структур и факторы, влияющие на выбор их типа

Выделяют следующие методы построения организационных структур:

1) разделение по функциям;

2) разделение по производимой продукции;

3) разделение по группам потребителей;

4) разделение но этапам производства;

5) разделение по рабочим сменам (вахтовый метод);

6) разделение по географическому положению;

7) комбинированное разделение.

Метод разделения по функциям.

Согласно данному методу формирование управленческой единицы осуществляется по функциям организации. Это означает, что для таких функций, как снабжение, производство, маркетинг, кадровые и финансовые вопросы и т.д. существует своя управленческая единица. Каждая такая единица централизованно выполняет свои функции на уровне всей организации, включая внутренние подразделения и отдаленные филиалы.

Необходимо отметить, что в каждой организации существуют свои организационные названия основных функций. Например, на некоторых предприятиях функции снабжения и производства осуществляются управленческой единицей, называемой управление производством. На малых предприятиях техническое управление может осуществлять функции производства, снабжения, кадров, или же функции снабжения и реализации осуществляются единицей под названием коммерческое управление. На крупных предприятиях такое распределение бывает редко, так как на них по каждой функции создается своя управленческая единица.[14]


Можно сказать, что с учетом специфики каждой организации отделы и службы управления разделяются на следующие главные группы: технические или производственные, вспомогательные, коммерческие, экономические, административные и функции управления социальным развитием производственного коллектива. Что касается формирования управленческих единиц подразделений, то в этом процессе используются те же методы или какие-либо другие, отвечающие конкретным условиям и целям. Например, если организация внешнеторгового отделения основана на том, что исполнение внешнеторгового контракта является наиболее важным для предприятия, выпускающего простые технические товары, то можно использовать функциональный принцип для разделения функций этого отделения па три главные группы: подготовка к экспорту и работа на рынке; осуществление экспорта; регулирование и контроль экспорта.

Несомненно, что характер деятельности организации, ее цели и стратегия определяют характер функций и их количество. Например, извлечение прибыли требует изучения рынка и конкурентов. Для улучшения качества продукции необходимо проводить технические исследования. Преимущества метода разделения по функциям заключаются в следующем:

- выделение относительного значения каждой управленческой функции;

- использование специализации и ее преимуществ;

- высокая степень согласованности и контроля в пределах одной определенной функции и возможность единого подхода к решению какой-либо проблемы, связанной с данной функцией.[17]

Недостатками этого метода являются:

- усложнение согласованности и координации между различными функциональными управлениями;

- затруднение централизованного контроля управленческих функций, особенно если они распределены по различным географическим районам;

- расширение сфер управленческой функции затрудняет подбор соответствующего руководителя. Он должен обладать глубокой специализацией, что, в свою очередь, затруднит его служебное продвижение.

Однако эти проблемы не являются неразрешимыми и не умаляют значения данного метода. При использовании метода разделения по функциям необходимо учитывать и решать вышеуказанные проблемы исходя из конкретных условий определенного предприятия.

Все структурные подразделения органа управления объединяются в цепь основных групп:

- первая - структурные подразделения, ведающие объектами управления. Главная проблема при этом - не превысить масштаб управляемости, с одной стороны, и не создавать карликовые подразделения для руководства небольшим количеством объектов - с другой;


- вторая - основные функциональные структурные подразделения (но производству, планированию, учету и контролю и т.п.);

- третья - группа подразделений, ведающих межотраслевыми хозяйственными функциями (снабжение, сбыт, капитальное строительство, научно-технический прогресс, труд и кадры, финансы и т.д.);

- четвертая - вспомогательные и обслуживающие подразделения (канцелярия, архив и т.д.);

- пятая - руководство (руководитель органа, его заместители, различные руководящие подразделения органа - коллегия, президиум, совет и т.д.).

Метод разделения по производимой продукции (по номенклатуре товаров)

Этот метод практикуется организациями, специализирующимися на производстве различных видов продукции с использованием разнообразного сырья и оборудования. Разделение по номенклатуре товаров зависит от технологических, транспортных и функциональных возможностей. Каждая управленческая единица специализируется на определенном товаре или группе товаров. Такая единица осуществляет функции производства, снабжения, реализации, финансирования и т.д. независимо от других управленческих единиц.[13]

Такой же метод используется для формирования подразделений внутри данных единиц, и особенно для формирования сбытовых отделений. Например, такое отделение на станкостроительном заводе может иметь специализированные товарные группы по экспорту универсальных и специальных станков, а также по организации их технического обслуживания.

Основные преимущества данного метода - эффективное выполнение и качество производства, координация, слаженность и использование преимуществ специализации.

Недостатки его заключаются в следующем:

- независимость одной единицы от других ведет к дублированию функций и затрудняет координацию их деятельности в рамках организации в целом;

- не используются преимущества специализации на уровне всей организации;

- узкая специализация руководителя усложняет управление им различными функциями управленческой единицы.

Метод разделения по группам (категориям) потребителей

Этот метод используется в организациях, имеющих дело с различными группами потребителей. Каждая управленческая единица специализируется на определенной группе потребителей и осуществляет все необходимые функции. Чаще всего этот метод применяется для формирования управленческих подразделений, которые осуществляют такие функции, как снабжение, разработка продукции, ее производство, реклама, реализация и т.д. в соответствии с требованиями каждой группы потребителей.[10]


Преимущество этого метода в обеспечении эффективного сбыта готовой продукции организации, он позволяет набирать специалистов и планировать их работу в соответствии с требованиями какой-либо группы потребителей, координировать действия в пределах одной единицы. Этому методу также присущи недостатки: затруднение координации деятельности различных управленческих единиц, отсутствие возможности использовать преимущества одной функции и возникновение различного рода противоречий.

Метод разделения по этапам производства

Данный метод применяется в организациях, где процесс производства какой-либо продукции проходит в несколько этапов. Он дает возможность формирования для каждого этапа соответствующей управленческой единицы, выполняющей все необходимые функции, независимо от другой единицы. Например, на предприятии по производству ткани процесс производства делится на такие этапы, как прядение, ткачество, подготовка к крашению, крашение. Для каждого этапа возможно создание соответствующей независимой управленческой единицы.

Преимущество этого метода в наиболее полном использовании возможностей работников, оборудования, станков, совершенствовании процесса производства и координировании деятельности в пределах какого-либо этапа. Здесь также достигается высокая степень непосредственного контроля. В процессе какого-либо этана обнаруживается некачественная работа предыдущего без непосредственного контроля. К недостаткам метода относится затруднение координации деятельности управленческих единиц различных этапов из-за взаимозависимости их друг от друга. Узкая специализация руководителя единицы осложняет для него управление всеми функциями.

Метод разделения по рабочим сменам (вахтовый метод)

На большинстве производственных предприятий применяется сменная работа, особенно на тех, где это необходимо по требованиям рынка или обусловлено характером самого производственного процесса. Управленческие функции рабочих смен различаются друг от друга в большей или меньшей степени. Работа делится на дневные, вечерние и ночные смены. Возглавляет работу начальник смены, который подчиняется генеральному директору. Администрация каждой смены имеет свои функции и программу работы, которые могут отличаться от других управленческих единиц, что зависит от специфических условий работы смены и предъявляемых требований. Этот метод используется при организации управления производством.