Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий :.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Экономическое содержание прибыли, ее виды и функции
1.2. Распределение и использование прибыли на предприятии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ЗАО «ТАРКИ-ТАУ»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ доходов и расходов предприятия
2.3. Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Как видно, статьи управленческих и коммерческих расходов на предприятии отсутствуют.
Данные таблицы 2.5. наглядно показывают зависимость уровня прибыли от размера общих удельных затрат. Сокращение издержек на рубль товарной продукции сопровождается одновременным ростом прибыли от продажи на 1 рубль выручки. И наоборот, увеличение себестоимости продукции на рубль выручки в 2016 году на 0,08 пункта отрицательно сказалось на прибыли от продажи единицы продукции.
Далее, в целях более глубокого изучения прибыли необходимо проанализировать ее динамику. Анализ динамики прибыли также проводится на основании формы №2 «Отчет о финансовых результатах».
2.3. Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Основным показателем доходности предприятия является прибыль. Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятием. Изменение доходности предприятия можно проследить на основе динамики прибыли и ее составляющих.
Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью финансово-хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия. Прибыль характеризует общий доход, полученный предприятием за определенный период. Она свидетельствует о конкурентоспособности производимой предприятием продукции, а ее рост о повышении эффективности производства.
Рассмотрим, как изменялся уровень прибыли в ЗАО «Тарки-Тау» за анализируемые периоды.
Данные отчета о прибылях и убытках исследуемого предприятия за 2014 – 2016 г.г. представлены в таблице 2.6.
Данные отчета о прибылях и убытках и таблицы 2.6. показывают, что прибыль от продаж имела наибольшее свое значение в 2015 отчетном году (9841 тыс. руб.), несмотря на то, что в целом объем выручки снизился в данном периоде на 6555 тыс. руб. В 2014 году прибыль от продаж была равна 6049 тыс. руб., а в 2016 году 3009 тыс. руб. что на 69,42 % (6832 тыс. руб.) меньше чем в 2015 году. Данное положение обусловлено различными темпами роста себестоимости произведенной продукции и выручки от ее реализации.
Таблица 2.6. Финансовые результаты ЗАО «Тарки-Тау», тысяч рублей |
|||||||
Показатели |
Расчетный период |
Изменения |
|||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2015/2014 |
2016/2015 |
|||
тыс. руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
абс. откл. (+,-) |
темп роста (%) |
абс. откл. (+,-) |
темп роста (%) |
|
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
93229 |
86674 |
87510 |
-6555 |
92,97 |
836 |
100,96 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
87180 |
76833 |
84501 |
-10347 |
88,13 |
7668 |
109,98 |
Валовая прибыль |
6049 |
9841 |
3009 |
3792 |
162,69 |
-6832 |
30,58 |
Прибыль (убыток от продаж) |
6049 |
9841 |
3009 |
3792 |
162,69 |
-6832 |
30,58 |
Проценты к получению |
- |
923 |
1345 |
- |
- |
422 |
145,72 |
Проценты к уплате |
981 |
2002 |
2219 |
1021 |
204,08 |
217 |
110,84 |
Прочие доходы |
20289 |
20452 |
22913 |
163 |
100,80 |
2461 |
112,03 |
Прочие расходы |
24430 |
21932 |
23533 |
-2498 |
89,77 |
1601 |
107,30 |
Прибыль (убыток до налогообложения) |
927 |
7282 |
1515 |
6355 |
увел в 7,9 раза |
-5767 |
20,80 |
Отложенные налоговые активы |
44 |
176 |
5 |
132 |
увел в 4 раза |
-171 |
2,84 |
Отложенные налоговые обязательства |
78 |
61 |
81 |
-17 |
78,21 |
20 |
132,79 |
Налог на прибыль |
812 |
1984 |
363 |
1172 |
увел в 2,4 раза |
-1621 |
18,30 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
81 |
5413 |
1076 |
5332 |
увел в 66,83 раза |
-4337 |
19,88 |
Темпы роста выручки от реализации продукции и ее себестоимостью равны:
- в 2015 году: 92,97 % и 88,13 %;
- в 2016 году: 100,96 % и 109,98 % соответственно.
Качество прибыли от основной деятельности считается высоким, если ее увеличение сопровождается ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.
Увеличение прибыли от продаж на 62,69 % и процентов к получению на 422 тыс. руб., с одновременным снижением прочих расходов на 10,23 % в 2015 году, привело к соответствующему росту прибыли до налогообложения на 6355 тыс. руб. (увеличение составило 4 раза) и чистой прибыли, размер которой возрос в 66,83 раза и составил 5413 тыс. руб.
Рост выручки от реализации продукции на 836 тыс. руб. в 2016 году не принес предприятию высоких финансовых результатов. Их размеры напротив, снизились: прибыль от продаж – на 69,42% (или на 6832 тыс. руб.), прибыль до налогообложения – на 79,2 % или (5767 тыс. руб.), а чистая прибыль отчетного периода на 80,12 % (4337 тыс. руб.). Значительную долю в объеме доходов предприятия в 2016 году занимают проценты к получению. Их рост на 45,72 % или на 422 тыс. руб., а также рост прочих доходов на 12,03 % или на 2461 тыс. руб. позволили предприятию избежать больших потерь и получить чистую прибыль в размере 1076 тыс. руб.
Причиной данного факта является рост себестоимости продукции на 9,98 %, прочих расходов на 7,30 %, процентов к уплате на 10,84 % и рост отложенных налоговых обязательств на 32,79 %.
Снижение уровня себестоимости в 2015 году связано с приобретением предприятием нового более технологичного оборудования, что позволило сократить расходы, связанные с производством макаронных изделий и расширить их ассортимент. Однако в 2016 году, вследствие роста стоимости сырья, коммунальных расходов и технического обслуживания основных фондов стоимость производства вновь возросла.
Отложенные налоговые активы возросли в 2015 году в 4 раза, что составило 132 тыс. руб. К 2016 году данный вид активов сократился на 97,16 % или на 171 тыс. руб.
Как видно из графика чистая прибыль сокращается быстрее, чем прибыль от продажи и прибыль до налогообложения, что нельзя назвать положительным моментом.
Рассмотрим, как использовалась предприятием полученная прибыль в исследуемых периодах.
Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно, а в акционерных обществах - по решению общего собрания акционеров.
Для повышения эффективности производства очень важно, при распределении чистой прибыли добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:
- необходимого объема инвестиций для производственного развития;
- необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.
Если предприятия облагаются очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем производства продукции и как результат поступление средств в бюджет.
То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятии. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, что может привести к сокращению рабочих мест.
Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности и как следствие к снижению эффективности производства.
Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль.
Использование прибыли ЗАО «Тарки-Тау» в рассматриваемых периодах обеспечивают соблюдение интересов:
- собственников;
- наемных работников;
- самого предприятия как экономического субъекта.
Основные направления использования прибыли представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7. Анализ распределения прибыли, тысяч рублей
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Изменения |
|
2015/2014 гг. |
2016/2015 гг. |
||||
1. Нераспределенная прибыль на начало года |
19433 |
19852 |
24917 |
419 |
5065 |
2. Чистая прибыль |
81 |
5413 |
1076 |
5332 |
-4337 |
3. Прибыль направленная всего, в том числе на: |
419 |
348 |
3116 |
-71 |
2768 |
3.1 отчисления в резервный капитал; |
- |
- |
- |
- |
- |
3.2 погашение убытков прошлых лет; |
- |
- |
- |
- |
- |
3.3 развитие производства; |
237 |
217 |
2312 |
-20 |
2095 |
3.4 социальные нужды: - материальное поощрение; - повышение квалификации; - улучшение бытовых условий. |
182 54 37 91 |
131 37 44 50 |
804 85 63 656 |
-51 -17 7 -41 |
673 48 19 606 |
4. Нераспределенная прибыль на конец года |
19852 |
24917 |
22877 |
5065 |
-2040 |
Как видно из таблицы 2.7., нераспределенная прибыль отражается в балансе предприятия нарастающим итогом. Ее размеры выросли в 2015 году на 5065 тыс. руб. и сократились в 2016 г. на 2040 тыс. руб.
Основной объем прибыли предприятие направляет на развитие производства. В 2014 году на воспроизводственный процесс было израсходовано 273 тыс. руб., в 2015 году 217 тыс. руб. и в 2016 году 3116 тыс. руб., что связано с приобретением нового пресса для производства макаронных изделий. Прирост расходов равен 2768 тыс. руб.
Расходы на социальные нужды состоят из трех статей и равны 182 тыс. руб., 131 тыс. руб., 804 тыс. руб. в 2014, 2015 и 2016 годах соответственно.
Наибольшую часть в расходах на социальные нужды занимают расходы, направленные на улучшение бытовых условий. В рамках данной статьи в 2016 отчетном году предприятием были израсходованы значительные средства – 656 тыс. руб.
На материальное поощрение работников комбината направлено 54, 37, 85 тыс. руб. в 2014, 2015, 2016 годах соответственно.
На повышение квалификации сотрудников было израсходовано 37, 44 и 63 тысячи рублей.
Отчисления в резервный фонд в анализируемых периодах не производились т.к. размер резервного фонда к 2014 году достиг уровня оговоренного в учетной политике.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ В ЗАО «ТАРКИ-ТАУ»
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.
Для ЗАО «Тарки-Тау» можно выделить четыре основных направления инноваций, порождающих рентабельность:
1) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;
2) освоение нового рынка;
3) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров;
4) организационно-управленческие новшества.
Остановимся подробнее на каждом из них.
1. При наличии инноваций первого типа прирост рентабельности обеспечивается одновременным расширением объема реализации и более высокой нормой рентабельности в цене нового товара. В данном разрезе предприятию рекомендуется делать основной упор на производство той продукции, которая пользуется наибольшим спросом на рынке, расширять ее ассортимент и качественные показатели. Необходимо сократить позиции (наименования продукции):
· с отрицательной рентабельностью, низким вкладом на покрытие и низким или падающим спросом;
· с отрицательной рентабельностью, высоким вкладом на покрытие и низким спросом (если это обусловлено общими рыночными тенденциями и нет возможности самостоятельно повлиять на спрос, используя маркетинговые инструменты), не позволяющим повысить объем реализации до точки безубыточности.
2. Второй тип инноваций предполагает расширение диапазона сбытовой сети уже производимой продукции, а также завоевание рынков новыми товарами либо услугами. Данный вид инноваций не сопровождается ростом нормы рентабельности (а возможно даже снижением ее), но создает условия для увеличения массы рентабельности благодаря росту товарооборота.
3. Третий тип инноваций требует тонкого выбора одной из следующих стратегий: либо снизить цену при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж (при эластичности спроса на товар по цене выше 1), которое позволит увеличить массу рентабельности; либо не изменять цену продаж, тогда рентабельность возрастет благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода (при эластичности ниже 1).
К вопросам формирования себестоимости и ценообразования необходимо подходить особенно внимательно.
Рентабельность многих хлебопекарен уменьшилась до 4-5% за последние два года. Снижение уровня рентабельности является одной из причин повышения уровня цен на хлеб.
Основными причинами снижения рентабельности предприятия являются повышение цен на муку, сахар, масло, электроэнергию и другие виды ресурсов. В связи с этим, при сохранении прежних цен, рентабельность предприятия снижается, что не позволяет предприятию выполнять свои обязательства перед многочисленным коллективом. Повышение цен на продукцию – мера вынужденная и необходимая для обеспечения бесперебойного производства, а также сохранения существующего фонда заработной платы.