Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий :.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Общественно-социальная функция прибыли состоит в том, что она выступает источником формирования средств бюджетов различных уровней, попадая в них в виде налогов, и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других программ. Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности организации, направленной на финансирование социальной сферы, оказание материальной помощи отдельным категориям граждан [21, С.94].

Прибыль также служит источником материального стимулирования работников предприятия, так как именно за счет прибыли предприятием может производиться:

- премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования;

- выплата материальной помощи;

- оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством;

- выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия;

- предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;

- оплата жилья, путевок на лечение и отдых работников и их детей и другие виды материальной помощи.

Прибыль есть особый систематически воспроизводимый ресурс организации, конечная цель осуществления бизнеса, основной внутренний источник развития и роста рыночной стоимости организации, индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности организации, гарантия выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематическая нехватка прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности бизнеса.

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

  • получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
  • обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
  • обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;
  • получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;
  • обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли [44, С.116].

1.2. Распределение и использование прибыли на предприятии

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование государственных доходов.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет посредством уплаты налога на прибыль и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, структура статей ее использования производится на основании разработанной дивидендной политики и в соответствии с внутренними положениями предприятия, включая устав и учредительный договор.

Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций [49, С.196].

Схема распределения прибыли предприятия представлена на рисунке 1.1.

Прибыль до налогообложения

Чистая прибыль

Налог на прибыль

Чистая прибыль, доступная собственникам

Чистая прибыль, доступная владельцам обыкновенных акций

Чистая прибыль в распоряжении предприятия

Использование на цели накопления

Дивиденды по привилегированным акциям

Дивиденды по обыкновенным акциям

Использование на цели потребления

Рис. 1.1. Направления распределения и использования прибыли предприятия

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога, представляет многоцелевой источник финансирования его потребностей. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две принципиально разные части. Использование первой свидетельствует об увеличении имущества предприятия и процессе накопления. Использование второй не приводит к образованию нового имущества и характеризует долю прибыли, используемой на потребление.


Пропорции распределения прибыли на накопление, и потребление определяют перспективы развития предприятия.Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб. В соответствии с уставом предприятия могут составляться сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения как фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения) [46, С.46].

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников.

Расходы на развитие производства включают финансирование:

- разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов;

- затрат по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования;

- затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий.

Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств предприятия. Взносы из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие производства.

Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Использование прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

Затраты на материальное поощрение подразумевают выплату единовременных поощрений за выполнение особо важных производственных заданий, выплату премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь [9, С.93].


Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия. Для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов является важнейшей проблемой их политики и стратегии. От размера дивидендов зависит курс акций данного предприятия, объем и возможные изменения собственного капитала, необходимость привлечения внешних источников.

Дивидендная политика является важнейшим процессом управления структурой капитала и оказывает существенное влияние на развитие предприятия. Она предполагает решение вопросов, в числе которых максимизация совокупного состояния акционеров и достаточность финансирования деятельности предприятия. Поиск оптимальных пропорций распределения прибыли на дивиденды и развитие продиктован, с одной стороны, необходимостью направления доходов на развитие производства, а с другой желанием акционеров максимизировать свой доход. Политика дивидендов должна быть привлекательной для акционеров и стимулировать новые инвестиции. Успешное осуществление данной политики должно постоянно увеличивать курсовую стоимость акций при одновременном увеличении объемов производства и продаж. Политика выплаты дивидендов определяется многими факторами. Это и размер предприятия, его положение на финансовом рынке и уровень рентабельности, величина кредиторской задолженности и др. Дивидендный доход влияет на оценку деятельности фирмы со стороны других акционеров. Решение о направлении чистой прибыли на выплату дивидендов принимается на общем собрании акционеров предприятия [25, С.315].

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит источником финансирования не только производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и в случае нарушения предприятием действующего законодательства – уплаты различных штрафов и санкций.

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризует готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивает возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.


Т.о., наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности [28, С.117].

Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяя правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли зависит и реализация дивидендной политики акционерных обществ. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для них самих, но и для экономики в целом.

Прибыль следует планировать раздельно по товарной продукции, прочей продукции и услугам нетоварного характера. Кроме того, планируется финансовый результат от операционной деятельности и внереализационных операций.

К традиционным методам планирования прибыли относятся:

а) метод прямого счета (укрупненный метод и метод поассортиментного планирования);

б) аналитический метод (на основании показателя затрат на рубль товарной продукции и посредством базовой рентабельности) [24, С.304].

Кроме этих методов используются метод совмещенного расчета, нормативный метод, факторный метод, метод, основанный на использовании элементов маржинального анализа, экономико-математические методы.

Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции при составлении перспективных планов развития предприятия. Объектом планирования являются элементы бухгалтерской прибыли. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

Объем реализуемой продукции предстоящего планового периода должен учитывать остатки нереализованной продукции на начало и конец этого периода, а также объем выпуска товарной продукции в этом периоде.

Метод прямого счета в планировании прибыли нагляден и прост, однако он отражает лишь заданные производственно-экономические параметры и не позволяет выявить факторы роста прибыли в планируемом периоде. Для выявления возможных резервов увеличения прибыли используют аналитический метод планирования последней