Файл: Транспортный налог (ООО «Электромонтаж»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из таблицы общество с ограниченной ответственностью «Электромонтаж» в 2016 - 2018 гг. не уплачивает такие налоги как земельный, водный и т.д[62].

Доля налога на добавленную стоимость составляет около 30 % от общих объемов налоговых платежей. Несмотря на увеличившийся объем платежей по налогу на добавленную стоимость его удельный вес в общей сумме налоговых платежей снижается по сравнению с предыдущим годом. Так в 2017 году удельный вес данного налога составил 28,8%, в то время как в 2011 году он составлял 33%.[63]

Однако показатель абсолютной налоговой нагрузки не отражает напряженности налоговых обязательств предприятия (то есть тяжесть налогового бремени), поэтому отдельно должен рассчитываться показатель относительной налоговой нагрузки[64].

Относительная налоговая нагрузка являет собой не только количественную, но и качественную характеристику воздействия налоговой системы на хозяйствующий субъект.

Рассчитаем относительную налоговую нагрузку по ООО «Электромонтаж» за 2016 - 2018 гг.

ОНН = абсолютная налоговая нагрузка / выручка предприятия (2.1)

за 2016 г. = 89459/ 17836000 * 100% = 5%

за 2017 г. = 191535 / 212747 * 100% = 9%

за 2018 г. = 279918/ 74924 * 100% = 3%

Доля расходов по налогам составляет по ООО «Электромонтаж» 3,1% от общего объема выручки. Современная налоговая политика по снижению налоговой нагрузки на предприятия заключается в смещении акцента с применения относительно высоких налоговых ставок на их снижение для создания роста налоговой базы и формирования доходов бюджета при более низкой налоговой нагрузке на хозяйствующие субъекты.[65]. Следует также отметить, что уровень номинальных налоговых ставок основных налогов в Российской Федерации заметно ниже, чем в среднем уровень в странах Восточной Европы. И тем, не менее, возможности по дальнейшему снижению налоговой нагрузки и повышению собираемости налогов без ущерба для бюджета и с пользой для налогоплательщика у России есть.[66]

Необходимость, целесообразность проведения тактических налоговых мероприятий возникает в основном у предприятий, налоговая нагрузка на которые превышает 30% в добавленной стоимости выпущенной продукции[67].

Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат[68].


Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов.

В целях повышения собираемости транспортного налога было бы целесообразно установить в НК РФ норму, устанавливающую обязанность плательщика транспортного налога предъявлять справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате транспортного налога при регистрации, перерегистрации, прохождении технического осмотра транспортных средств. Обусловлено это тем, что в общей сумме транспортного налога, подлежащего к уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, примерно 70% приходится на налог, взимаемый с физических лиц, и 30% - с организаций. Если от организаций поступает 91,9% от начисленной суммы налога, то от физических лиц - только 68,5%. При этом меры принудительного взыскания транспортного налога с физических лиц возможны только в судебном порядке[69].

Также решить проблему собираемости транспортного налога можно и иным путем. В соответствии с гл. 28 ст. 360 «Транспортный налог» НК налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. При этом отчетные периоды по транспортному налогу предусмотрены только для налогоплательщиков (юридических лиц)[70].

Действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на экологию. Данная проблема может быть решена с помощью дифференцированной схемы налогообложения в сфере автотранспорта: взимать крупный налог с владельцев больших, мощных автомобилей, и почти освобождать от него малые автомобили. Например, автомобиль с объемом двигателя 4,5л, даже если он соответствует требованиям «евро3», выделяет в атмосферу вредных выбросов больше, чем автомобиль с объемом 1,1 л, но без «евро»[71].

Увеличение ставок транспортного налога (особенно для автомобилей с мощностью двигателя более 200 л.с.), существенно превышающее значение ставок налогов на транспорт большинства европейский стран, приводит к понижению конкурентоспособности российского транспорта при осуществлении международных автоперевозок.

Напомним, что субъектам федерации дано право увеличивать или уменьшать установленные НК РФ ставки, но не более чем в 10 раз.[72]

Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что российская система налогообложения транспортных средств нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании.


С выявленными проблемами можно предложить пути совершенствования транспортного налога. Например, для всех автомобилей независимо от марки, страны изготовления и года выпуска налоговая база по транспортному налогу определяется в виде мощности двигателя в лошадиных силах. Однако, не совсем понятно, почему берется именно этот показатель, ведь лошадиные силы напрямую не связаны ни с габаритами, ни с массой, ни с токсичностью автомобиля, ни с его ценой, т.е. не определяют его экологичность, вред, наносимый дорожному покрытию и т.д.[73]

Возможно, причиной того, что в России в качестве налоговой базы установлена именно мощность двигателя, является то, что с автотраспорта уже взимается плата с многих показателей[74] (рис 2.2):

Рисунок 2.2 - Плата с показателей

Очевидно, что существующая тарифная сетка по транспортному налогу неадекватна. Градация автомобилей по мощности с разницей в 50 лошадиных сил устарела и нуждается в доработке.[75]

По действующей редакции Налогового кодекса 101 л.с. сразу переводит автомобиль в категорию «до 150 л.с.». То есть автовладельцу в Рязанской области 101 л.с. придется умножать уже не на 15 рублей, а на 25. При этом владелец машины с мощностью двигателя в 150 л.с. заплатит по той же ставке. А владелец автомобиля с мощностью двигателя 151 л.с. уже по 50 рублей с л.с. Так, владелец автомобиля Suzuki swift (100 л.c.) заплатит в бюджет 1500 рублей, а за Suzuki SX4 (101 л.с.) перечислит в бюджет 2525 руб. Таким образом, разница в мощности двигателя на 1 л.с. приводит к повышению суммы уплачиваемого налога на 1025 рублей.[76]

Необходимо внести в закон существенную поправку: считать не «ступенями» по принципу «от и до», а «за каждую дополнительную лошадиную силу». Если ставка будет единой, то зависимость величины налога от мощности будет линейной, а не скачкообразной, как в настоящий момент. Пропорциональное увеличение более понятно и более справедливо.

Также высказываются предложения дифференцировать ставки налога для машин с двигателем от 100 до 150 л.с., так как данная категория по статистике является в стране самой популярной. Можно, например, разбить интервал на более мелкие: от 100 до 120 и от 120 до 150 л.с.[77]

Возможно введение прогрессивной шкалы, подобно той, которая применялась для взимания подоходного налога. За основу берутся постоянные величины 125, 150, 200 л.с. и т.п. За автомобиль мощностью, например, 154 лошадиные силы будет взиматься налог как за 150 и плюс добавка за дополнительные силы. Таким образом, будет осуществляться плавный переход от одной категории к другой, что позволит избежать пограничных ситуаций.[78]


Что касается пробок и дефицита парковок, то транспортный налог и здесь не способен решить проблему. Налог, зависящий от мощности двигателя, не увеличит количество компактных машин. На улицах много крупных автомобилей с небольшой мощностью двигателя, а те, кто может позволить себе новый Porsche с двигателем мощностью 550 лошадиных сил, заплатят налог без труда. Эти люди не откажутся от своих автомобилей, и их не станет в городе меньше.[79] Транспортный налог не только не сокращает количество крупногабаритных автомобилей на улицах, но и ударяет по кошельку тех, кто ездит на «Волгах» и старых иномарках с большим объемом двигателя. Эти автомобили тоже часто обладают большой мощностью. Но их владельцев нельзя приравнивать к тем, кто ездит на новых микролитражных джипах.[80] Им сложно уплачивать этот налог, а возможности пересесть на другой автомобиль у многих нет[81].

Эксперты убеждены, что компактные малолитражки действительно могут решить проблему города. Однако меры, которые предлагает правительство, неэффективны из-за неверного расчета суммы налога. Западный опыт показывает, что наиболее рациональным способом расчета суммы транспортного налога является ее привязка к габаритам и массе автомобиля. Однако пока речи об изменении расчета суммы налога не идет.[82]

Таким образом, прежде чем повышать ставки транспортного налога, нужно разобраться с проблемой его собираемости. Действующая на данный момент система ставок тоже нуждается в доработке. В Европе градация ставок стимулирует граждан к покупке нового мощного автомобиля, у нас же наоборот. Поэтому необходимо по возможности пересмотреть нашу систему ставок и сделать их более дифференцированными.

Заключение

Транспортный налог - это налог на автомобиль, который обязан уплачивать каждый автовладелец с момента постановки транспортного средства на учет. Обязанность оплачивать транспортный налог ложится на плечи как физических, так и юридических лиц. Данный вид налога имеет своей целью обеспечить доход в казну государства, с помощью него появляется возможность содержать в надлежащем состоянии транспортную инфраструктуру и развивать ее. Вторым похожим по предназначению источником пополнения бюджета является акциз на нефтепродукты. Он позволяет получать прибыль с тех категорий налогоплательщиков, которые интенсивно пользуются дорогами. Приобретая автомобиль или другое транспортное средство, его собственник привлекается к финансированию госрасходов за счет вовлечения своего имущества в дорожное движение или осуществления предпринимательской деятельности. Этот вид налога обязаны уплачивать не только физические, но и юридические лица, на балансе которых числятся самые различные ТС.


Правомочность взимания налога на транспорт закреплена главой 28 Налогового кодекса РФ. Значительная часть полномочий по назначению ставок, порядка и сроков внесения платежей, льгот, предоставляемых определенным категориям налогоплательщиков, передана региональным органам. Налог, уплачиваемый собственниками транспортных средств, является серьезным источником получения дохода, так как количество машин и других видов транспорта постоянно растет. Это позволяет наполнять региональную казну и оживлять экономику регионов.

Транспортный налог - налог, взимаемый с владельцев транспортных средств. Транспортными средствами считаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, гидроциклы, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства.

Объект обложения - транспортные средства, в том числе наземные, водные и воздушные суда (как самоходные, так и прицепы). Физические лица чаще оплачивают сбор за мотоциклы, автобусы, автомобили, мотороллеры, квадроциклы и прочий транспорт личного пользования. Но не стоит забывать, что сбором также облагают владельцев катеров, мотосаней, моторных лодок и гидроциклов.

Лицо, который является плательщиком сбора, это собственник автомобиля (мотоцикла, лодки и т.п.). Именно тот, на кого оформлено транспортное средство согласно регистрационным учетам МВД.

Не все транспортные средства являются объектами налогообложения. К примеру, существуют следующие исключения:

- весельные лодки;

- моторные лодки (мощность до 5 лошадиных сил);

- специальные легковые автомобили для инвалидов;

- тракторы или комбайны.

Исходя из вышеизложенного, следует заметить, что значение региональных налогов в налоговой системе определяется в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов (непосредственно по транспортному налогу), а следовательно, источником финансирования экономических и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу - финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством).

Несмотря на простоту исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, ЕСН, в процессе администрирования налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования транспортного налога.