Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исчисления и уплаты транспортного налога
1.1 Сущность транспортного налога в России
1.2 Элементы транспортного налога
1.3 Роль транспортного налога в формировании бюджета Рязанской области
Глава 2. Анализ транспортного налога по материалам ООО «Электромонтаж»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Электромонтаж»
2.2 Анализ формирования налоговой базы и уплаты транспортного налога по данным ООО «Электромонтаж»
Стоит отметить, что сбором также облагают владельцев катеров, мотосаней, моторных лодок и гидроциклов. От налогооблагаемой базы зависит сумма платежа в бюджет. А размер базы определяется от вида транспорта:
1. Если средство оснащено двигателем, то базой для расчета является мощность (единица измерения – лошадиные силы).
2. Если воздушное или водное транспортное средство не имеет двигателя (например, плавучий кран, дебаркадер), то сбор связан с показателем валовой вместимости (единица измерения – регистровые тонны).
3. В исключительных случаях для расчета берется база в качестве единицы транспортного средства[18].
Транспортные средства, которые не являются объектом налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом РФ в статье 358[19].
В соответствии со статьей 359 НК РФ налоговая база определяется в зависимости от категорий транспортных средств следующим образом:[20]
Таблица 1.1 Налоговая база по транспортному налогу
Категории транспортных средств |
Налоговая база |
Транспортные средства, имеющие двигатели |
Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах |
Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя |
Паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы |
Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость |
Валовая вместимость в регистровых тоннах |
Иные водные и воздушные транспортные средства |
Единица транспортного средства |
Таблица составлена по учебному пособию: Сергеева, Т.Р. Транспортный налог в вопросах и ответах: учеб. пособие/ Т.Р. Сергеева. -Рояль, 2016 г. -87с.
Транспортный налог для одного транспортного средства в общем случае будет рассчитываться по следующей формуле[21]:
ТН=НБ*НС*К (1.1)
Где: ТН-сумма налога;
НБ-налоговая база (л.с., тонна, ед.);
НС-налоговая ставка(руб./л.с., руб./тонна, руб./ед.);
К-коэффициент (число месяцев в году, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, деленное на 12).Месяц, в котором был зарегистрировано или снято с учета транспортное средство, считается целиком[22].
При расчете суммы авансовых платежей по транспортному налогу бухгалтер может воспользоваться формулой[23]:
А = Нб х Сн х ¼ (1.2)
где: А - сумма авансового платежа;
Нб - налоговая база;
Сн - ставка налога.
Если в течение квартала фирма снимала с учета автомобиль (или, наоборот, регистрировала его в Госавтоинспекции), то авансовый платеж нужно рассчитывать с учетом специального коэффициента (Кф), который определяют по формуле[24]:
Кф = Км / 3 (1.3)
где: Км - количество месяцев в квартале, когда транспорт числился за налогоплательщиком[25].
При расчете налога ставка - это та величина, на которую умножается налоговый объект. По определенным налогам ставки могут быть установлены в нескольких вариантах (например, ставка по НДС общая - 20%, льготная - 10%).
Ставка может устанавливаться по методу налоговых тарифов - в виде перечня (в процентах или твердых суммах),- по которым облагаются товары или услуги и т.д. Типичным примером применения налоговых тарифов могут служить таможенные тарифы.
Налоговая ставка - это обязательный элемент налога и один из главных критериев расчета наряду с налоговой базой, объектом налогообложения, налоговым периодом и прочих[26].
Нужно отметить важное условие - только когда определена полностью вся совокупность указанных выше элементов, налог можно считать установленным[27]
Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, уплачивают данный налог и авансовые платежи по налогу не позднее 10 числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым и отчетным периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления[28].
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде[29].
При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц[30].
Перерасчет суммы налога, уплаченного физическими лицами, производится налоговым органом после окончания налогового периода, в котором производились указанные изменения. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств[31].
Сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. При этом учитываются налоговые льготы, а также количество календарных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде[32].
Есть собственники транспортных средств, не обязанные оплачивать сбор в бюджет, это владельцы:
- весельной лодкой;
- моторной лодкой (мощность до 5 лошадиных сил);
- специальным легковым автомобилем для инвалидов;
- трактором или комбайном.
Также государством на региональном уровне предусмотрены льготы в уплате сбора отдельным социальными слоями населения. Как правило, освобождают от уплаты (или снижают ставку):
- для пенсионеров (см. льгота по транспортному налогу для пенсионеров);
- лиц предпенсионного возраста;
- членов многодетных семей;
- инвалидов;
- ветеранов;
- а также собственников маломощного транспорта.
Если льготник владеет двумя или тремя видами транспорта (например, машина и лодка), то освобождение от уплаты сбора он получит только по одному из них[33].
Освободить от уплаты транспортного налога автотранспортные предприятия в части имеющихся транспортных средств авторемонтных мастерских типа «Мастерская технического обслуживания автомобильной техники» и «Передвижная авторемонтная мастерская», являющихся имуществом мобилизационного резерва[34].
В данном случае отсутствие в Налоговом кодексе РФ четкого порядка и сроков уплаты транспортного налога не может признано пробелом в правовом регулировании налоговых сборов, а является положительным моментом, позволяющим:
- во-первых, субъектам РФ самостоятельно установить такой порядок;
- во-вторых, это отвечает интересам налогоплательщиков, которые при таком порядке могут в зависимости от конкретных обстоятельств могут выбрать наиболее удобный для них порядок уплаты налога[35].
1.3 Роль транспортного налога в формировании бюджета Рязанской области
Возможный состав собственных источников доходов Рязанской области определяется законодательством Российской Федерации. Доходная часть бюджета состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток средств по бюджету за прошлый финансовый год[36].
Транспортный налог является одним из важных источников формирования областного бюджета[37]. Именно средства, поступившие от владельцев различного транспорта в виде налога, направляются на ремонт, реконструкцию и строительство новых дорог в нашей области[38].
По состоянию на январь 2018 года общая сумма транспортного налога, поступившая от налогоплательщиков, составила 52,4 млн. рублей. В процентном соотношении к предыдущему периоду составляет 98%. В том числе в консолидированный бюджет субъекта - 52,4 млн. рублей.
В 2018 году, на 1 января в Рязанской области зарегистрировано 97 442 транспортных средств, это почти на 4000 больше, чем год назад[39].
В то же время, сведенья о 3299 транспортных средствах не инфицированы. Налоговые органы не могут предъявить требования к не уплатившим транспортный налог по причине того, что сведенья о месте их проживания отсутствуют.
Так, например, в пояснительной записке к проекту бюджета региона, транспортный налог на 2016-2018 гг. прогнозировался с учетом действующих положений Закона Рязанской области от 28.11.2002 № 54 «О транспортном налоге», сделан расчет прогноза поступления транспортного налога с организаций на 2016-2018 годы осуществлен исходя из динамики его поступления в 2017 году с учетом темпа роста начислений в 2016 году[40].
В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации транспортный налог зачисляется в бюджет области в размере 100 процентов.
Прогноз поступления транспортного налога составил:
на 2016 год - 756 868,0 тыс. рублей, в том числе с организаций - 177 931,4 тыс. рублей, с физических лиц - 578 936,6 тыс. рублей;
на 2017 год - 815 558,4 тыс. рублей, в том числе с организаций - 182 201,8 тыс. рублей, с физических лиц - 633 356,6 тыс. рублей;
на 2018 год - 879 466,7 тыс. рублей, в том числе с организаций - 186 574,6 тыс. рублей, с физических лиц - 692 892,1 тыс. рублей[41].
По данным указанным выше, можно сделать вывод о том, что в целом поступления по транспортному налогу в бюджет Рязанской области возрастают. Это может быть связанно с увеличением количества транспортных средств, вследствие чего возрастает сумма транспортного налога.
В Рязанской области срок уплаты данного налога физическими лицами установлен не позднее 2 ноября года, следующего за отчетным. Если 2 ноября выпадает на выходной день, последним днем уплаты является следующий рабочий день.[42]
В 2018 году местный бюджет по вине должников по транспортному, земельному и имущественному налогам не досчитал около 29 млн. рублей, при этом более 8 млн. рублей должны только жители Рязани[43].
Итак, транспортный налог является прогрессирующей статьей в поступлении доходов в территориальный бюджет. Число транспортных средств возрастает. Это говорит о том, что владельцев (налогоплательщиков) транспортных средств становится больше. Учитывая, что ставки по Рязанской области являются максимальными.
Глава 2. Анализ транспортного налога по материалам ООО «Электромонтаж»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Электромонтаж»
Общество с ограниченной ответственностью «Электромонтаж» является коммерческой организацией, созданное в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Общество с ограниченной ответственностью «Электромонтаж» (ОГРН 1023101646380, ИНН 3123284598, КПП 312301001, место нахождения: 308015, Россия, Рязанская область, город Рязань, улица Калинина, д.11)[44].
Основные виды деятельности общества:
• оптовая и розничная торговля электротоварами;
• оптовая торговля прочими строительными материалами;
• оптовая торговля металлами и металлическими изделиями;
• осуществление грузоперевозок;
• изготовление изделий из металла;
• производство монтажных работ;
• деятельность кафе и ресторанов;