Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Эволюция российского предпринимательства. Основные проблемы развития предпринимательства в России).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерция и предпринимательство: основные вопросы
1.1 Роль и значение предпринимательства и коммерции в экономике страны
1.2 Формы организации предпринимательской деятельности
3. История возникновения развития предпринимательства и коммерции России
3.1 Эволюция российского и коммерческой деятельности
3.2 Современные проблемы развит предпринимательства в России
Рассмотрим еще пример Японии. По мнению специалистов, существует большое отличие опыта Японии от американского или западногерманского. Для Европы характерны "консюмеризм" индивидуализм и парламентская демократия. Экономическая стратегия здесь определяется " волей потребителя" и "правом на прибыль предпринимателя".
Действия японских предпринимателей осуществляются не с помощью погони за личным обогащением, а с помощью таких ценностей, как призывы бороться против "опасности для японской нации" или лозунг единства всего японского, прославления дисциплины, "чувства иерархии".
В Японии издавна индивид не наделялся суверенными правами. Главное было в осознании индивидом своего места в пирамиде общества - семьи, фирмы, производства, всего государства[65]. Интересы группы всегда ставились и ставятся сейчас выше интересов индивида. Но в то же время группа, производство, фирма, государство принимают самое активное участие в жизни каждой отдельной человеческой личности. Поэтому вся система японского менеджмента направлена на максимальные раскрытия способностей человека, на эффективное их использование, на пробуждение у персонала потребностей постоянно учиться и на стимулирование желания применять полученные знания в производственной практике[66].
Нельзя не обратить внимание при характеристике методов и тактики японских предпринимателей на такое явление как своеобразная "тойотизация Запада". "Тойота" - одна из крупных компаний Японии, успешно конкурирующая с американскими автомобильными гигантами на внутреннем рынке США[67].
В узком смысле под "тойотизацией" имеется в виду использование бригадной организации труда, повышающей ответственность каждого работника и его общую эффективность, внедрение жесткой, безукоризненной точной системы поставок всего необходимого предприятия и сбыта его продукции, что делает излишним складское хозяйство и резко уменьшает потери всего производства за счет усилий каждого его участника.
А в широком смысле "тойотизацией" можно назвать совокупности средств и направлений деятельности всех предприятий Японии, использование которых ведет к "японизации" мира. И можно привести массу примеров экспансии японских предпринимателей[68].
Но мы приведем примеры другого характера, которые, по нашему мнению должны заинтересовать российских предпринимателей.
Первый пример касается учебы японских предпринимателей. Японцы сегодня - самые активные и прилежные ученики в американских школах бизнеса. Они вышли на первое место среди иностранных студентов во всех многочисленных школах бизнеса в США. Количество японских граждан, получивших после окончания бизнес школы звание делового магистра, за пятилетие 1988-1992г. возросло в три раза. Основная цель обучения в США - надо хорошо знать своего конкурента.
Второй пример - благотворительная деятельность японских предпринимателей, переживающая бурный рост в последние годы. В 1989 году соответствующие расходы компаний Японии достигли порядка 1 млрд. долл.
В 1990 году в Японии создан клуб " одного процента", т.е. предприятий, которые на филантропические нужды выделяют не менее 1% их прибылей до уплаты налогов[69].
Не только Япония, США, но даже такая развитая страна как ФРГ также огромное внимание уделяет профессиональной подготовке предпринимательского персонала, широкому внедрению современной организации менеджмента и маркетинговым исследованиям сегментации рынков.
3. История возникновения развития предпринимательства и коммерции России
3.1 Эволюция российского и коммерческой деятельности
П предстоит занять место в рыночного хозяйствования. влиянием - административной в России сложились неправильные о предпринимательстве и
Понятия и коммерции перефразировались, действия людей, направленные получение доходов от дела, оценивались порой Получаемая прибыль рассматривалась как нажива.
полной мере предпри и его проявляются рыночных отношениях, с куплей продажей товаров[70].
В становлении деятельности торговых предприятий не учитывать традиции предпринимательства, о возрождении сейчас много говорят[71].
В России, р предпосылки к возникновению предпринимательства появились в вв. Реформы г. создали условия для частного предпринимательства образования рынка силы, акционерных и финансовокредитных предприятий[72].
Административно - государственные методы являлись опорой предприниматель и рыночного хозяйствования Государство сохраняло собой надзор осуществляло направленную предпринимательских Оно опиралось развитую финансовую во главе Госбанком. Проявлялась система подчиненности деятельности в стабилизации и российской экономики. этом сдерживались в погоне прибылью.
Российское предпринимательство путем вытеснения вотчинно - хозяйствования, кустарных мануфактурных предприятий разного рода В соответствии российским законодательством формами предпринимательства единоличные фирмы, дома и общества (частно-групповые, частно-коллективные).
Участники торгового (товарищи) отвечали в случае предприятия всем имуществом, т. несли полную, солидарную ответственность, участники акционерного (акционеры) и товарищества на (пайщики) — ограниченную ответственность пределах своих в основной предприятия[73].
Для того стать участником дома, было простого засвидетельствования купеческих или управах, и считалось открытым. Учреж предприятий акционерно-паевого а также главных условий деятельности осуществлялись с разрешения на основе актов.
Акционерные обществ и товариществ на паях собой два пути от единоличного владения предпринимательства к коллективному[74].
В первом мобилизовывался заинтересованных лиц на этой открывалось новое во-втором пайщики руководствовались расширения и «общественного Зачастую они к ограничению пайщиков, чтобы решающую роль фирме за прежними владельцами. законодательство того различало два торговых домов: товарищества и на вере.
Во втором помимо товарищей, которые несут полную ответственность все дела фирмы, торгового дома также лица, только в своего вклада[75].
Древнерусское созданное в девятого складывается путем восточнославянских племен, вдоль знаменитого пути “из в греки”. являлась одной основ хозяйственной славян.
развития предпринимательства Руси становились в которых массы товаров, отсюда как стране, так за рубеж. городов возникало торговых и поселений. Сюда для торговли бобровники, звероловы, лыкодеры и тогдашние "промышленники". Места получали названия погостов. принятия христианства здесь сделки, заключались договоры, пошла традиция ярмарочной В подвалах церквей необходимый для торговли складывались товары, а хранились торговые договоры[76].
и предприниматели Древней Руси были выделены отдельное сословие. предпринимательской деятельности участие все общества (в числе князья бояре). По византийского императора Багрянородного русские в ноябре вглубь страны, погосты, чтобы византийские товары скупить товары зарубежной торговли следующий год. они возвращались Киев, а Киева на добирались Царьграда. В городе русские пользовались различными Шесть месяцев торговали в и возвращались себе на не ранее Такая предпринимательская велась Русью одно столетие[77]. торговой жизни огромную роль освоении и русских земель.
Русские вели торговлю только с Большая торговля с варягами, которых покупали и железные (особенно мечи топоры), олово свинец, а с арабами, в страну бисер, драгоценные ковры, сафьян, пряности.
Первый русский законов "Русская был пронизан предпринимательства[78]. Он возникнуть только обществе, где важнейшим занятием была а интересы тесно связаны результатом торговых В своде четко были такие понятия краткосрочный и займы, торговая и вклад торговое компанейское торговый кредит другие; давался порядок взыскания с несостоятельного при ликвидации дел[79].
Удачный рост деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных Новгородский предприниматель - Климята (Клемент живший в XII - XIII века, свою широкую деятельность с кредитов. не только кредиты, но брал их.
По вопросу предпринимательского кредита Руси было мнение. Считалось по-христиански брать проценты. Однако люди пытались ростовщичеством под проценты, что зачастую кончалось для плачевно. Позднее Владимиром был введен Устав, резко ограничивал сумму выплачиваемого по кредиту более 20% в и тем самым позиции паразитического предпринимательства, на народной нужде.
В Ивана Грозного символом предпринимательства становится энергичная купцов Строгановых[80]. Самый основатель рода Аника продолжил и до совершенства сольвычегодские варницы построил множество на Кольской Он также большую торговлю иностранными купцами. торговали и народами Урала Приуралья, способствовало началу освоения русскими Урала и Сибири.
Аники строили города, множество разных были инициаторами отрядов Ермака завоевание Сибири, способствовали освобождению от интервентов. прославились не предпринимательской деятельностью, и меценатством[81].
Рядом Строгановыми успешно их многочисленные крупные солепромышленники, гости: Никитниковы, Шорины, Светешниковы, Веневитиновы другие.
XV века, свидетельству многих бывших там, особым изобилием съестных продуктов, свидетельствовало о развитии товарных среди крестьян. изделиями торговали лавках, на и в С глубокой ряд дешевых товаров, изготавливаемых ремесленниками, распространялся по всей стране[82].
купцы вели с Литвой, Хивой, Бухарой, Кафой Азовом и другими странами.
в XVI-XVII веках обладает сильно развитой сетью. В городах, селах, возле монастырей, ярмарках ведут оживленную многие тысячи купцов торговцев, идет интенсивный товарами между отдельными страны, т. е. всероссийский рынок[83].
В веке в торговое, купеческое из разряда людей выделяется особую группу или посадских которая в очередь разделялась гостей, гостиную суконную сотни слободы. Самое и подчетное место принадлежало Звание это от царя крупные предприниматели торговым оборотом меньше 20 в год. были свободны уплаты пошлин, купцами рангом занимали высшие должности, а имели право в свое вотчины.
Члены гостиной суконной сотен пользовались большими привилегиями, занимали место в финансовой но уступали гостям "чести". Гостиные и сотни имели самоуправление, общие дела вершили головы и старшины.
Низший разряд купечества жители черных сотен слобод. Это были ремесленные самоуправляемые организации, производившие товары, которые продавали[84].
Сфера русских купцов предпринимателей XVII была огромна, всю географию освоения России. Москвы брали 6 основных торгово-предпринимательской деятельности купцов: Беломорский Новгородский, Поволжский, Смоленский и
Беломорский шел через по Сухоне Северной Двине Архангельск и Белое море, оттуда в страны. Центрами предпринимательства на пути были: Устюг, Тотьма, Яренск, Усть-Сысольск.
Новгородский (Балтийский) путь шел из в Тверь, Торжок, Волочек, Валдай, Новгород, затем к Балтийскому морю[85].
путь проходил рекам Москва, и Волга, затем через море в Хиву и Бухару[86] Главным предпринимательским на этом был Нижний Новгород.
путь шел из Москвы Нижнего Новгорода до Соликамска. Соликамска купцы двигались до а затем водой до через Туринск Тюмень. Далее шла на мимо Сургута, От Енисейска двигались в Илимского острога Тунгуске и Часть купцов путь и достигая Якутска Охотска, проникая на Амур. предпринимательским центром по торговле Китаем был Нерчинск[87].