Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Формирование учетной политики и ее основные элементы. Факторы, влияющие на выбор учетной политики).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи
1.2 Учетная политика предприятия как один из инструментов налогового планирования
Глава 2. Формирование учетной политики
2.1 Формирование учетной политики и ее основные элементы
2.2 Факторы, влияющие на выбор учетной политики
2.3 Задачи, решаемые при формировании учетной политики
3.1 Основные положения приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения
Содержание:
Введение
Актуальность. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.
К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом.
Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.
Однако следует отметить, что значение учетной политики для целей налогообложения недооценивается многими предприятиями, в которых к её разработке относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов. Умело составленная учетная политика для целей налогообложения является одним из важнейших инструментов управления деятельностью предприятия и достижения поставленных целей.
Грамотно составленная учетная политика должна помочь бухгалтерам, экономистам, аналитикам предприятия (организации), которые не могут по каким-либо причинам оперативно связаться напрямую со своими руководителями (например, работают в отдаленных филиалах), уяснить общую стратегию организации и ведения налогового и бухгалтерского учета в компании в целом и на их участках работы в частности. Положения учетной политики для целей налогообложения должны помочь избежать ошибок и противоречий в отражении учетных и отчетных данных.
Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.
Целью написания работы процесс формирования учетной политики для целей налогообложения в организации.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;
- дать характеристику элементам учетной политики для целей налогообложения прибыли;
- отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;
- разработать учетную политику организации;
-рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;
-охарактеризовать задачи, решаемые при формировании учетной политики.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения.
Объектом исследования является учетная политика для целей налогообложения.
Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.
Глава 1. Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи
1.1 Понятие учетной политики
Понятие «учетная политика для целей налогообложения» в России было введено в 2006 г. ст. 11 главой 1 Налогового кодекса РФ.
Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщика [1, ст. 313].
При определении учетной политики для целей налогообложения российские авторы Н.Н. Хахонова, И.В. Алексеева, А.В. Бахтеев исходят из ее общего назначения: «учетная политика для целей налогообложения представляет собой совокупность правил и методов, позволяющих обобщать информацию для определения налоговой базы по налогам, и формируется в соответствии с особенностями деятельности организаций и требованиями НК РФ» [2, с. 58].
Требования, в соответствии с которыми должна быть составлена учетная политика, перечислены в различных статьях Налогового кодекса. Из приведенных в кодексе положений, можно выявить следующие требования к ее формированию:
1) организация осуществляет выбор одного способа (метода) из нескольких допускаемых законодательными актами;
2) способы, выбранные организацией, устанавливаются для всех структурных подразделений;
3) данные способы устанавливаются на длительный срок и применяются с 1 января года, следующего за годом ее утверждения;
4) данные способы должны быть закреплены приказом, распоряжением руководителя организации.
Потребности в том, чтобы формировать налоговую учетную политику каждой год, нет. Однажды приняв, ее применяют до тех пор, пока в документ, закрепляющий ее, не будут внесены изменения.
Изменения, которые вносятся организацией добровольно, применяются с нового налогового периода. При изменении налогового законодательства – с момента начала действия нормативного акта. При этом закрепляются элементы, имеющее значение для ведения хозяйственной деятельности.
Организация формирует две учетные политики: в целях бухгалтерского учета и для расчета налогов. Оформить их можно в виде отдельных документов, так и в виде частей общей учетной политики. На практике вести две независимые учетные политики будет удобнее.
В учетной политике для целей налогообложения следует выделять организационно-технические и методические приемы, при этом давая ссылку на статью Налогового кодека РФ, на которой основан выбор.
Методические вопросы раскрывают способы учета объектов налогообложения:
– квалификация объектов учета в целях расчета налоговых баз;
– оценка объектов учета в целях формирования налоговых баз;
– момент признания объектов учета, таких как доходы и расходы, и момент формирования налоговой базы и др.
Организационно-технические вопросы рассматривают способы организации и ведения налогового учета с точки зрения работы бухгалтерской службы в части налогового учета:
– построение работы бухгалтерской службы в области налогового учета (или
отдельной налоговой службы и организация ее взаимодействия с бухгалтерией);
– состав и порядок формирования аналитических регистров налогового учета;
– документооборот в части налогового учета, порядок хранения документов налогового учета;
– формы регистров налогового учета, которые организация разрабатывает самостоятельно.
Согласно НК РФ, аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета [1, ст. 314].
Налоговые органы не могут устанавливать обязательные формы налоговых регистров, предприятие разрабатывает их самостоятельно, однако регистры должны содержать обязательные реквизиты:
– наименование документа;
– дата составления;
– измерители операций (натуральный или денежные);
– название хозяйственной операции;
– подписи ответственных лиц.
Аналитические регистры налогового учета играют большую роль в организации налогового учета на предприятии и являются неотъемлемым элементом учетной политики для целей налогообложения. Группировка элементов учетной политики организации для целей налогообложения предполагает их деление на основные, специальные и дополнительные элементы [3, с. 40].
Основная группа – это те элементы, обязательное наличие которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Это такие элементы, как момент определения налоговой базы, момент признания доходов и расходов, метод начисления амортизации и т.д.
Специальные элементы необходимы для определенных категорий налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды деятельности. К примеру, формирование налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
Дополнительная группа содержит элементы учетной политики, которые не определены законодательством, но в законе существует альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из вариантов. Эти элементы не являются обязательными. К ним можно отнести определение операций, не подлежащих налогообложению, сроки уплаты налога, применение норм амортизации по основным средствам, которые находились в эксплуатации и т.д.
В своей работе Науменко Н.В. пишет: «учетная политика, как средство реализации метода бухгалтерского учета, будет отличаться в зависимости от масштабов, вида деятельности организации и других факторов» [4, с. 179]. Это означает, что на формирование учетной политики для целей налогообложения влияет среда, в которой функционирует предприятие (рисунок).
Анализ всех факторов, влияющих на формирование учетной политики, поможет правильно подойти к разработке ее обоснованности. Если учесть все влияние на предприятие, учетная политика станет не просто документом, а инструментом, позволяющим достигнуть главной цели функционирования предприятия.
Грамотно составленная учетная политика для целей налогообложения способна помочь в решении нескольких задач:
– оптимизация налогообложения: использование различных способов налогового учета оказывает различное влияние на налоговую нагрузку;
– оптимизация трудоемкости: сближение налогового и бухгалтерского учета позволяет сделать работу менее трудозатратной;
– уменьшение риска возникновения разногласий с проверяющими органами:
чем более ясно, четко и обоснованно построен процесс налогового учета, тем
меньше риск отклонения от правил действующего законодательства [5, с. 15].
В заключение следует заметить, что налоговый учет представляет собой не только установленный законодательством механизм фискального управления, с помощью которого рассчитывается налоговая база по определенным налогам, но и важный элемент управления, дающий возможность оптимизировать финансовое состояние организации.
1.2 Учетная политика предприятия как один из инструментов налогового планирования
К основным стратегическим задачам, которые возникают на предприятии, можно отнести разработку учетной политики в области организации налогового учета. Поэтому данный процесс является одной из приоритетных задач предприятия. Учетная налоговая политика должна обеспечить единство всех составляющих системы управления налогообложением: учета, контроля, анализа, планирования и с их помощью принятия эффективных управленческих решений.
В связи с этим, по нашему мнению, стратегия совершенствования учетной
политики предприятия в области налогового учета, в первую очередь, должна включать законодательное регулирование, а также уточнение принципов и методов учета. Формирование учетной политики для целей налогообложения необходимо проводить, учитывая принципы организации налогового учета на предприятии. С другой стороны, следует также учесть аспекты учетной политики, связанные с оптимизацией налоговых платежей, налоговым планированием.
Вопросы организации учетной политики в области налогообложения рассматривались многими отечественными учеными [1, 2]. Вместе с тем в отечественной экономической литературе не раскрыты вопросы влияния учетной политики на планирование налоговых платежей. В связи с этим есть необходимость серьезных научных исследований по вопросам налогового планирования и роли в этом учетной политики.