Файл: Правовые основы организации нотариата (Общие положения правовой деятельности в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

«В условиях формирования правового государства, развития демократического, гражданского общества вопросы, связанные с выяснением сущности нотариата и его роли в механизме защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в РФ как принципов правовой и социальной государственности приобретает особое значение, а необходимость их совершенствования выступает на первый план»[1]. В указанном контексте необходимо детальное изучение вопроса направлений нотариальной деятельности.

Внесение изменение в законодательство о нотариате актуализируют изучение данной проблемы. Данные положения являются важными и определяющими нормальную деятельность нотариата.

Основным документом выступает Конституция РФ, в которой закреплены основные положения государственного устройства, а также положения о правах и свободах человека и гражданина.

Каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь согласно ч.1 ст. 48 Конституции РФ.

Функции нотариуса, а также вопросы регулирования их деятельности прописаны в Основах законодательства РФ о нотариате.

Особенность института частного нотариата связана с тем, что он обеспечивает правоохранительную функцию, а также законность и правомерность действий участников гражданского оборота без затрат государства. Однако роль государственного нотариата нельзя недооценивать.

Трактовки термина и сущности нотариата рассмотрены в трудах дореволюционных ученых Азнаева А. М., Алферова И. А., Андреевой Ю. А., Аргунова В.Н., Вергасовой Р. И.[2]

Правовые аспекты рассмотрены в работах следующих авторов: В.М. Платонов, В.Г. Румянцев, Т.В. Сахнова и др.[3]

Однако вопросы направлений деятельности нотариата, а также теоретические обобщения в сфере эффективных форм защиты прав изучены в недостаточной степени.

Среди теоретиков по проблематике исследования следует выделить ученых И. А. Алферова, Б. М. Гонгало, В. П. Грибанова, Т. И. Зайцеву, Н. В. Сучкову, О. М. Сычева, Г. Г. Черемных, и т. д.

По оценкам ученых институт нотариата меняется вместе с обществом и государственным аппаратом.

В настоящее время деятельность нотариата в РФ регламентируется Основами законодательства РФ о нотариате 1993 г., в которые в 2014 г. были внесены существенные изменения[4].


Методологическая основа - институциональный метод, а также сравнительно-правовой, формально-логический методы и метод системного анализа.

Цель работы - исследовать правовые основы организации нотариата.

Задачи:

Рассмотреть правовое регулирование нотариальной деятельности;

Выявить принципы нотариальной деятельности;

Определить правовой статус нотариуса;

Изучить нотариальную деятельность в сфере наследственных правоотношений;
Проанализировать правовую природу и роль нотариуса в корпоративных правоотношениях.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Организационно-правовые основы нотариальной деятельности

1.1 Понятие о нотариате. Правовое регулирование нотариальной деятельности

В ст. 19 Конституции РФ прописано равенство прав и свобод человека и гражданина

Согласно ст.1 Основ законодательства о нотариате данный институт в РФ обеспечивает такое конституционное право как защита прав и законных интересов граждан путем осуществления совершения нотариусом нотариальных действий согласно закону от имени РФ[5].

Конституционно-правовые основы нотариата являются базисом данного понятия и выступают механизмом конституционно-правового регулирования этой группы общественных отношений, опосредующих правовые связи конституционного строя государства и деятельностью нотариата. Конституционные основы правового регламентирования деятельности нотариата связаны с закреплением целей и принципов законодательного регулирования данных правоотношений, включая права, обязанности и гарантии сторон[6].

В нормативно-правовое базе отсутствует определение термина нотариата, но сформулировано понятие нотариальной деятельности. В ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате: «нотариат в РФ призван обеспечивать... защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ» - данные категории распространяются на все законодательство, регламентирующее данную отрасль.


Нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, наделённых действующим законодательством правом совершать нотариальные действия.

Следовательно, это не только государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, в систему входят и должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий, должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, которые совершают нотариальные действия на территории других государств, иные должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

Нотариат - это отрасль законодательства, нормами которой регулируются нотариальная деятельность. Необходимость в охране прав и интересов важна для каждого. Это может быть убеждённость в действительности приобретённых прав, например, права на имущество, или в подлинности подписи на документе или самого документа. Эту социальную потребность и обеспечивает законодательство о нотариате и его деятельности.

При трактовке данного понятия сложилось 2 подхода - «латинский» и «государственный» нотариат.

Так выстраивание систем нотариата государства связано с рядом критериев, в частности спецификой взаимодействия нотариата и органов судебной и исполнительной власти.

С позиций институционального подхода под нотариатом понимают правовой институт (Ю.Н. Власова и В.В.Калинина)[7].

Данный подход базируется на выявлении предметов регулятивного воздействия норм правового института, а также его целей, задач, функций.

С точки зрения системно-организационного подхода (у О.В. Романовской, Г.Б.Романовского, Е.Б.Тарбагаевой) нотариата трактуется как система органов и должностных лиц, которые уполномочены на совершение нотариальных действий[8]. Такая позиция основана на формулировке ст. 1 Основ законодательства РФ, где даны органы, уполномоченных на совершение нотариальных действий, в том числе государственных и частных нотариусов и др. уполномоченных лиц.

В работах Е.Б. Тарбагаевой подчеркивается - нотариат связан с материально-правовыми категориями и превентивным правосудием. То есть она предлагает комплексный подход к понятию с позиций системы нотариальных органов, должности нотариуса; целей, задач и функции; предмета, содержания и формы деятельности; гарантий законности[9].


Согласно комплексного подхода ученого Е.Э. Денисовой ключевым аспектами являются многозначность и многоаспектность термина, нотариат - это система органов и должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, а с другой стороны отрасль права, согласно норм которого регулируется нотариальная деятельность, а также учебная дисциплина, ее предмет - изучение нотариального производства и деятельности сторон[10].

У Е.Н. Клячина и И.Г.Черемных нотариат – это институт гражданского общества, данное положение, например, положено в основу закона «Об организации и деятельности нотариата в г. Москва»[11].

Однако понятие гражданское общество весьма многогранно, что предопределяет необходимость тщательного выбора категорий для трактовки нотариата, который в РФ базируется на конституционно-правовых основах.

Юрист А.Е. Черников считает, что нотариат - это система государственных и частных нотариусов, которые осуществляют от имени государства правоохранительные функции, а также оказывают юридическую помощь гражданам и организациям[12].

Исследователи трактуют нотариат как институт предупредительного (превентивного) правосудия.

Здесь видится взаимосвязь - в целях, в принципах организации деятельности и в полномочиях. Цель одна у правосудия и нотариата – обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц.

Судья и нотариус действуют от имени государства.

Они должны быть независимы и от государства, и от участников процесса.

Нотариат отличает корпоративный характер, что связано с профессиональной самоорганизацией и саморегулированием нотариата вместе с нормативно-правовым регулированием.

Нотариат сочетает публично-правовое и частноправовое начало: не находится в системе правоохранительных органов РФ, но функционально охраняет и защищает частные права. Отличительная особенность – осуществление данной деятельности ее от имени государства, по единым конституционно-правовым принципам.

В Конституции РФ сформулировано положение о том, что нотариат это предмет совместного ведения РФ и субъектов (п. «л» ч. 1 ст. 72). А п. 1 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате содержит отсыл к Конституции, как к «эталону» «...совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий...». То есть, признана ведущая роль конституционно-правовых основ в нормативно-правовых актах о нотариате.


Под нотариатом следует понимать деятельность специально уполномоченных законодательством лиц, от имени РФ осуществляющих, согласно закона, нотариальные действия, направленные на соблюдение интересов граждан РФ и юридических лиц и др. лиц[13].

Е.А. Борисова трактует нотариат как систему органов и должностных лиц, которые выполняют предусмотренные законом нотариальные действия для обеспечения защиты и охраны прав, а также интересов граждан и юридических лиц[14].

Такая трактовка позиционирует государственную нотариальную систему в качестве базовой, однако, не смотря на наличие государственного нотариата, в современной России к 2017 г. численность государственных нотариусов не превышает 21% и ежегодно снижается[15]. В то время как число частных нотариальных контор увеличивается.

Данная статистика говорит о том, что государственная структура в рамках института отечественного нотариата дает несущественную цифру в общей доле нотариусов.

Данный факт дает основание полагать о возможном прекращении существования данной структуры в краткосрочной перспективе. Формулировка должностного лица в рамках преобладания частнопрактикующих нотариусов также весьма неоднозначна. Единая трактовка термина отсутствует, а содержание ст. 285 УК РФ к должностным категориям относит категории лиц, которые осуществляют функции представителя власти или которые выполняют организационные, распорядительно-административные и другие функции на базе государственных и муниципальных организаций и пр.

Бесспорно данный подход, представленный в отрасли уголовного права, не следует понимать как универсальный. Но нет критериев, по которым частнопрактикующего нотариуса можно отнести к должностному лицу. Также УК РФ содержит норму об ответственности частнопрактикующего нотариуса (ст. 202 УК РФ), это говорит о том, что в УК РФ нотариус не выступает в качестве должностного лица.

А основы законодательства о нотариате содержат возможность свершения нотариального действия должностным лицом в консульском учреждении и главой администрации сельских поселений. Но данные категории лиц не относятся к институту нотариата, а нотариальные процедуры осуществляют лишь в исключительном случае.

Таким образом, невозможно отнесение частного нотариуса к должностному лицу, а также к индивидуальному предпринимателю. Следует понимать под данной категорией нотариуса особую модель функционирования, что позволяет сформулировать следующее определение[16].