Файл: Вопросы налогообложения при осуществлении рекламной деятельности (Принципы системы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип гласности.

Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано, информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности.

В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности.

Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Принцип законодательной формы установления.

Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства.

Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.


В российской экономической литературе нередко выделяют один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

1.2 Характеристика современной налоговой системы

По Налоговому кодексу выделены три группы налогов и сборов, среди них федеральные, региональные (еще субъектов Федерации) и местные. Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории страны. Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов РФ, в которых определяются элементы налогообложения (налоговые ставки, порядок, льготы и сроки уплаты). Региональные налоги обязательны к уплате на территориях субъектов РФ.

Местные налоги обязательны к уплате на территории муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления в нормативно-правовых актах утверждают условия налогообложения, обязательно вытекающих из статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговое законодательство Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, которые взимаются в бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, определяемых:

- основаниями формирования (либо изменения и прекращения) и порядком исполнения обязанностей по части уплаты налогов и сборов;

- правами и обязанностями налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемыми законодательством о налогах и сборах;


- формами и методами налогового контроля;

- ответственностью за совершение налоговых правонарушений;

- порядком обжалования актов налоговых органов и действий (еще бездействия) их должностных лиц.

Основные федеральные налоги состоят из:

а) налога на добавленную стоимость;

б) акцизов на отдельные виды товаров (он услуг), а также минерального сырья;

в) налога на доходы физических лиц (еще подоходный налог);

г) единого социального налога;

д) налога на прибыль (он доход) организаций;

е) налога на добычу полезных ископаемых;

ж) водного налога;

з) сбора за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

и) государственной пошлины.

Региональные налоги и сборы субъектов Федерации включают налог на имущество предприятий, транспортный налог и налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относят налог на имущество физических лиц и налог на землю.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которые относят к федеральным налогам, в том числе:

1) упрощенная система налогообложения;

2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Специальные налоговые режимы предусматривают освобождение налогоплательщиков от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов.

Если предусмотрены налоговые льготы, выделяются основания для их использования налогоплательщиком.

Юридические и физические лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию, а также перечислению налогов в соответствующие бюджеты, называются налоговыми агентами.

Объектами налогообложения являются реализация товаров, работ, услуг, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации (предприятия, фирмы, компании) и физические лица, надындивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы Каждый налог имеет свой объект или базу для налогообложения. Налоговая база представляет собой стоимостную или иную характеристику объекта налогообложения. Понятие налоговой ставки связано с единицей измерения налоговой базы.


Для каждого вида налога устанавливается налоговый период, сроки утраты и льготы для налогоплательщика. Основные правила и методики расчетов по налогам изложены в Налоговом кодексе.

Это нормативный документ, в котором даны определения показателей и объектов, учитываемых при расчете налогов. В частности, реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу. В определенных ситуациях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на безвозмездной основе тоже приравнивается к реализации.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются соответствующими статьями Налогового кодекса и Правительством РФ. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом для каждого отдельного вида налога.

Налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Порядок исчисления налога таков. Налогоплательщик заполняет налоговую декларацию, самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя их налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Если в соответствии с налоговым законодательством обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган или налогового агента, направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.


Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным налогоплательщикам преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Следует отметить, что каждый вид налога перечисляется в соответствии с бюджетной классификацией общей суммой или распределенной по долям между бюджетами различных уровней, утвержденным законодательно. Рассмотрим некоторые основные вицы налогов.

Налоговая система является:

прогрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается;

нейтральной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным.

Другими словами, в прогрессивной налоговой системе богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. В регрессивной налоговой системе, наоборот, богатый платит в качестве налогов меньшую долю своих доходов, чем бедный, а в нейтральной системе эти доли одинаковы.

Глава 2 Особенности налогообложения рекламной деятельности

2.1 Реклама и ее влияние на эффективность коммерческой деятельности

В наши дни практически единственными прибыльными делами можно назвать торговлю и посредничество. И важнейшая роль в данных видах деятельности отводится рекламе. Реклама – это очень эффективная модель связи между производителем товара или услуги и их потребителем. В отсутствие рекламы производители перестанут инвестировать в модернизацию собственных продуктов и разработку новых. Конкуренция исчезнет ввиду отсутствия стремления к развитию. Поэтому имеется целый ряд вопросов относительно налогообложения, бухгалтерского и налогового учета в рекламной деятельности.

По закону реклама – это определенная информация, касающаяся лиц – физических и юридических – или товаров и услуг, реализуемых в разной форме и различным образом в целях непосредственного или опосредованного извлечения прибыли.