Файл: Нормативно-правовое регулирование коммерческой деятельности в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Источники коммерческого (торгового) права в РФ
1.2. Особенности нормативно-правового регулирования в сфере торговли
2.1. ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
3.1. Анализ и итоги аптечного рынка Московской области 2015-2016 г.г.
В рейтинге ведущих торговых наименований лидер сменился — возглавлявший его ранее АРБИДОЛ сократил продажи на 37% и опустился на 3 место. В тоже время препараты АКТОВЕГИН (+14%) и ЭССЕНЦИАЛЕ Н (+0,4%), имевшие позитивную динамику, поднялись на одну строчку вверх и заняли первую и вторую позиции. Кроме них, рейтинговый прогресс отмечен еще у двух участников Топ-10. С 11 на 5 место переместился ЛИНЕКС (+27%) и с 8 на 7 — ДЕТРАЛЕКС (+14%), потеснив КАРДИОМАГНИЛ (+10%) на строчку вниз, на 8 позицию. Наименованиям МЕКСИДОЛ (+2%), КОНКОР (+4%) и АЛФЛУТОП (+9%) удалось остаться на занятых ранее позициях, тогда как имевший выраженную отрицательную динамику препарат ВИАГРА (-20%) сократил долевое присутствие и опустился с пятой на последнюю строчку рейтинга. На 0,5 п.п. сократилась и суммарная доля десяти наименований-лидеров, составившая 8%.
Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж
Таблица 2
Место в рейтинге |
Торговое наименование |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
6 мес. 2015г. |
6 мес. 2016г. |
6 мес. 2015г. |
6 мес. 2016г. |
|
1 |
2 |
АКТОВЕГИН |
1,3 |
1,2 |
2 |
3 |
ЭССЕНЦИАЛЕ Н |
1,0 |
1,0 |
3 |
1 |
АРБИДОЛ |
0,9 |
1,4 |
4 |
4 |
МЕКСИДОЛ |
0,8 |
0,8 |
5 |
11 |
ЛИНЕКС |
0,7 |
0,6 |
6 |
6 |
КОНКОР |
0,7 |
0,7 |
7 |
8 |
ДЕТРАЛЕКС |
0,7 |
0,6 |
8 |
7 |
КАРДИОМАГНИЛ |
0,7 |
0,6 |
9 |
9 |
АЛФЛУТОП |
0,6 |
0,6 |
10 |
5 |
ВИАГРА |
0,6 |
0,8 |
Итого |
8,0 |
8,5 |
По итогам I полугодия 2016г. Объем розничного рынка Московской области составил 854,036 млн. руб. (28,032 млрд. долл.). В рублевом эквиваленте динамика рынка была позитивной (+3%), тогда как в долларовом – отрицательной (-3%). В натуральных показателях продажи также сократились — на 7%, до 8,314 млн. упаковок. Средняя цена ГЛС в аптеках города выросла в сравнении с показателями прошлого года (3,37 долл. Против 3,26 долл.), и была ниже среднего по стране показателя (3,77 долл.). Однако расходы жителей на приобретение лекарств в аптеках составили 76,57 долл. – это заметно выше, чем в среднем по стране (56,37 долл.) .
Огромное значение для развития аптечной розницы Московской области имеют последние инициативы государства в области регулирования цен на лекарственные средства . На текущий момент возможности государства в отношении ценового регулирования в коммерческом розничном секторе ограничены так называемым Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), который устанавливается Постановлением Правительства РФ и на который устанавливаются предельные оптовые и розничные наценки . На сегодня препараты, формирующие этот список, обеспечивают около 30% оборота среднестатистической российской аптеки, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Цель данного нововведения – повышение физической доступности лекарственных средств для населения РФ и развития конкуренции на фармацевтическом рынке.
Также на сегодняшний день в Московской области активно обсуждается вопрос относительно разрешения отпуска безрецептурных лекарств в обычных магазинах. В продажах аптек 37% пришлось на рецептурные лекарственные средства, а 30%— на парафармацевтику. Введение этого закона привело к тому, что прибыль от 33% продаваемых в аптеках препаратов, нужно делить с продуктовой розницей. Либерализация законодательства в вопросе отпуска лекарств ведет к существенному снижению емкости аптечного рынка. Падение составило на 10–15% от общей ёмкости рынка .
Примем во внимание существенное ограничение наценки на жизненно важные и необходимые лекарственные средства (ЖВНЛС), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 г. Москва «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» , и снижение рентабельности аптечного бизнеса из-за конкуренции с продовольственной розницей в сегменте безрецептурных препаратов. Всё это ведет, с одной стороны, к банкротству значительного числа аптечных учреждений, и к росту цен на рецептурные лекарственные средства – с другой.
После внесения изменений в Закон «О лекарствах и фармацевтической деятельности» , с середины октября 2010 года безрецептурные препараты продаются в супермаркетах и других торговых объектах области. Вследствие принятия данного закона основными проблемами стали следующие: что относить к списку безрецептурных лекарств, где найти достаточное количество провизоров (которых и сейчас катастрофически не хватает), что делать с аптеками, которые основную прибыль имеют как раз от продажи безрецептурных лекарств, которая занимает в общем обороте примерно 35—40%.
Выводы: при развитой конкуренции, особенно учитывая принятие закона о возможной продаже лекарственных средств первой необходимости в продуктовом ритейле, аптеки могут сохранить и усилить свои позиции за счет позиционирования себя как компаний, где продаются только качественнее лекарства и где всегда будет оказана квалифицированная помощь фармацевта. Активизация государства в области контроля за фармацевтическим рынком ведет к тому, что несетевые магазины не выдержат конкуренции, а ключевых игроков рынка могут возникнуть финансовые и юридические проблемы. Низкие затраты содержания аптечной сети позволяют аптечному бизнесу быть высоко рентабльным.
3.2. Развитие розничной торговли в аптечной сети ООО «Фармком», в контексте с инициативами государства в области регулирования торговой деятельности аптеки
Рассмотрим анализ аптечной ООО «Фармком» и выявим ключевые факторы успеха данной аптечной организации. В рамках определения конкурентной силы аптечной сети ООО «Фармком» был проведен опрос аптечного персонала, с целью выявления ключевых факторов успеха (КФУ). Сотрудникам был предложен список возможных областей поиска КФУ, и каждый из опрошенных выбрал наиболее важные с его точки зрения факторы. Из всего перечня факторов выделились те, которые были отмечены большинством сотрудников. Данные представлены в таблице 3.
Перечень ключевых факторов успеха для аптечного рынка
Таблица 3
Ключевые факторы успеха |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Итого |
низкая себестоимость продукции |
х |
х |
х |
х |
х |
5 |
|
возможность инноваций в процессе реализации продукции |
х |
х |
х |
х |
4 |
||
наличие квалифицированной рабочей силе |
х |
х |
х |
х |
4 |
||
широкий доступ /присутствие в точках розничной торговли |
х |
х |
х |
х |
4 |
||
скорая доставка (срочное выполнение заказа) |
х |
х |
х |
х |
4 |
||
высокая квалификация сотрудников отдела реализации |
х |
х |
х |
х |
4 |
||
благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей |
х |
х |
х |
х |
4 |
При развитой конкуренции, особенно учитывая принятие закона о продаже лекарственных средств первой необходимости в продуктовом ритейле , компания ООО «Фармком» может сохранить или усилить свои позиции за счет позиционирования себя как компании, где продаются только качественнее лекарства и где всегда будет оказана квалифицированная помощь фармацевта.
Маркетинговую цель ООО «Фармком» в самом общем виде можно сформулировать как «привлечь максимальное число покупателей и удержать их, стимулируя покупать чаще, тратить больше и рекомендовать наши магазины другим людям». Достижение этой цели приводит к улучшению финансовых показателей розничной компании (впрочем, как и любого другого предприятия). Основные факторы, которые определяют восприятие розничной сети покупателями, иначе говоря, элементы комплекса маркетинга розничного магазина или сети, а также результирующие поведение покупателей, отражены ниже.
Деятельность розничного фармацевтического рынка в значительной степени регулируется государством. Существует минимальный ассортимент лекарственных препаратов, утвержденный государством, необходимый в каждом аптечном заведении, включает как лекарства, которые аптеки обязаны отпускать только по рецепту, выписанному врачом, так и медикаменты для свободной продажи. Он содержит около 150 наименований препаратов для лечения 26 основных групп заболеваний, причем большинство препаратов должно быть представлено в нескольких формах (например, таблетки и раствор для инъекций), чтобы врач и пациент могли выбрать наиболее удобную и эффективную .
Формирование цены можно считать одним из важных элементов стратегии сети аптек ООО «Фармком», специализирующейся в сфере ритейла. Ведь именно «игра» со стоимостью товара подчас позволяет организации выделиться среди конкурентов и находить своего целевого покупателя.
Ценовую политику ООО «Фармком» использует для достижения следующих целей:
- максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;
- максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);
- максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);
- стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке;
- достижение наиболее высоких темпов роста продаж.
Аптечная сеть ООО «Фармком» в качестве ценовой стратегии использует принцип получения максимальной прибыли за счет получения низких цен у поставщиков лекарственных средств, крайне низких издержек по содержанию торговых точек, и одновременно установлению среднерыночных цен по отрасли .
Алгоритм формирования ценовой стратегии ООО «Фармком» состоит из этапов. Он позволяет нашей аптечной сети получить максимальную прибыль с определенного сегмента рынка, лучше удовлетворить запросы потребителей .
Применяемые стратегии ценообразования на лекарственные средства ООО «Фармком»
Таблица 4
Стратегии ценообразования |
Наименование лекарства |
Результат применения соответствующей стратегии |
Для инновационных препаратов |
||
Высокие цены |
Силденафил цитрат |
Один из лидеров продаж в розничном сегменте фармацевтического рынка, несмотря на высокую цену и наличие конкурирующих лекарств |
Арбидол |
В настоящий момент − лекарство с наибольшим объемом продаж в России |
|
Проникновение на рынок |
Трифамокс ИБЛ |
Ежегодный рост продаж более 50% и отвоевание доли рынка у конкурирующего препарата Амоксиклав (Лек, Словения), цена которого установлена исходя из стратегии снятия сливок |
Для традиционных препаратов |
||
Премиальные наценки |
Роцефин |
Несмотря на то что препарат некогда был оригинальным, с появлением дженериков компания сохранила свою базовую ценовую стратегию и утратила большую часть рынка из-за ценовой конкуренции |
Но-шпа |
Препарат занимает более 50% общего сегмента рынка спазмолитиков, несмотря на значительную премиальную наценку за торговую марку и репутацию компании |
|
Экономия (установление низких цен с расчетом на эффект масштаба) |
Цефазолин |
Низкая цена обеспечивает наибольший объем продаж, но рентабельность не превышает 10%, что ограничивает инвестиционные возможности производителя в научно-исследовательской работе |
Гепарин |
Применение стратегии обеспечивает производителю наибольшую долю рынка в связи со слабостью конкурентных позиций производителя B. Braun Medical (Б. Браун Медикал), Германия |
|
Занижение цены по отношению к качеству лекарства |
Микофлюкан |
Установление невысокой цены относительно цен конкурентов за лекарство высокого качества. Увеличение доли рынка, несмотря на сильных международных конкурентов, за счет долгосрочных и устойчивых каналов сбыта |
Метрогил |
Стабильный рост продаж за счет политики повышения ценности продукта путем эффективного продвижения |
|
Завышение цены по отношению к качеству лекарства |
Орзид |
Невысокий уровень продаж в связи с эластичным спросом в данном сегменте рынка антибиотиков цефалоспоринового ряда |
Цефтриабол |
Высокий уровень продвижения продукции и цена, часто на 300% превышающая цены на аналогичные по качеству лекарственные средства, обеспечены активностью компании на госпитальном рынке РФ |