Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий(Понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись не за счет общественных фондов потребления, а за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан.

Одним из действенных преобразований в жилищной сфере, способствующим созданию широких слоев собственников жилья, является приватизация. Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации определены в соответствующем законе. Закон определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Безбородов А.Б., Галахтин М.Г., Леонова Л.Ю., Губин Е.П., Лахно П.Г., Ершова И.В. и других.

Объект исследования – государственное и муниципальное имущество.

Предмет исследования - приватизация государственного и муниципального имущества.

Цель исследования - изучить порядок приватизации государственного и муниципального имущества.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Определить этапы приватизации государственного и муниципального имущества.

3. Рассмотреть субъекты и объекты приватизации.


4. Дать основные понятия и сущность приватизации государственного и муниципального имущества.

5. Проанализировать проблемы приватизации в России и пути их решения.

Гипотеза: вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1 Теоретические аспекты приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации

1.1 Понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества

Детальное изучение приватизации государственной собственности и муниципалитетов, ее значения в развитии предпринимательства невозможно без понимания приватизации в целом. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации - государства, с устранением негативных последствий ее функционирования. Приватизация, которая является одним из основных типов приватизации, представляет собой процесс реагирования на потребности и интересы тех, кто участвует в социальных отношениях, с институтами, которые все больше лишаются общества, путем передачи им ранее выполненных функций. Государство, его органы и его должностные лица.

Что касается самого понятие приватизации, то в соответствии со ст.1 Закона «О приватизации» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.


Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с измен. и доп., вступ. в силу с 04.08.2016 г.) // СПС «Консультант плюс».

Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:

1. Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом.

Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.

Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 04 августа 2016 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами. Необходимо отметить, что нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть - отражающие его динамику. Общая часть состоит из четырех наборов правовых стандартов, которые являются необходимой предпосылкой для перевода процесса приватизации в активный план.Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус государственных и муниципальных образований для приватизации государственного и муниципального имущества соответственно.Третий блок стандартов приватизации определяет физических лиц - покупателей государственной и муниципальной собственности.Четвертый блок стандартов касается классификации объектов недвижимости в случае приватизации. Специальная часть содержит правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженные поэтапно, которые будут рассмотрены отдельно.Таким образом, с формально-правовой точки зрения в Российской Федерации сложилась достаточно развитая нормативно-правовая база, регулирующая приватизацию государственной собственности.


1.2 Субъекты и этапы приватизации государственного и муниципального имущества

Процесс приватизации государственного и муниципального имущества в России начался в 1991 году.

Правовой основой процесса приватизации были принятые Верховным Советом РСФСР законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР», «Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а также Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Процесс приватизации государственного имущества можно условно разделить на три этапа.

Первый шаг в приватизации государственных активов, называемый проверкой, происходил с 1991 по 1994 год. Этот этап связан с началом процесса преобразования командной экономики в рыночную. создание новой структуры собственности и формирование широкой категории частных собственников. Почти все население России было вовлечено в приватизацию. Приватизационные чеки (ваучеры), распространяемые среди всех граждан, служили инструментом приватизации.Начало второго этапа приватизации началось в 1994 году и продолжалось до начала 2002 года. Этот этап приватизации был качественно новым, его главная цель заключалась в том, чтобы гарантировать передачу прав собственности, приобретенных в ходе процесса приватизации. Первоначальное распределение в руках эффективных владельцев.На этом этапе приватизации предполагалось, что все предприятия с балансовой стоимостью основных средств по состоянию на 1 января 1994 года будут иметь более 20 миллионов рублей, за некоторыми исключениями (государственными, приватизировать запрещено, с иностранные акции), должны быть преобразованы в акционерные общества. Все остальные компании, балансовая стоимость которых составляет менее 20 млн. Рублей, должны быть приватизированы на аукционе, конкурсе или конкурсе.На втором этапе приватизации государство получило более 100 миллиардов рублей от приватизации своих активов.В настоящее время процесс объединения и приватизации нефтяной, химической, нефтехимической, коммуникационной, лесной и медицинской отраслей практически полностью завершен.

Параллельно с приватизацией компаний шел процесс бесплатной передачи жилья гражданам, в которых они жили. За последние 10 лет гражданами было приватизировано около 18 000 квартир общей площадью около 900 миллионов квадратных метров. Результатом приватизации стало создание новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального рынка ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения различных компаний. передача контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, снижение бремени по поддержанию государством многих убыточных предприятий. ,Приватизация относится к продавцам, покупателям госсобственности и специально созданным госорганам. Территориальные организации по управлению государственным имуществом создаются в областях, связанных с Россией.[1] Основными функциями всех органов управления государственным имуществом являются:


1) подготовка и публикация в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации и контролирующих их выполнение;

2) подготовка проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;

3) принимать решения о приватизации федеральных активов в пределах своей компетенции;

4) преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в качестве учредителей этих компаний от имени Российской Федерации;

5) осуществление от имени Российской Федерации прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которых являются собственностью федерального правительства.

В соответствии со статьей 6 Закона продавец федерального имущества по специальному распоряжению Правительства Российской Федерации от его имени является специализированным учреждением и назначенными им представителями, которые владеют объектами приватизации. которые были переданы ему, пока они не были проданы. продать объекты приватизации; вести учет акций хозяйствующих субъектов Российской Федерации, подлежащих приватизации; получать и переводить деньги, полученные в результате приватизации федеральной собственности, и вести статистическую и бухгалтерскую отчетность об их перемещениях.

Покупателями федерального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.[2]

Ограничения на участие в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц, установленные федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, гарантировать защиту и безопасность государства при приватизации федеральной собственности.Объектами приватизации являются государственные активы, которые могут быть приватизированы в соответствии с законодательством. В зависимости от возможности приватизации в государственной программе приватизации выделяются следующие группы объектов:

1) товары, приватизация которых запрещена. Сюда входят средства из федерального бюджета, Центрального банка Российской Федерации, железных дорог, атомных электростанций, автомобильных дорог, товаров, принадлежащих организациям Федеральной почтовой службы и, в частности, средств почтовой связи. и т.д.