Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации (Анализ эффективности валютного регулирования в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российский срочный рынок образовался примерно в то же время, что и биржевой. Начало торговли деривативами было положено в октябре 1992 г., когда Московская товарная биржа запустила на рынок фьючерс на доллар США, который впоследствии стал обращаться и на некоторых других биржах[15]. Так как в то время доллар был единственной иностранной валютой, присутствовавшей на рынке, на внебиржевом сегменте банки стали развивать валютные форвадные контракты с данным активом. Однако, ввиду отсутствия проработанности нормативной базы для регулирования подобного рода сделок, а также ограниченности финансовых ресурсов, оказавшихся недостаточными для выплат организаторами торгов своих обязательств, операции с деривативами начали постепенно сворачиваться и к августу 1998 г. из-за образовавшегося в стране кризиса полностью прекратились. Через 2 года ММВБ провела удачную попытку возвращения срочных контрактов на валютный рынок и торгует ими до сих пор, объединившись в 2011 г. с биржей Российской торговой системы (РТС) и став крупнейшей торговой площадкой в России. В 2003 г. был отмечен подъем и на форвардном рынке[16].

Одним из важнейших моментов в истории срочного рынка является развитие законодательной базы. В начале 2007 г. Госдумой РФ были приняты поправки к статье 1062 ч. 2 ГК РФ, позволившие исключить рассмотрение срочных сделок, как сделок пари, что впервые обеспечило им судебную защиту. А в 2009 Федеральный закон от 25.11.09 N 281-ФЗ ввел определение производного финансового инструмента и установил особенности заключения договоров, дополнившись впоследствии Приказом ФСФР России от 04.03.2010 №10-13/ПЗ-Н, где были определены виды производно-финансовых договоров[17].

Принципы валютных ограничений достаточно постоянны. Их использование зависит от валютно-экономического положения страны, тенденций развития международных экономических, в том числе валютно-кредитных, отношений. В России валютный контроль выполняет функцию защиты национальной экономики от долларизации, и потому не допускаются расчеты между резидентами в иностранной валюте, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России. В то же время в проведении валютных операций нерезидентов в России нет ограничений.

Политика Банка России в области валютного контроля строится на двух основополагающих принципах. Это, во-первых, соблюдение интересов общества и государства, обеспечение экономической безопасности страны. И, во-вторых, - учет реальной ситуации и тенденций в отечественной экономике и на мировых рынках товаров и капиталов.


В рамках такого подхода Банк России концентрирует усилия на следующих основных направлениях. Первое заключается в применении в полном объеме системы предупреждения незаконного перевода средств во внешней торговле товарами, в основу которой положена технология таможенно-банковского контроля. На сегодняшний день таможенно-банковским контролем охвачено около 80% российского товарного экспорта и 90% товарного импорта (за исключением бартера, переработки под таможенным контролем и прочих особых режимов).

Систематизация современных проблем, обусловленных экспортом капитала из РФ, представляет собой весьма любопытный вопрос. С одной стороны, можно прямо и явно указать базовую проблему – отток капитала из РФ существенно сокращает количество в национальной социально-экономической системе капитала как ресурса факторной производительности и тем самым тормозит развитие экономической и социальной сфер государства. С другой стороны формализация проблем, которые обусловлены и обусловливают отток капитала представляется весьма затруднительным, т.к. их многообразие столь широко, что перечислить их все представляется затруднительным.

К числу важнейших проблем можно, без сомнения, отнести недоинвестированность реального сектора экономики РФ, который в условиях кризиса ликвидности банально не способен к развитию и в итоге формирует (в числе прочих, разумеется) факторов условия снижения национальной конкурентоспособности РФ и, как следствие, превосходство импорта над экспортом в товарной структуре, снижение занятости (связанное с отсутствием потребности в рабочей силе на бездействующих предприятиях) и т.п. Отметим, что данному потенциальному сценарию развития уже есть подтверждение, что отражается в крайне низких темпах роста промышленного производства в РФ.

К важнейшим направлениям деятельности органов валютного контроля следует отнести формирование в стране стабильного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития национальной экономики. Принципы валютного контроля должны отвечать целям общей экономической (в том числе валютной и внешнеторговой) политики государства.

3.2 Основные проблемы организации рынка наличной и безналичной валюты в РФ


В течение длительного периода времени рынок наличной иностранной валюты в России оказывал преимущественно негативное воздействие на все сектора российской экономики, создавая благоприятные условия для функционирования теневой экономики и являясь механизмом непродуктивной иммобилизации сбережений населения. Аналитики отмечают, что негативное воздействие рынка иностранной валюты в наличной и безналичной форме на российский рынок в настоящее время относительно снижено, хотя ряд проблем по прежнему присущ российскому рынку валюты. Отнесем к числу этих проблем:

  • высокую зависимость рынка от курса доллара;
  • низкая конкурентоспособность национальной валюты РФ вкупе с высокой зависимостью от цен на энергоресурсы;
  • низкая конкурентоспособность российской банковской системы в целом, усугубленная состоявшимся вступлением в ВТО и либерализацией рынка финансовых услуг;
  • прочие.

Высокая зависимость рынка валюты в РФ от курса доллара обоснована множеством факторов, важнейшими из которых, безусловно являются принятие доллара как международной расчетной валюты, а также резервной валюты. Очевидными проблемами, порождаемыми подобной ситуацией является совокупность проблем, вызванных нестабильностью курса доллара, который, как показывает историческая практика, в действительности, характеризуется значительными изменениями, что негативно сказывается на деятельности различных участников рынка, а в особенности – субъектов внешнеэкономической деятельности.

Низкая конкурентоспособность национальной валюты РФ обусловлена также множеством факторов, результатом действия которых является низкая заинтересованность в использовании рубля как валюты накопления, что также вредит национальной экономике. Российский валютный рынок традиционно был направлен в сторону операций с долларом. Несколько лет обращения евро и не сделали внутренний рынок евро/рубль заметным. Для глобальных финансовых институтов отсутствие полноценного рынка евро — существенное неудобство.

Проблема низкой конкурентоспособности российской банковской системы имеет множество следствий, одним из которых является вероятность прихода на российский рынок сильных иностранных банков, которые еще сильнее упрочат позиции иностранных валют, выступая в качестве участников рынка валюты.


3.3 Мероприятия по совершенствованию рынка наличной и безналичной валюты в РФ

Решение указанных выше проблем, в силу их комплексности представляет собой достаточно сложную задачу. Сложность ее определяется тем, что подавляющее большинство проблем российского валютного рынка являются отражением проблем российской экономики в целом. Здесь речь идет и о ее сырьевой направленности, и о нестабильном курсе национальной валюты, и о в целом низкой эффективности промышленного сектора национальной экономики. Именно поэтому, можно говорить, что решение проблем в сфере валютных рынков, во многом, определяется не столько мерами государства в финансовом секторе (использование рубля в качестве резервной валюты и валюты расчетов, повышение инвестиционной привлекательности рублевых вкладов), но мерами в сфере повышения национальной конкурентоспособности.

Одной из потенциальных причин столь явного и негативно влияющего на экономику государства, в целом, превосходства экспорта капитала из РФ над импортом является совокупность факторов с одной стороны отталкивающих от перемещения в РФ своего капитала и с другой – формирующих объективные предпосылки вывоза капитала из российской экономики. Частично данный тезис может подтвердить указанная в первом разделе главы тенденция к организации выхода компаний на рынок акций на зарубежных биржевых площадках и декларируемый низкий уровень национальной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В подобных условиях вполне логичным кажется поведение собственников капитала, укладывающееся в указанные рамки (превосходство экспорта над импортом). Потенциальные последствия подобной ситуации и сохранения ее в будущем очевидны: лишенная возможности использования одного из факторов обеспечения экономического роста, российская экономика будет развиваться гораздо медленнее, чем могла бы при достаточном наличии в экономики финансовых ресурсов.

Логичными также видятся и пути изменения ситуации: с одной стороны государство должно привлекать иностранный капитал в российскую экономику, а с другой – формировать условия для того, чтобы российский капитал оставался в пределах национальной экономической системы. При этом наиболее логичными направлениями действий по сокращению экспорта капитала из страны должны стать:

  • формирование условий для привлекательности российского рынка для российских же собственников капитала;
  • сокращение возможностей использования оффшорных зон как практик минимизации налоговой нагрузки экономических субъектов;
  • повышение конкурентоспособности национальной экономической системы для того, чтобы финансовые ресурсы национальных собственников инвестировались в нее с нормой доходности не ниже, чем при размещении за рубежом;
  • использования практики особых экономических зон для создания условий для привлечения иностранного капитала, который может рассматриваться как один из способов активизации национальной инвестиционной активности.

Несложно заметить, что вся совокупность предложенных мер, а также ряд мер не предложенных, но подразумевающихся, имеют 2 базовые направленности: привлекать инвестиции (создавать условия для того, чтобы они оставались в стране) и ограничивать их отток (ограничение оффшоров и т.п.). Как видится, этих мер будет достаточно для того, чтобы в долгосрочной перспективе снизить экспорт капитала. Но есть одно допущение – приоритетными стоит считать те меры, что направлены на повышение инвестиционного потенциала российской экономики, а вовсе не те, что направлены на выработку всевозможных мер запрета вывоза капитала. Логика в данном отношении весьма очевидна: при наличии условий для обеспечения доходности в рамках национальной социально-экономической системы капитал будет оставаться в ней и безо всяких запретительных мер, однако, будучи высоко рисковым для вложений в национальной системе, он также будет экспортироваться за рубеж, при этом при запрете одних способов экспорта будут разработаны другие, менее показательные.

С учетом привлекательности мер обеспечения сокращения экспорта капитала из РФ, направленных на повышение привлекательности российской экономической системы для инвестирования, рассмотрим некоторые из них подробнее, с учетом того, что все они будут иметь одну направленность – повышение национальной конкурентоспособности (в том числе и инвестиционной), но разные способы достижения цели (что объясняется сложностью и системностью конкурентоспособности как экономической категории).

Отдельно стоит остановиться на условиях, определяющих эффективность всех мер направленных на управление конкурентоспособностью, к числу которых (условий) отнесем:

  • наличие политической воли к осуществлению преобразований;
  • условие согласованности действий в области управления конкурентоспособностью всех уровней власти и негосударственных образований (бизнес сегмента, общественности, политического окружения) и за счет этого – достижение эффекта синергии от реализации программ;
  • комплексный и системный анализ всех факторов, определяющих конкурентоспособность в их многообразии и взаимосвязи, с целью установления приоритетных направлений развития;
  • наличие необходимой информационной базы;
  • благоприятная политическая, экономическая и социальная конъюнктура;
  • наличие необходимого ресурсного (в особенности – финансового) обеспечения всех программ развития;
  • прочие условия.