Файл: Понятие хозяйственного учета, его виды, учетные измерители (Хозяйственный учет: история происхождения, экономическая сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бухгалтерский учет ведется при помощи следующих способов и приемов:

  • Документация – первичная регистрация фактов хозяйственной жизни в определенном типе документа. В организации особое внимание уделяется сохранности документов, так как они являются свидетельством свершения того или иного события. Вся первичная документация после проверки и внесения в программу подшивается в специальные папки, формируются дела. Внесенные данные из первичных документов формируют базу данных. Документы имеют свой срок хранения, например, хранения лицевых счетов сотрудников хранится 75 лет [32, с.78].

Кроме того, вся первичная документация должна быть оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями, это необходимо, что б документ имел юридическую силу, то есть считался действительным. Необходимо наличие в документе следующих данных:

  • Наименование документа и организации;
  • Дата составления;
  • Содержание хозяйственной операции;
  • Измерители;
  • Наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • Личные подписи указанных лиц.

Данные первичных документов в дальнейшем группируются и обобщаются в учетных регистрах [32, с.89].

  • Инвентаризация – сверка фактического и учетного наличия имущества, выявления недостачи (нехватки) или излишком имущества, принятие мер по исправлению учетных данных таким образом, что бы они соответствовали фактическому наличию имущества. Инвентаризация так же имеет различные виды, но цель у всех видов одна. Различают следующие виды инвентаризации по обхвату имущества - полную, частичную, по основаниям проведения – плановую и внезапную [23, с. 116];
  • Отчетность – информация о состоянии организации на четко определенную дату. Отчетность формируется строго по срокам, рассматривают месячную, поквартальную, полугодовую и годовую отчетность. Кроме того, отчетность может быть, как и отдельной организации, так и консолидированная. Консолидированная отчетность подразумевает свод отчетности нескольких предприятий, в масштабном виде консалидированная отчетность предоставляется в министерства финансов, например всеми учреждениями здравоохранения и тому подобное [18, с.66]. ;
  • Система счетов и двойная запись, то есть все имущество группируется по определенным признакам, а система двойной записи подразумевает, что убывая с одного счета на взаимосвязанном счете обязательно должна отразиться операция по поступлению [32, с. 99];
  • Оценка – перевод натурального выражения имущества в денежный. Так же необходимо отметить, что оценка должна быть справедливой, в противном случае результат, например отчетности, будут недостоверными. Недостоверные данные повлекут для организации много негативных последствий [31, с.87];
  • Калькуляция – группировка затрат для определения себестоимости произведенной продукции. На практике различают несколько видов калькуляции, а именно нормативная (массовое, серийное и мелкосерийное производство), позаказная(расходы учитываются по заказам), попередельная (первоначальное сырье в процессе осуществления производства проходит ряд переделов или где из одних видов исходного сырья в одном технологическом процессе получают другие виды готовой продукции), попроцессная(производственные затраты учитывают в целом по каждому процессу производства или отдельным стадиям производственного процесса) [40, с.69].;
  • Бухгалтерский баланс (способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия) [33, с.58].

Бухгалтерский баланс - это отчет обо всех активах и обязательствах предприятия на определённый момент времени. Бухгалтерский баланс в Российской Федерации имеет следующую форму состоящую из актива и пасива.

Актив, состоит из трех разделов. Внеоборотные активы - нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы. Оборотные активы - запасы, НДС, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы. Убытки - непокрытые убытки прошлых лет, убыток отчетного года. Итоговая цифра актива будет равна сумме всех трех разделов, с первого по третий [33, с.65].

Пассив так же состоит из трех разделов. Капитал и резервы - уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды накопления, фонды социальной сферы, целевые финансовые и поступления, нераспределенная прибыль прошлых лет, нераспределенная прибыль отчетного года. Долгосрочные пассивы (кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев): заемные средства, прочие долгосрочные пассивы. Краткосрочные пассивы: заемные средства (подлежат погашению в течение 12 месяцев), кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей, прочие краткосрочные пассивы, с четвертого по шестой [35, с.65].

Итоговая цифра пассива будет равна сумме всех трех разделов.

Всего разделов в балансе 6, как уже было отмечено выше, каждый раздел делится на группы, а группы, соответственно, на статьи. Статьи в балансе – это основной элемент [33, с.66].

В Российской Федерации принята общая формула баланса А=П, П=К+О, отсюда К=А-О, где К- капитал, О- обязательство, А- актив, П- пассив.

Организации представляют Форму 1 в составе годовой отчетности в две инстанции – в налоговую инспекцию и статистику[33, с.69].

Крайний срок сдачи отчетности – в течение трех месяцев с момента завершения отчетного периода – до 31 марта. Напомним, что с 2013 года компании освобождены от обязанности представлять в госорганы промежуточную бухгалтерскую отчетность. Компании, зарегистрированные 1 октября года или позднее, могут по своему усмотрению представлять первую бухгалтерскую отчетность по общим правилам – до 31 марта следующего года - или воспользоваться своим правом переноса срока первой годовой отчетности на 31 марта после полного года работы. Выбор первого отчетного периода лучше закрепить в учетной политике. Непредставление годового отчета является основанием для наложения на юридическое лицо штрафа. Причем сумма штрафа за игнорирование органов статистики больше, нежели ИФНС. Штраф за непредставление отчетности в Росстат составляет сумму от 3000 до 5000 рублей, а налоговикам – 200 рублей за каждый не представленный документ, согласно ст. 126 НК РФ. Но штрафы по этой статье планируют поднять с 2021 года [3, с.58].


Организация, имеющая право на сдачу отчетности по упрощенной форме за просрочку сдачи отчетности в налоговую, заплатит штраф в размере 400 рублей – за баланс и отчет о финансовых результатах. Все остальные организации заплатят за то же нарушение штраф в размере 1000 рублей, то есть по 200 рублей за пять форм отчетности, которую они представят не в срок [3, с.90].

Правильно организованный бухгалтерский учет в организации позволяет оптимизировать расходы организации в целом; иметь точную, достоверную информацию в нужный срок, что необходимо для принятия управленческих решений; оптимизировать затраты времени и финансов на ведение учета. Основная задача все-таки это максимально эффективно организовать работу бухгалтерии [40, с.196].

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несет непосредственный руководитель. Главный бухгалтер и руководитель организации несут солидарную ответственность за достоверность бухгалтерского учета.

2.2 Статистический и оперативный учёт. Налоговый учет

Статистический учет – учёт, при котором используются обезличенные данные, не позволяющие идентифицировать индивидуальных субъектов или объекты. Предметами учёта в случае ведения статистики являются идентифицированные общности или категории субъектов или объектов, по которым проводится агрегирование данных (дорога, территория, сообщество, социальная страта и другое). Большинство видов ведущегося учёта сопровождается статистическим учётом. Ведение статистического учета и сбор информации в целях его осуществления в большинстве случаев конфиденциален, и ведется исключительно в целях, установленных законодательством. Данные статистического учета не могут быть использованы в любых целях, кроме законодательно установленных нормативными актами, регулирующими конкретный статистический учет. Например, Федеральная Налоговая Служба РФ не может требовать предоставления индивидуализированных данных от Федеральной Службы Государственной Статистики, так как это требование нарушает положения закона «О статистике», и положения ратифицированных международных соглашений [40, с.207].

Статистический учет формирует информацию для статистической отчетности и может в ряде случаев обходиться вообще без денежных измерителей, например, использовать натуральные измерители, такие как количество работающих, количество отработанных человеко-часов, человеко-дней. Следовательно, оценка в денежном измерении в этом виде учета применяется не всегда. Другие принципы также либо в отдельных случаях применяются фрагментарно, либо не применяются совсем. Исключение составляет принцип составления отчетности. Но результатом статистического учета является особая, статистическая отчетность. В настоящее время все некоммерческие организации представляют органам статистики отчетность по основным средствам. Это форма № 11-краткая «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» и Инструкция по ее заполнению утвержденные приказом Росстата от 19.07.2018 N 449 и приказом Росстата от 30.11.2017 N 799.


Ряд форм статистической отчетности представляется регулярно по перечню, установленному органами государственной статистики. Это, например, месячная форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Отдельная форма статистической отчетности предусмотрена для организаций, осуществляющих инвестиции, включая некоммерческие организации. Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, заполняют еще ряд форм статистической отчетности. В некоммерческой организации обычно не формируется отдельная система статистического учета (в отличие от бухгалтерского учета). Статистическая отчетность обычно заполняется бухгалтером по данным бухгалтерского и оперативного учета [28, с.169].

Респонденты статистического наблюдения - так в законе названы все те, кто попадает в это самое наблюдение и, соответственно, получает обязанность отчитываться [32, с.148].

Респондентами являются:

  • Юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, филиалы, представительств и подразделения действующих на территории России иностранных организаций.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Субъекты малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства (к ним относится и большинство ИП) сдают статотчетность в упрощенном порядке [32, с.151].

На сайте Налоговой службы размещен Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ осуществляются путем проведения:

  • Сплошных статистических наблюдений. Они проводятся один раз в пять лет.
  • Выборочных статистических наблюдений на основе представительной (репрезентативной) выборки. Они проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований. Для микропредприятий выборочные наблюдения проводятся ежегодно [32, с.135].

Оперативный учет формирует информацию для оперативного управления организацией. Он используется, например, при составлении табеля учета отработанного времени. Предметом учета в данном случае будет выход или не выход на работу по тем или иным причинам [21, с.148].

Цели оперативного учёта

  • Быстрый ежедневный сбор хозяйственной информации;
  • Сбор данных бухгалтерского учета;
  • Уточнение данных бухгалтерского учёта по себестоимости и выпуску готовой продукции;
  • Уточнение данных об объемах расходов по заработной плате;
  • Оценка рентабельности, эффективности и уточнение ряда других финансовых показателей [15, с.108].

Таким образом, оперативный учет служит базой для учетно-экономической информации по целому ряду показателей. К таким показателям относятся: факты финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации, хозяйственные явления и хозяйственные процессы [22, с.154].

Организованный должным образом оперативный учет помогает получать информацию:

  • О наличии в организации запасов на производстве (сырья, расходных материалов и т.д.);
  • О показателях бесперебойного функционирования производственного процесса;
  • О поступлении денежных средств за проданные продукцию, товары или услуги;
  • Об объемах выпускаемой продукции, товаров, услуг;
  • Об объемах ежедневно отгружаемого конкретного вида продукции (товаров, услуг) конечным покупателям [32, с.195].

Информация, полученная в ходе анализа финансового и производственного состояния дел в организации, используется руководством в управлении хозяйственными процессами.

С помощью оперативного учёта осуществляется своевременное обобщение числовых данных в документах первичного бухгалтерского учёта и соблюдается принцип отражения всех счётных записей в день совершения хозяйственных операций [23, с.69].

Высокая оперативность данного вида учёта обеспечивается за счёт краткости и быстроты, поскольку оперативный учёт не предполагает обязательного документирования операций.

Оперативный учет является также как бы вспомогательным по отношению к бухгалтерскому учету. Так, на основании табеля учета отработанного времени определяется количество отработанных и неотработанных дней и далее — размер заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности. Однако он может быть и самостоятельным видом учета, данные которого используются в управлении организацией. Ведётся на местах выполнения хозяйственных операций; охватывает преимущественно те явления, которые не получают непосредственного отражения в счетах бухгалтерского учёта [28, с.96].

В последнее время появилось понятие «налоговый учет». По данным налогового учета заполняется налоговая отчетность — налоговые декларации. С 1 января 2002 г. все организации, включая некоммерческие, обязаны вести налоговый учет с целью определения налоговой базы для расчета налога на прибыль и для определении налоговой базы по другим налогам. Налоговый учет, как и бухгалтерский учет, использует данные первичных документов. В ст. 313 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом Российской Федерации. Однако если в бухгалтерском учете находит свое отражение каждый первичный документ, то в налоговом — только те первичные документы, которые прямо связаны с налогообложением. Помимо этого в настоящее время налоговый учет и налоговая отчетность тесно связаны с бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью (в отличие от статистического и оперативного) через систему счетов [3, с.238]..