Файл: Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников (Эффективность дидактической игры как активного метода развитии произвольного внимания дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Практика применения дидактической игры в процессе обучения

2.1 Применение дидактических игр

В дидактических играх можно использовать любые предметы и игрушки. Можно воспользоваться уже готовым вариантом или поиграть без дополнительного материала. Например, предложите ребенку показать цифру при помощи тела или слепить ее из пластилина.

Важно понять, что дидактическая игра дает целый комплекс новых знаний и умений, опираясь на полученный ранее опыт. Например, изучая цифры, дополнительно можно повторять формы и цвета.

Использование опыта ребенка − прекрасный вариант для развития образного и логического мышления. Формирование ассоциаций и связей между различными предметами благоприятно сказывается на общем развитии ребенка.[38]

Игры для 1-2 лет

Для детей этого возраста можно предложить игры на развитие мелкой моторики, логическое развитие и первичные математические операции. Например, постройка башенок из кубиков, перекладывание и деление по признакам различных предметов.

Дидактическая игра − один из самых востребованных способов обучения ребенка математическим навыкам в дошкольном возрасте. Возможность использовать варианты таких занятий с самого раннего возраста дают стимул развития во всех областях знаний.

Детям этого возраста можно предложить следующие варианты:

Предложите малышу составить пирамидку из кубиков одного типа, сами же постройте пирамидку другого стиля. Сравните полученный результат. При построении пирамиды оттачивайте понимание множества предметов;

Вкладыши и различные логические домики и кубики;

Занятия с шариками. Их сортировка по цвету, размеру.

Игра «что в мешке». Положите в плотный мешок предметы хорошо знакомые ребенку и предложите угадать, что попалось в руки малыша. С возрастом можно предложить достать что-то определенной формы.

Игры для детей 3-4 лет

На подбор недостающих деталей. Такую игру можно купить, а можно и сделать самостоятельно. Вырежьте из бумаги или картона известный ребенку предмет (домик, паровозик).[39] Сделайте отверстия разной формы и предложите ребенку подобрать недостающие части;


Соберите с ребенком бусы из различных материалов;

Подготовьте большие разноцветные формы предметов. Из такого же цвета подготовьте меньшие копии того же цвета. Предложите ребенку распределить маленькие запчасти на больших;

Научите ребенка играть с мозаикой;

Игры на подбор соответствующих деталей. Можно предложить ребенку подобрать крышки к ряду кастрюль;

Усложните игру «Что в мешке». Пусть малыш сортирует предметы, не доставая их из мешка;

Можно начинать использовать настольные игры;

Собирайте пазлы и разрезные картинки. Для закрепления счета пронумеруйте части разрезной картинки и собирайте их по порядку.

Гуляя на улице, предлагайте ребенку считать предметы и объекты;

Игры для детей 5-6 лет

Разнообразные настольные и напольные игры;

На поиск подходящих частей предметов;

Конструирование из различных материалов и форм;

Создание предметов для игр. Предложите ребенку помочь вам подготовить части для новой игры. Можно вырезать фигуры заданного цвета и размера, рисовать нужные карточки и др.;

Фантазирование новой игры.

Дидактические игры − хороший способ не только развить математические способности, но и закрепить умение считать. Использование такого варианта обучения ребенка используется для обучения и другим предметам. Преподносить информацию в игровой форме оптимально детям до 7-ми лет. Попробуйте поиграть с вашим ребенком, и вы заметите, как быстро он будет обучаться новым навыкам и постигать необходимые знания.

2.2 Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр в развитии произвольного внимания дошкольников

В данном пункте курсовой работы, рассмотрим организацию и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр, способствующих ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и формированию элементарных математических представлений у дошкольников. [40]

Общая численность детей составила 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек. Возраст испытуемых детей 4-6лет. Следует отметить, что в нашем дошкольном учреждении будет проведен целостный педагогический процесс, направленный на оптимизацию развития и воспитание индивидуальности каждого ребенка, с учетом его психофизиологических и личных качеств, в том числе педагогической, психологической и медицинской поддержки.


Все дети из экспериментальных и контрольных групп во время эксперимента более года посещали эту дошкольную школу. Теоретическое значение этого опыта заключается в том, что спецификация структуры логического мышления дошкольников будет составлять основу для новых научных идей о возможностях духовного развития ребенка. Результаты исследования определят практические критерии формирования логического мышления, расширят понимание роли дидактических игр в развитии логического мышления.

Практическое значение этой работы заключается в том, что ее результаты направлены на улучшение развития дошкольного логического мышления с целью определения методов, с помощью которых следует изучить развитие структурных составляющих логического мышления и их взаимосвязи.[41]

После формирующего эксперимента с экспериментальной группой детей был проведён контрольный эксперимент по этой же методике, целью которого было выявление успешности обучения математическим представлениям по разработанной системе. Для наглядности эффективности применения методик, следует указать данные результатов обследования до проведения эксперимента. [42]

Таблица 1

Таблица результатов обследования у дошкольников экспериментальной группы до проведения эксперимента

п/п

Имя

количество и счёт

ориентировка в пространстве

ориентировка во времени

геометрические фигуры

форма

цвет

операции синтеза и анализа

1.

Сережа Я.

8

9

9

7

8

7

10

2.

Даша К.

9

9

9

8

8

8

8

3.

Наташа К.

10

10

9

9

10

9

10

4.

Жора Ж.

8

9

10

10

9

7

9

5.

Катя К.

9

8

8

8

9

7

8

6.

Ира Б.

8

9

10

9

8

10

10

7.

Таня Ш.

10

10

10

10

9

9

10

Средний балл

8,8

9,1

9,2

8,7

8,7

8,1

9,2


                                                                                                   

Таблица 2

Таблица результатов обследования математических представлений у дошкольников контрольной группы до эксперимента

имя

количество и счёт

ориентировка в пространстве

ориентировка во времени

геометрические фигуры

форма

цвет

операции синтеза и анализа

1

Лиза И.

7

9

10

7

       8

7

8

2

Вика Б.

7

10

10

9

10

9

9

3

Даша Х.

9

9

9

10

10

9

10

4

Егор М.

8

8

9

8

9

7

8

5

Саша Щ.

8

10

10

9

9

7

10

6

Влад Ф.

10

9

8

9

8

8

10

7

Саша Р.

9

10

10

10

9

9

10

средний балл

8,2

9,2

9,4

8,8

9

8

9,2

Результаты исследования.

В результате педагогического эксперимента, выяснилось, что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной групп имели примерно равные шансы, равные возможности.

При построении сравнительных графиков мы приводим таблицу результатов расчета по десятибалльной шкале. Анализ и оценка развития детей дошкольного возраста производилась по следующим параметрам: количество и баллы, геометрические фигуры, Размер, ориентация в пространстве, форма, цвет, анализ и синтез.

Детали эксперимента и результаты комплексного обследования дошкольной экспериментальной и контрольной групп позволяют сделать вывод о том, что использование нетрадиционных математических дидактических игр на уроках и бесплатные занятия для детей помогают влиять на все психические и духовные качества, тем самым вовремя выполнять коррекционные действия и готовить ребенка к школе.

Разработана система дидактических игр и апробация этой системы при условии, выбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:


онлайн игры материальные цели исследования;

- включение в учебный процесс своих психических процессов, которые несут доминирующую нагрузку;

- доступность и эмоции игрового материала.

Игры использовались во всех формах работы, формировании элементарных математических понятий у дошкольников; утренней зарядке; физической нагрузке; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, независимо от поисковой деятельности. Игра в форме обучения повысила настроение детей, способствовала выполнению игр эмоциональным ритмом, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.[43]

Важным условием функционирования создания была тема, среда и развитие, то есть с целью создания устройства самостоятельной игры.

Следует отметить, что контрольная группа вела работу по формированию элементарных математических понятий, основанных на" программе воспитания и обучения в детском саду " изд. Васильева, а экспериментальная работа была разработана мной системой дидактических игр. После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.

Таким образом, проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у детей в исследуемых группах произошёл прирост в средних показателях математического развития.

В экспериментальной группе произошёл прирост по разделам: количество и счёт -28,2 %; величина-27,2 %; геометрические фигуры - 26,9 %; ориентировка в пространстве- 30,3% (рисунок 1).

Рисунок 1 Прирост в экспериментальной группе

В контрольной группе соответственно: количество и счет- 4%; величина-12%; геометрические фигуры -9%; ориентировка в пространстве- 10% (рисунок 2).

Рисунок 2 Результаты в контрольной группе

Далее рассмотрим результаты обследования испытуемых после эксперемента.

Таблица 3

Результаты обследования у дошкольников экспериментальной группы после эксперимента

имя

количество и счёт

ориентировка в пространстве

ориентировка во времени

геометрические фигуры

форма

цвет

операции синтеза и анализа

1.

Сережа Я.

10

9

9

10

9

10

10

2.

Даша К.

10

9

9

9

10

10

9

3.

Наташа К.

9

10

9

9

10

9

10

4.

Жора Ж.

9

9

9

10

9

9

9

5.

Катя К.

8

9

8

9

9

10

8

6.

Ира Б.

9

9

10

10

10

10

10

7.

Таня Ш.

10

10

10

10

10

10

10

средний балл

9

9

9

9,3

9,2

9,1

9,4