Файл: Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников (Эффективность дидактической игры как активного метода развитии произвольного внимания дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Актуальность и социальная значимость темы. Особое внимание к проблеме развивающего обучения школьников вызвано тем огромным значением, которое обучение имеет для развития ребенка. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Коменский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики дидактика. Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» поучающий и «didasko» изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидакти-ки, или искусство обучения Ратихия»). В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.

Объектом настоящей работы является обучение школьников.

Предметом работы является, дидактическая игра в обучении.

Целью работы является изучение роли дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников.

Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:

- Изучить понятие и сущность дидактических игр в обучении;

- Рассмотреть эффективность дидактической игры как активного метода развитии произвольного внимания дошкольников;

- Изучить практические аспекты применения дидактических игр;

- Провести экспериментальную работу с применением дидактических игр в развитии произвольного внимания дошкольников и т.д.

Проблема исследования: Какова роль дидактической игры в обучении.

Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение школьной документации, наблюдение за процессом обучения, опытное обучение.


Данная тема является важной и имеет свою практическую значимость и результаты работы в рамках данной курсовой, могут применяться в процессе работы со школьниками.

Теоретическая значимость заключается в дополнительном изучении вопросов дидактики в процессе обучения. Данная тематика является актуальной, одна требует всестороннего рассмотрения.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения.

Глава 1. Теоретические основы применения дидактических игр как метода обучения

1.1 Понятие и сущность дидактических игр в обучении

Когда возникает необходимость обучить ребенка математике и развить его математическое мышление, закрепить сложный для понимания материал на помощь родителям приходит игра.[1] Она занимает большую часть жизни ребенка, позволяя ему решать важные вопросы и познавать окружающий мир. Задача взрослого в такой ситуации — использовать возможности игровых действий и приучить ребенка к процессу обучения, заложить основы знаний.[2]

Использование игры в качестве основного вида обучения позволяет решать целый комплекс вопросов. Справедливым будет вопрос о том, любая ли игра будет полезна для развития? Ответ будет однозначным. Да, каждая игра несет в себе определенную пользу для развития ребенка. Благодаря этой деятельности, он постоянно находится в поиске новых вариантов решения задач и применяет на практике то, что усвоил ранее.[3]

Закрепляет уже изученный материал;

Оттачивает новые умения;

Развивает познавательные способности;

Позволяет ребенку моделировать ситуации и решать задачи;

Учит сосредотачиваться;

Развивает фантазию и мышление;

Позволяет обрести необходимость в новых знаниях и умениях;

Благодаря четким правилам и ограничениям игрового процесса, развивает усидчивость и целеустремленность.

Малыш не будет играть в те игры, которые не доставляют ему удовольствия и не несут в себе новых ощущений. Те игры, которые он выдумывает себе самостоятельно являются отражением его уровня знаний и общего развития. Если не заниматься с ребенком, то, возможно, он сможет самостоятельно познать большое количество навыков, но на это понадобятся годы. Лучший вариант – целенаправленные занятия.[4]


Помогите ребенку найти ответы на его вопросы и покажите новые грани познания. Ориентируясь на его возраст и развитие, дайте ему ту информацию, благодаря которой он сможет глубже изучить окружающий мир. Одним из действенных и самых популярных способов будет использование дидактических игр. Когда ребенок играет, он ставит для себя целью непосредственно игру как процесс. Он не акцентирует внимание на том, что ему может дать то или иное игровое поведение. Ребенок просто хочет играть.

Дидактическая игра – способ обучения ребенка, при котором в привычной для него форме преподносится новый или повторяется ранее изученный материал. Целью взрослых при проведении дидактической игры является непосредственное обучение ребенка конкретному навыку или знанию. Так, например, ребенок будет с интересом доставать из мешочка различные предметы, узнавая их на ощупь.[5] Для него это будет веселое занятие, которое доставляет ему удовольствие, а взрослый через такую игру стремится развить сенсорные способности малыша, его логическое мышление и фантазию.[6] Важным отличием дидактической игры является наличие правил и определенной цели, которая для ребенка выражается стремлением выиграть, а для взрослого научить. Именно наличие правил в игре интересует ребенка, так как для него это новый вид игрового поведения. В свободной игре у ребенка нет ограничений, он может действовать тем способом, который ему кажется наиболее интересным.

Для дидактической игры характерно четкое игровое поведение, которое не предусматривает отклонения от заданного направления. Это способствует целенаправленному усвоению знания без неожиданного переключения на другую область. Постепенно, понимая важность соблюдения установленных правил, малыш учится применять их не только в игре, но и в реальной жизни.[7]

Таким образом, достигается важное умение подчиняться установленным порядкам. Регулярные занятия с дидактическими играми позволяют успешно подготовить ребенка к обучению в школе, где будет необходимо вести себя в рамках правил.[8] Еще одним положительным моментом является общая увлеченность всех участников дидактической игры и стремление к результату. Азарт и стремление победить или решить задачу дает возможность выработать у ребенка усердие и концентрацию на поставленной задаче.

Все дидактические игры можно условно разделить на три типа:


С игрушками и бытовыми предметами;

Настольные и напольные игры;

Занятия в устной форме.

Выбор дидактической игры основан на цели взрослого. Например, для повторения математического счета и развития логического мышления можно использовать устные или речевые игры, предлагая ребенку поиграть со словами. Можно использовать предметы и игрушки для достижения той же цели, только наглядным путем.[9] Одним из критериев выбора вида дидактической игры будет понимание родителями того, какой из каналов восприятия информации наиболее развит у ребенка.

Для аудиалов чаще будут использоваться устные игры, для визуалов – специально разработанные яркие настольные варианты, а кинестетики будут в восторге от занятий с предметами из повседневной жизни. Для развития других каналов восприятия предлагайте малышу разнообразные варианты.

Подбор игры по склонностям ребенка нужно проводить только при введении новых сложных понятий и навыков. Для повторения и закрепления выбор должен основываться на физических возможностях и наличии необходимых материалов.[10] Сложность игры должна быть подобрана исходя из возраста и уровня развития ребенка. Одним из вариантов будет начать обучение с одного правила. После того, как ребенок его освоит можно добавлять новые ограничения, которые требуются в условиях. Главным является удовольствие ребенка.[11]

Дети сами просят добавить правила в игру или скомбинировать новую из разных видов правил. Воспользуйтесь этим и расширяйте количество задач, решаемых в одном занятии. Использование дидактических игр при обучении ребенка – творческая деятельность взрослого. Возможности этих игр ограничиваются только фантазией и физическими возможностями того, кто их использует. Дидактическую игру можно создать из материалов, которые окружают нас и кажутся не интересными в обычной жизни.[12]

В чем важность использования дидактических игр?

Обучают ребенка в легкой и понятной форме;

Развивают физические и умственные способности детей через работу с различными предметами и материалами;

Необходимое речевое сопровождение развивает речь ребенка;

Формируют представления у ребенка о правильном поведении;

Вызывают интерес к трудовой деятельности;

Способствуют физическому развитию.

Важные аспекты использования дидактических игр

Играя с ребенком в дидактические игры разных видов нужно не допускать в поле зрения ребенка другие предметы. Освободите пространство для занятия, чтобы малыш мог сконцентрировать свое внимание, понять и принять правила;


Игра должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. Если задача слишком легкая, то ребенку будет скучно. Сложная задача может вызвать отторжение. Основная задача дидактической игры – стимулировать активность ребенка в познании нового материала;[13]

Четко формулируйте для себя цель занятия и задачи, которые нужно достигнуть. (Ознакомление, закрепление, развитие);

У дидактической игры должен быть четкий алгоритм действий для достижения цели. Правила позволяют ребенку сдерживать себя и сконцентрироваться на порядке выполнения в занятии.[14]

Каким образом дидактические игры помогают изучать математику?

Использование этого вида игр в обучении математике в дошкольном возрасте позволяет понять некоторые сложные математические понятия. Через наглядное и простое объяснение простых вещей ребенок начинает соотносить определенные термины с действиями или предметами.[15]

Сформировать представление о соотношении цифр и чисел, их количества и написания. Малыш должен четко понимать, какое количество предметов соответствует каждой цифре. Возможность измерить нарисованный символ позволяет легче понять принципы арифметики;

Происходит развитие ориентации во времени и пространстве. Получая новый опыт, рассматривая предметы с разных сторон, ребенок учится понимать и воспринимать абстрактные понятия;

В процессе игры через постоянный результат определенных действий ребенок учится делать выводы.

Позволяет привлечь внимание ребенка к тем предметам, которые не интересуют его в обычной жизни.

Развитие мышления и математических способностей дают возможность ребенку видеть новое и интересное в уже изученном материале;

Через эмоциональное восприятие прививается интерес к учебе, что является важным фактором при дальнейшем обучении в школе.

Любое занятие можно преобразовать в дидактическую игру. Нужно добавить некоторые элементы игрового поведения и предложить ребенку не учиться, а играть. Во время игры вводить новые термины и понятия, отображая их действием.[16] Благодаря тому, что в дидактических играх происходит изучение различных предметов через складывание, перебирание и разбор предметов ребенок запоминает формы, размеры, цвета и др. Начинает ассоциировать названные предметы с их изображением. Решение поставленной в игре задачи требует от ребенка применения имеющихся знаний и стимулирует бурную деятельность. Достигая результата, он получает удовольствие от проведенной игры и закрепляет положительное отношение к изученному материалу.[17]