Файл: Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников (Эффективность дидактической игры как активного метода развитии произвольного внимания дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4

Таблица результатов обследования у дошкольников контрольной группы после эксперимента

имя

количество и счёт

ориентировка в пространстве

ориентировка во времени

геометрические фигуры

форма

цвет

операции синтеза и анализа

1.

Лиза И.

9

8

8

9

8

9

9

2.

Вика Б.

9

9

8

10

9

10

10

3.

Даша Х.

8

9

9

9

10

9

9

4.

Егор М.

8

8

8

9

9

8

9

5.

Саша Щ.

9

9

8

9

10

10

10

6.

Влад Ф.

8

8

9

8

9

8

9

7.

Саша Р.

10

9

9

10

9

10

10

Средний балл

8,5

8,2

8,3

9

8,9

8,7

9

                                                                                                                                                       

Обучение детей с помощью дидактических игр дает плавный, плавный, не Прыгучий рост, развитие, чего не скажешь о тренировках по традиционным методикам. Улучшение показателей в экспериментальной группе происходит за счет использования предложенной мною системы дидактических игр.[44] Устойчивая, системная работа в этом направлении позволяет повысить математические навыки детей в экспериментальной группе.

1. Исследование показало, что разработанная система работы по математическому развитию детей с учетом современных требований "концепции дошкольного образования" способствовала повышению уровня математического развития детей, что подтверждает нашу гипотезу.

2. Базовые знания математики, определяемые современными стандартами, в основном усваиваются детьми, но при этом необходимо углублять и дифференцировать индивидуальную работу с каждым ребенком, которая может стать предметом нашего дальнейшего исследования.

3. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.


4. Дидактические игры дают много положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Практическое руководство

Знание особенностей детей 4-6 лет является наиболее успешным активным вмешательством, сопоставлением, группировкой, преобразованием и реконструкцией геометрических фигур, силуэтов, объектов различных форм, размеров. Подходят игры, такие как "цвет и форма", "форма и размер" и другие, в которых непосредственно проводятся различные научные исследования.

Логические блоки Дин или логические геометрические фигуры детей позволяет реализовать простую классификацию игровых действий общих черт, а также наличие и отсутствие особенностей. Игры и упражнения для цветных счетных палочек Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величины и численных отношений.[45] Практические занятия для взрослых вместе с детьми по изготовлению печенья, салатов, уборке, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, которые связаны с познавательными беседами, успешно способствуют развитию элементарных математических отношений.

Игры для развития аккаунта бывают самые разные: мобильные, конструктивные, для настольного принтера и другие. Разработка, сравнение и обобщение групп предметов по числу следует, потому что уровень развития детей, подбирать игры и переключаться между ними. Укрепление идеи для детей сохранение числа, его независимость от формы, расположения, это хорошее применение игры "точки". Дети любят общаться, они довольны одобрением родителей, это побуждает их учиться новым действиям. Эффективное повышение математических знаний технологии использования различных видов деятельности детей в главной игровой персонаж может предложить. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

Заключение

Когда возникает необходимость обучить ребенка математике и развить его математическое мышление, закрепить сложный для понимания материал на помощь родителям приходит игра. Она занимает большую часть жизни ребенка, позволяя ему решать важные вопросы и познавать окружающий мир. Задача взрослого в такой ситуации — использовать возможности игровых действий и приучить ребенка к процессу обучения, заложить основы знаний.[46]


Использование игры в качестве основного вида обучения позволяет решать целый комплекс вопросов. Справедливым будет вопрос о том, любая ли игра будет полезна для развития? Ответ будет однозначным. Да, каждая игра несет в себе определенную пользу для развития ребенка. Благодаря этой деятельности, он постоянно находится в поиске новых вариантов решения задач и применяет на практике то, что усвоил ранее.

Проведя исследовательскую работу, изучив материалы по педагогике и в частности по дидактической игре. Проведя ряд практических занятий с учащимися можно сделать следующие выводы.

На мой взгляд, наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе классификация, основанием которой являются современные трактовки частно-дидактических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности.

Тип самостоятельных работ те, частно-дидактическая цель которых формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условиях задания (т.е. формирование знаний и деятельности первого уровня по В.П. Беспалько). Познавательная деятельность обучаемых при этом должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или повторных действий с ними.

Познавательная деятельность обучаемых в этом случае заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее информации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные возможные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующие друг за другом способы решения. Знание и учет показанных характерных особенностей самостоятельных работ каждого типа должно лежать в основе своевременного и последовательного включения их в учебный процесс. Если такое включение организуется и с учетом дидактических целей этапов обучения, то тогда можно говорить о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания.

Основное внимание при разработке методик обучения должно быть обращено на условия и методы:

- четкого определения целей функционирования учебного процесса и каждого его этапа;

- учета и реализации специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействия деятельностей обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения);


- согласования специфики психологических механизмов усвоения знаний со спецификой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями различных информационных структур управления в системе «преподаватель - учащийся», методов и организационных форм обучения.

Список использованной литературы

  1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
  2. Аронова, Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 368 c.
  3. Бабаев, В.С. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 256 c.
  4. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 128 c.
  5. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
  6. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 c.
  7. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
  8. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2013. - 488 c.
  9. Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 160 c.
  10. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин. - М.: Дашков и К, 2014. - 272 c.
  11. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2013. - 320 c.
  12. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
  13. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.
  14. Цукасова, Л.В. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы / Л.В. Цукасова, Л.А. Волков. - М.: КД Либроком, 2014. - 192 c.
  15. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.
  16. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по напралению "Педагогика" / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. - 208 c.
  17. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 408 c.
  18. Прикладная педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 512 c.
  19. Подласый И. П. Педагогика. В 2 томах. Том 1. Теоретическая педагогика; Юрайт - Москва, 2016. - 784 c.
  20. Подласый И. П. Педагогика. Том 2. Практическая педагогика; Юрайт - Москва, 2015. - 800 c.
  21. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе; Академия - Москва, 2016. - 144 c.
  22. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе; Академия - Москва, 2017. - 144 c.
  23. Фельдман Я. А. Педагогика Луны и педагогика Солнца; Черная Белка - Москва, 2017. - 144 c.
  24. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа; Дашков и Ко - Москва, 2016. - 208 c.

Приложения

Приложение 1

Методы и организация исследования

Методы:

1. Анализ специальной литературы.

2. Педагогический эксперимент:

- констатирующий (диагностика математического развития детей, соответствие его современным требованиям,

- формирующий эксперимент,

- контрольный эксперимент.

- графическое изображение результатов эксперимента.

Организация исследования:

На первом этапе (июнь - август) была изучена и проанализирована литература, выбрана игровая система.

На втором этапе (сентябрь) были обследованы две группы детей для определения уровня их математического развития до начала эксперимента и после его окончания. На третьем этапе проводились обобщения, математическая Обработка результатов.

Приложение 2

Описание эксперимента

Образовательный Эксперимент:

Были взяты две группы детей (по десять человек) старшего дошкольного возраста: контрольная группа работает по программе "от рождения до школы" под редакцией. N. E. Veraks, экспериментальная группа, которая работает над разработанной экспериментальной техникой.

Сроки окончания эксперимента были проведены для определения уровня развития каждого ребенка. Основным методом исследования была диагностика математического развития. Детям были предложены четыре теста, основой которого были дидактические игры.[47]

Методы исследования количественных представлений

Сосчитай себя.

1. Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).

2. Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги).

3. Показать те части тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук ног).

Зажги звёзды.

Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего цвета - модель ночного неба; кисть, жёлтая краска, числовые карточки (до пяти).

1. "Зажечь" (концом кисти) столько "звёзд на небе", сколько изображено фигур на числовой карточке.

2. Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкой стола, сделанных взрослым.

Ленточки.

Игровой материал: полоски бумаги разной длины - модели лент. Набор карандашей.

1. Самую длинную "ленточку" закрась синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и т. д.

3. Уравнять все "ленточки" по длине.

4. Разложи карандаши.

На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.