Файл: Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников (Эффективность дидактической игры как активного метода развитии произвольного внимания дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На подсознательном уровне у малыша формируется понимание того, что для решения задачи нужно приложить некоторые усилия. Необходимость сосредоточиться и обдумывать материал для получения правильного ответа развивает у ребенка внимательность и наблюдательность.[18] Состояние поиска ответа расширяет внутренний мир ребенка и положительно влияет на его общее развитие. В процессе игры происходит формирование математических основ в легкой, привычной для ребенка форме. Полученные таким образом знания становятся частью малыша и быстрее начинают применяться им в обычной жизни. Игры на изучение геометрических фигур и подсчет формируют базовые представления и позволяют запоминать необходимую информацию. Обучение счету ребенка, который играл с цифрами проходит проще, так как он уже на подсознательном уровне усвоил основы этого знания.

Нужно ли родителям обладать особыми знаниями, чтобы играть с ребенком в дидактические игры?

Родители должны помочь ребенку в моделировании простых логических и математических навыков. Предлагать и помогать решать задачи для базового формирования способностей;

Пояснять и показывать легкость применения логического мышления в обыденной жизни. Игры развивают память и мыслительные процессы, а так как дети любознательны и жаждут узнать новое, то необходимо просто удовлетворить их желания.[19]

Задача родителей состоит не только в обучении необходимым знаниям, но и в сохранении, и развитии желания познавать мир. С того момента, когда ребенок начинает двигаться в пространстве он изучает все окружающее: предметы и связи между действиями. Родители в форме игры показывают и рассказывают ему о формах, величине и др. внешних признаках, которые ребенок уже отметил.[20] Важно пояснить, каким образом нужно пользоваться предметом, какие действия с ним производить.

Для положительного результата от дидактической игры достаточно только желания взрослого поиграть с малышом. Организация дидактической игры, как и других видов занятий с ребенком, требует время на подготовку. Взрослые должны придерживаться некоторых правил, которые позволят достичь поставленной в игре цели.[21]

Игры проводятся в определенное время в режиме ребенка, когда он сыт, полон сил и деятелен. Чаще всего это время после завтрака или после обеденного сна. Предметы и игрушки, использующиеся для дидактической игры, должны быть привлекательными, чтобы возникло желание поиграть с ними. Занятие должно ориентироваться на развитие, соответствовать возрасту и потребностям ребенка, побуждать его к действию. [22]


Когда игра соответствует обозначенным критериям и подготовлены все необходимые предметы, то нужно спросить ребенка о его желании поиграть. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, чего он не хочет. Если он отказывается, то расскажите, какая это интересная игра. Во время игры вас ничего не должно отвлекать или беспокоить.[23] Следите за ребенком и его действиями. Поддерживайте его стремление что-то сделать. В затруднительной ситуации подскажите правильный выход. Бурно отмечайте успехи малыша. После завершения игры поговорите с ребенком о ней. Поинтересуйтесь его впечатлениями. Повторите новые знания, которые он получил.

1.2 Эффективность дидактической игры как активного метода развитии произвольного внимания дошкольников

Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно.

Этой цели служат:

— Умение группировать воспринимаемые объекты.

— Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.

— Логически последовательные и понятные указания взрослого.

— Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).

— Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. [24]

Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.


В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.

Темп современной жизни диктует необходимость решать возникающие вопросы быстро и эффективно, часто новыми, нестандартными способами.

Поэтому опыт творческой деятельности человека определяет более выгодное его положение по отношению к тем, кто пользуется стандартными и устоявшимися методами. [25] Необходимо выделить требования, предъявляемые к учебным играм.

Ранее установлено, что при помощи активных методов обучения, можно решить одновременно несколько учебно-организационных задач:

• повысить активность участников при их обучения;

• процесс обучения подчинить управляющему воздействию преподавателя;

• организовать непрерывный контроль над процессом овладения знаний.

Условно активные методы обучения можно разделить на индивидуальные и групповые. Если речь идёт о единовременном обучении большого числа обучающихся (класс или студенческая группа), целесообразно уделить внимание рассмотрению вопросов, связанных с групповыми методами. К ним относятся:

• дискуссионные методы (дискуссия, полемика, анализ ситуации морального выбора, «мозговой штурм» и др.);

• игровые методы (деловая игра, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра и т.д.);

• тренинг-методы (тренинг делового общения, социально-деловой тренинг, тренинг умений).

Среди вышеперечисленных методов значительное место занимают различного вида игры, хотя в соответствии с основами возрастной психологии игровая деятельность является ведущей только для дошкольного возраста. Однако стоит отметить, что дидактические игры нашли широкое применение в практике общего образования и эффективно используются многими педагогами, как на этапах начального обучения, так и в более поздние периоды.[26] Современная практика в рамках получения высшего образования не столь значительна. Чем объяснить неизменный интерес к данному методу обучения?

Успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. Игра обязательно должна быть соответственно оформлена, с понятными и достижимыми целями. [27]

Требования, предъявляемые к учебной игре, можно разделить на:


• основывается на свободном творчестве и самостоятельной деятельности обучающихся;

• вызывает у участников положительные эмоции;

• учитывает возрастные особенности;

• включает элемент соревновательности между командами или отдельными участниками;

• включает в себя следующие этапы: мотивационный (создание игровой ситуации), ориентационный (постановка целей игры), содержательно-операционный (правила игры, игровые действия), ценностно-волевой (игровое состояние), оценочный (результат игры). [28]

Игра обладает целым рядом достоинств по сравнению с иными формами организации учебной деятельности. Одним из главных является снятие психологической нагрузки. Все приёмы (даже с индивидуальными заданиями), напрямую предполагающие оценку, создают ситуацию психологической напряженности, повышенной тревожности, снижают эмоциональный фон усвоения знаний.[29] Дидактическая игра, даже если несет в себе элементы контроля, снижает психологическое напряжение, благодаря возникающему интересу и вовлеченности их в деятельность. Кроме того, дидактическая игра позволяет преподавателю повысить эмоциональный уровень усвоения знаний.

Несмотря на игровой характер познавательной деятельности, обучающиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний. Особая организация игрового пространства способствуют формированию коммуникативных умений.[30]

Усвоение знаний во время игры часто не требует направленного внимания, что позволяет избежать переутомления, это особенно важно при подборе методов обучения для учеников младшей и средней возрастной группы. Дидактические игры позволяют формировать и такие свойства личности, как критическое отношение к окружающим человека объектам и явлениям, умение принимать решение при разных обстоятельствах.[31] Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изучаемым фактам, а результат игры представляет собой своеобразную внутреннюю обратную связь. И, наконец, игра дает возможность каждому участнику найти свою психологическую «нишу». Здесь есть место и лидеру, и ведомому, и «чувствительному, и рациональному».

Ещё одним достоинством дидактических игр является их многообразие, позволяющее подобрать подходящую игру для той или иной цели. Широкое распространение в педагогической практике получили как сюжетные игры (деловые и ролевые игры, игры – путешествия и игры – соревнования), так и игры с раздаточным материалом.[32]


При рассмотрении вопроса игровых технологий в рамках высшего образования одним из наиболее эффективных способов изучения материала в процессе обучения также является игра. Это, прежде всего упражнения, направленные на разработку решений в условиях, приближенных к реальным ситуациям.[33] В обучающих играх происходит моделирование будущей профессиональной деятельности, а также реализуется один из важнейших принципов обучения – принцип проблемности.

Учебные игры предполагают поиск и исследование процесса решения различного рода задач. Они включают ряд взаимосвязанных целей, выходящих за рамки одной дисциплины или узкой области знаний. Это в большей степени соответствует реальным условиям, т.к. практически любая задача является комплексной.[34] Реализуемые задачи по средствам игровых ситуаций должны быть актуальными, т.е. для нее решения необходимо обладать минимальным набором базовых знаний, творческого мышления и воображения.

Но при этом предлагаемая задача должна быть достаточно сложной, и в то же время доступной для решения, должна побуждать к применению уже имеющихся знаний и к поиску новых (для него) принципов, методов решения, благодаря чему участники и будут приобретать новые умения и навыки. При повторном проведении однотипных игр происходит развитие соответствующих навыков. При решении одной задачи, в процессе учебной игры выявляется ряд проблем, намечаются пути их решения, происходит расширение кругозора обучающихся.[35]

Стоит отметить, что эффективными игры будут только в случае их подготовленности (что включает также необходимость апробации на ряде групп, систематическом дополнении и изменении предполагаемого материала и проблем, обновлении и актуализации). Кроме того, успешность применения данного метода обучения для решения образовательных проблем зависит и от системности проведения игр в рамках изучения дисциплины.[36] В системе высшего образования игры могут активно использоваться в ходе проведения часов куратора. Поскольку данная дисциплина в большей степени позволяет реализовывать активные методы обучения, и направлена на адаптацию обучающихся с учетом их психофизиологических особенностей.[37]

Конечно отказ от хорошо изученных и освоенных методик невозможен. Как раз психофизиологические особенности некоторых студентов приведут к понижению уровня восприятия теоретической информации, реализуемой только по средствам учебных игр. В итоге они не смогут развивать свой потенциал в полном объеме. Поэтому требуется организация образовательного процесса с комбинированием активных и традиционных методов обучения.