Файл: Прогнозирование и планирование потребительского рынка (город Ростов-на-Дону).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

2.1 Анализ эффективности выполнения и степени достижения плановых показателей Стратегии-2025 в части потребительского рынка города Ростова-на-Дону

2.2 Оценка структуры и динамики показателей функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОНОЗИРУЕМЫХ И ПЛАНИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

3.1 Конкурентные преимущества потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

3.2 Ключевые проблемы функционирования и развития города потребительского рынка и сферы услуг Ростова-на-Дону

3.3 Прогнозируемые и планируемые показатели потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону на 2018-2020 годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

- Доля оборота крупных и средних предприятий торговли в общем обороте торговых предприятий, %;

- Индекс потребительских цен на товары и услуги(средний за период), %;

- Индекс физического объема оборота общественного питания(средний за период), %;

- Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания, единиц на 1000 человек населения;

- Индекс физического объема бытовых услуг населению(средний за период), %;

- Обеспеченность складскими помещениями, кв. м. в расчете на 1000 человек населения;

- Доля складских помещений категории «А» и «В» в общей площади складских помещений, %.

Анализ фактических значений вышеназванных показателей за 2013-2017 гг. и их сопоставление с целевыми значениями 2015 и 2020 годов представлен в табл. 2.1.

Анализируя ключевые показатели, приведенные в таблице 2.1, мы наблюдаем неоднозначную картину их динамики за 2013-2017 гг. и при сопоставлении их с целевыми значениями.

Индекс физического объема оборота розничной торговли за 2013-2015 гг. имеет тенденцию к снижению (с 104,1% в 2013 г. до 94,5% в 2015 г.). С 2016 года данный показатель имеет тенденцию к росту. Так в 2017 году он составил 99,7% (за 9 месяцев 2017 г.). Соответственно целевой показатель 2015 года (110%) не достигнут, но так же наблюдается тенденция по достижению данного показателя целевого значения 2020 года (113%). Основной причиной снижения оборота розничной торговли в постоянных ценах (что свидетельствует индекс физического объема) в 2014 и 2015 годах была слабая покупательская способность населения, обусловленная значительным увеличением цен ввиду ослабления курса национальной валюты, а также ограничения на ввоз некоторых импортируемых товаров. Следует отметить замедление темпа сокращения объема оборота розничной торговли в постоянных ценах в 2016 и 2017 годах (негативная динамика индекса физического объема оборота розничной торговли замедлялась).

Фактическое значение показателя «Обеспеченность торговыми площадями, кв.м. на 1000 человек населения» за исследуемый период (2013-2017 гг.) имеет тенденцию к росту. С 870 в 2013 г. до 885 в 2017 г. Данный показатель превышает целевое значение и 2015 г. Соответственно и целевое значение 2020 года мог быть достигнут при сохранении имеющихся тенденций фактических показателей в 2016-2017 гг. На потребительском рынке города Ростова-на-Дону представлен широкий спектр как местных розничных компаний, так и федеральных торговых сетей. Развивается инфраструктура в новых микрорайонах города.

Таблица 2.1

Сравнительный анализ целевых и фактически достигнутых значений показателей Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону до 2025 года по направлению «Потребительский рынок и сфера услуг», 2013-2017 гг.


Показатель (и), по сферам и разделам,

ед. измерения

Текущее значение показателя за 2011 год

Факт

Целевое значение показателя,

2015 г.

Факт

Целевое значение показателя,

2020 г.

2013

2014

2015

2016

2017

Индекс физического объема оборота розничной торговли (средний за период), % [1]

108,9

104,1

102,8

110

94,5

97,0

99,7

113

Обеспеченность торговыми площадями, кв. м. на 1000 человек населения[2]

823,0

870

875

825-830

883

890

885

840-900

Доля оборота крупных и средних предприятий торговли в общем обороте торговых предприятий, %[3]

36,5

37,4

37,5

35-38

34,3

35,2

35,2

40-45

Индекс потребительских цен на товары и услуги (средний за период), %[4]

106,1

100,5

102,8

106

100,55

100,44

100,25

105,5

Индекс физического объема оборота общественного питания (средний за период), %[5]

107,1

104,5

104

108

94,3

96,6

103,8

110

Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания, единиц на 1000 человек населения[6]

64

72,95

72,87

70

69,93

67,11

69,00

80-90

Индекс физического объема бытовых услуг населению (средний за период), %[7]

100

110,6

108,8

103

109,6

109,7

109,8[8]

106

Обеспеченность складскими помещениями, кв. м. в расчете на 1000 человек населения[9]

458

230,7

255,7

510

266,3

267,1

311,7

640

Доля оборота крупных и средних предприятий торговли в общем обороте торговых предприятий (%) за 2013-2015 гг. имеет незначительное увеличение (с 37,4% в 2013 г. до 37,5% в 2015 г.). В 2015 году данный показатель снижается до 34,3%. Но в 2016 и 2017 г. наблюдается тенденция к увеличению показателя до 35,2% в 2017 году. Целевой показатель 2015 года (35-38%) достигнут.


Индекс потребительских цен на товары и услуги (%) за 2013-2017 гг. имеет тенденцию к снижению: с 100,5% в 2013 г. до 100,25% в 2017 г. Однако мы наблюдаем рост данного показателя до 102,8% в2014 г. Данный показатель имеет значения ниже целевых, что в данной ситуации считается положительным моментом в экономике. В 2017 году взаимодействие ряда факторов (включая умеренно жесткую денежно-кредитную политику Банка России, медленное оживление российской экономики и ограниченность потребительского спроса) привело к снижению потребительской инфляции в Ростове-на-Дону до рекордно низкого уровня в 1,5%[10] за год. Важную роль сыграло замедление в 2017 году роста цен на продовольствие, а также снижение доли импорта некоторых видов продовольствия в потреблении.

Индекс физического объема оборота общественного питания за 2013-2015 гг. имеет тенденцию к снижению (с 104,5% в 2013 г. до 104,0% в 2015 г.). С 2016 года данный показатель имеет тенденцию к росту. Так в 2017 году он составил 103,8%. Соответственно целевой показатель 2015 года (108%) не достигнут, но в то же время наблюдается тенденция по достижению данного показателя целевого значения 2020 года (110%). Причины снижения данного показателя аналогичны Индексу физического объема оборота розничной торговли.

Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания, единиц на 1000 человек населения имеет тенденцию к снижению с 72,95 в 2013 г. до 69,0 в 2017 г. Замедление темпов роста рынка услуг общественного питания обусловлено следующими факторами:

- вступлением в силу с 01.07.2014 «антитабачного закона» в соответствии с которым запрещается курение табака в предприятиях общественного питания, что сказалось на их посещаемости (30-50%);

- вступлением в силу постановления от 14.06.2013 № 640 «Об определении границ прилегающих территорий к детским, образовательным, медицинским организациям, объектам спорта, оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам, местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти Российской Федерации, объектам военного назначения, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Ростове-на-Дону», которым установлено минимальное значение расстояния границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции;

- введением с 01.01.2016 года обязательного подключения индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков) к ЕГАИС с предоставлением ежемесячного отчета;


- ужесточением требований, предъявляемых к предприятиям общественного питания, при подготовке организации питания клиентских групп при подготовке и проведении игр чемпионата мира по футболу 2018 года в г. Ростове-на-Дону (внедрение системы ХАССП, требование знания (обучения) иностранных языков персоналом, требование разработки меню на иностранном языке, обязательная вакцинация и т.д.);

- реконструкцией помещений;

- реорганизацией предприятий и другие.

Индекс физического объема бытовых услуг населению (%) в 2013 г. составил 110,6%. В 2014 году снижается до уровня 108,8%, начиная с 2015 г. растет в 2016 году до 109,6%, в 2017 г. до 109,7%. Данный сектор потребительского рынка характеризуется стабильным ростом. Все целевые показатели достигнуты (2015 г.) и будут достигнуты (2020 г.).

Обеспеченность складскими помещениями, кв.м. в расчете на 1000 человек населения имеет устойчивую тенденцию к росту. Так в 2013 году данный показатель составлял 230,7, а в 2017 г. – 311,7. Однако уровень целевого показателя 2015 года не достигнут (510). Целевое значение 2020 года (640) могут быть достигнуты при сохранении имеющихся тенденций фактических показателей к росту. Данные изменения связаны с развитием крупных федеральных торговых сетей, взявших на себя функции опта («Метро Кэш энд Кэрри», «Лента», «Ашан», гипермаркеты «Магнит» и другие).

2.2 Оценка структуры и динамики показателей функционирования и развития потребительского рынка и сферы услуг города Ростова-на-Дону

Направление «Потребительский рынок и сфера услуг» включает в себя анализ следующих подсистем:

  • розничная торговля;
  • оптовая торговля;
  • общественное питание;
  • бытовое обслуживание населения.

Динамика показателей состояния сектора «Потребительский рынок и сфера услуг» за 2013-2017 гг. представлена в табл. 2.1.

Анализ основных показателей развития данного сектора показывает, что:

    • динамика всех ключевых показателей, кроме показателя, характеризующего подсистему бытовых услуг населению, в сопоставимых ценах последнего года, за который их значения представлены в полном объеме (2016 г.), имеет положительный характер по отношению к началу анализируемого периода (2013 г.) и к предыдущему году (2015 г.);
    • наиболее интенсивный рост наблюдается для показателя, характеризующего подсистему оптовой торговли по всем каналам реализации;
    • показатель, характеризующий подсистему платных услуг населению по всем каналам реализации, указывает на самый медленный темп развития по отношению к началу анализируемого периода (2013 г.);
    • показатель, характеризующий подсистему бытовых услуг населению по всем каналам реализации, имеет на протяжении всего анализируемого периода устойчивую отрицательную динамику;
    • исходя из величин значений имеющихся показателей за первые 9 месяцев 2017 года, можно сделать вывод о появившейся тенденции замедления роста показателей объемов оборота по всем каналам реализации на душу населения розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания.

Таблица 2.2

Динамика изменения ключевых показателей состояния сектора «Потребительский рынок и сфера услуг» города Ростова-на-Дону, 2013-2017 гг.

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

Объем оборота розничной торговли по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых[11] ценах, руб.

311880,4

336210,2

378360,4

391714,5

404001,3

Продолжение таблицы 2.2

Объем оборота оптовой торговли по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб.

614550

639324,9

788257,1

927692,8

938114,1

Объем оборота общественного питания по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб.

15017,8

16498,6

17709,6

17989,3

19722,6

Объем платных услуг населению по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб.

48242,1

52013,7

53424,3

55361,4

58129,5[12]

Объем бытовых услуг населению по всем каналам реализации на душу населения в сопоставимых ценах, руб.

1505,9

1372,9

1263,5

993,8

1036,5[13]

Анализ структуры формирования оборота розничной торговли в разрезе организованной и неорганизованной торговли, основанный на данных таблицы 2.3, показывает, что:

  • на протяжении 2013-2016 гг. наблюдается тенденция (с незначительными отклонениями в 2016 году) увеличения доли в этом процессе торгующих организаций крупного и среднего бизнеса и снижение доли индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность вне рынка,
  • после замедления роста доли объемов продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в 2014-2015 гг. фиксируется тенденция увеличения доли этих субъектов в обороте розничной торговли,
  • данные за 2017 г. находятся на уровне 2016 года.

Таблица 2.3

Доля субъектов торговой сети в обороте розничной торговли, %[14]

Субъекты розничной торговли

2013

2014

2015

2016

2017

Розничные рынки и ярмарки

8,2

8,1

8,1

8,5

8,5

Субъекты малого предпринимательства

54,4

54,4

57,6

56,3

56,3

Крупные и средние организации розничной торговли

37,4

37,5

34,3

35,2

35,2