Файл: "Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; Использование только простых предложений – 2 балла;

Однотипные конструкции - назывные или номинативные предложения

– 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла; Использование способов формально-сочинительной связи через союзы: а, и, наречие потом – 2 балла;

Неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов – 3 балла; Некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла;

Однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1балл.

6. Звуковое оформление высказывания.

Плавность, интонационная выразительность, изложенная в умеренном темпе - 3 балла;

Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла; Монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Оценка выполнения всех заданий производилась путём подсчёта общего количества баллов (результаты см. в таблице 2).

Таблица 1. Состав семьи и особенности семейного воспитания испытуемых.

Имя ребенка

Состав семьи

Особенности семейного общения

( мнение воспитателей)

1.

Даша

Полная семья

Родители, в особенности мама, постоянно общается. Вечером совместное чтение книг и их обсуждение.

2.

Маша

Полная семья

Все члены семьи поддерживают общение с девочкой. Водят ее на дополнительные занятия(английский, танцы)

3.

Даня

Полная семья

Семья молодая, энергичная, летом ездят с палатками, любят совместные прогулки, но общение папы с сыном не совсем корректное. Часто проскакивает ненормативная лексика.

4.

Вика

Не полная семья.

Нет папы.

Роды у мамы были тяжелые, ребенка балует, но качественного общения девочка не получает, т.к. мама занимает руководящую должность и много времени проводит на работе.

5.

Алина

Не полная семья.

Нет папы.

Мама воспитывает одна, частая смена работы, общение не корректное с применением ненормативной лексики.

6.

Стасик

Семья не полная.

Нет папы.

У мамы есть нарушения с речью и слухом. С детьми(есть сестра) не занимается. Большую часть времени дети проводят с бабушкой. Бабушкино общение с детьми скудное и она больше озабоченна их пропитанием.

7.

Лена В.

Полная многодетная семья.

Все члены семьи, включая бабушку и дедушку, полноценно общаются со всеми детьми. Мама оставила работу ради воспитания детей. Бабушка часто посещает с ними театры, выставки. Водят их на кружки и секции.

8.

Павлик

Полная многодетная семья.

Мама педагог – историк, оставила работу ради детей. С детьми постоянно занимаются, водят на дополнительные занятия, если возникают вопросы по развитию, обращаются за консультацией к специалистам.

9.

Лена К.

Не полная семья.

Девочку взяли из дет.дома.

У девочки были задержки в развитии речи, в физическом развитии, у нее слабое зрение. Но в семье с ней все занимаются. По – мимо нее и у них есть инвалид колясочник, которого взяли из интерната для инвалидов, а родная дочь решила учиться на дефектолога, что бы помогать не только Лене, но и другим детям с проблемами речи.

10.

Владимир

Полноценная семья.

Оба родителя образованны. С ребенком занимаются, речь у родителей грамотная, правильно выстроенная. Родители постоянно пополняют свои знания читая совместно книги, обсуждают прочитанное. Часто посещают музеи и выставки.


Таблица 2. Уровень развития связной речи испытуемых (в баллах)

Имя ребен-

ка

Содер-

жатель -ность

Компо-

зиция

выска-

зы- вения

Грамма-

тическая

правиль-

ность

Разнооб-

разные

способы

связи между предло-

жениями

Разнооб-

разие лексичес- ких средств

Звуковое

оформле-

ние выска-

зываний

Общаяя

Сумма

балов

1.

Даша

3

3

3

3

3

2

17

2.

Маша

3

3

3

3

3

3

18

3.

Даня

2

1

1

1

1

1

7

4.

Вика

2

2

1

2

1

2

10

5.

Алина

2

1

1

1

1

2

8

6.

Стасик

1

2

1

2

1

2

9

7.

Лена В.

3

3

3

3

3

3

18

8.

Лена К.

1

2

1

1

2

1

8

9.

Павлик

3

3

3

3

3

3

18

10.

Вова

2

3

2

3

3

3

16

Таблица 3. Процентное соотношение качеств, связанного высказывания у

детей из полных и неполных семей качества связного высказывания.

Качества связного высказывания.

Структура семьи

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

Содержательность

73%

77%

Композиция высказывания

80%

77%

Грамматическая правильность

79 %

55%

Разнообразные способы связи между предложениями

76%

77%

Разнообразие лексических средств

71 %

66 %

Звуковое оформление высказывания

90%

77%

Общее развитие связной речи

79%

72%


2.2. Анализ полученных результатов.

Как отмечает П.М. Фридман: « Современная семья претерпела серьёзные изменения: уменьшился её размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов - распадается почти каждый второй брак. А ведь развод - это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей.»

Семья для подрастающего поколения является важнейшим институтом социализации. Отношение к труду, моральные и культурные ценности, основные черты характера формируются именно в семье. Важнейшей социальной средой, а так же основой в психологической поддержке и воспитании детей всегда была семья. Духовно – нравственные, социально – экономические трудности нашей жизни – это те факторы, которые дестабилизируют традиционность семейных отношений.

Семья – это целостность для ребенка. Сначала- это любовь, а потом отец – это строгость, а мать – ласка, нежность, теплота. В связи с тем, что сейчас все большее число неполных семей, эта целостность для понимания ребенка рушится. Одинокой матери приходится брать на себя двойные функции – и матери, и отца. Это огромная нагрузка, с которой тяжело справляться в полной мере.

Особое значение понятию и структуре семьи придавала В.М. Целуйко. Такие понятия как «полная» и «неполная» семья, понимая под этим семью, где нет либо отца, либо матери, ввела именно она. «Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде…Очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семьях детей, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.»

Очень мало кто задумывается о структуре семьи, о том, что от этого зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка в обществе. Дети, из таких семей, как правило, очень ранимы, имеют много комплексов и самое главное, у них нет образа, какая должна быть семья, что она должна дать человеку.


По данным статистики, за последние годы резко возросло число таких семей, поэтому эти исследования приобретают особую актуальность. Насколько может влиять воспитание ребенка в такой семье на развитие речи? Поразмышляем о полученных результатах.

Если обратиться к таблице №1 мы увидим, что в исследовании принимали участие дети, воспитывающиеся в семьях разных по составу.

Можно выделить:

1) детей, воспитывающихся в полных семьях (6 человек);

2) детей, воспитывающихся в неполных семьях (4 человека).

Проанализировав общение в полных семьях, выясняется как положительные, так негативные факторы, которые непосредственно влияют на уровень развития речи у детей.

Воспитателями были отмечены следующие моменты:

- в семье Даши, Маши, Лены В., Павлика, Вовы – общение с детьми доброжелательное, достаточно корректное, родители стараются заниматься, семьи в общем благополучные. Наблюдая за детьми, воспитатели, отметили, что родители в таких семьях с удовольствием общаются с ребёнком, внимательно выслушивают всё, что он говорит, активно включаются в разговор и всем своим поведение выражают уважение к ребёнку. В таких семьях часто идёт разговор «глазами»: ребёнок, рассказывая, смотрит родителям в глаза и воспринимает их невербальную ответную реакцию. Такой ребёнок, как правило, умеет поддержать разговор не только с родителями, но и другими взрослыми.

Исключение составляет Даня: семья благополучная, но отношение отца к проблеме общения довольно примитивное. Папа, в этой семье, не следит за своей речью, когда общается с сыном. Позволяет себе можно сказать «пацанский» образ разговора. И так как для мальчика отец в этом возрасте является авторитетом, мальчик перенимает такую манеру общения. Даня не понимает, что в разговоре со взрослыми надо иметь некую субординацию. Речь его примитивна и однообразна.

- в семьях Вики, Алины, Стасика общение сводится к минимуму:

«Пойдем домой», «иди есть», «ложись спать» и т. д. В полной мере детьми не занимаются, речевая среда не богатая, в речи больше указаний, чем пожеланий, корректности во фразах почти нет. Так как мама большую часть своего времени проводит на работе и из - за недостаточности времени ребенку уделяется мало времени. Из всего этого складывается впечатление, что заинтересованности в развитии своего ребенка родители не имеют и ребенок для них является некой обузой.

На особое место в этом исследовании хочется поставить семью Лены К. Девочку удочерили. У нее имеются явные отклонения в развитии, но в семье настолько доброжелательная атмосфера, столько проявлений любви и заботы к ребенку, что, как отмечают воспитатели, Леночка с каждым днем становится лучше. С ней постоянно разговаривают. Причем речь, в этой семье довольно грамотно выстроена. С огромной теплотой и доходчиво ей объясняют что можно, а что нельзя. Занятия с ней происходят постоянно. И результат от этих занятий, как говорится на лицо.


Эти факты – это всего лишь маленькое исследование, но и из него можно сделать вывод – уровень развития ребенка напрямую связан с количеством и качеством общения его с взрослыми. Конечно, мать, которой приходится воспитывать детей одной, вынуждена много работать и уделять больше своего времени на общение ей гораздо труднее, чем женщине неработающей. Но несмотря на это исследования и анализ результатов показал, что структура семьи не существенно влияет на развитие речи детей. (таблицы 2, 3)

В полных семьях общий уровень развития связной речи составил - 79 %, а в неполных - 72 %. Из этого следует - гипотеза о том, что в полных семьях дети развиваются в коммуникативном плане лучше, чем дети в неполных семьях не подтвердилась в силу некоторых причин:

1. В семьях, где есть только один родитель дефицит общения, как правило компенсируют другие родственники. Исключение могут составить те семья в которых мать или родственники ведут не здоровый образ жизни ( выпивают)

2. Во многих случаях, мать, воспитывающая ребёнка одна, старается занять своего ребенка, водя его на дополнительные занятия.

3. В полных семьях общение с детьми, бывает сведено к минимуму из за малообразованности родителей, а так же из за занятости своими проблемами.

Из всего выше - сказанного можно сделать вывод, что решающее значение в развитии речи ребенка оказывает насколько часто и как качественно взрослые общаются со своими детьми.

Многие психологи как наши, так и зарубежные все же убеждены, что современное семейное воспитание не столь полноценно и эффективно каким должно быть. И так как институт семьи был практически утерян, во многих странах разрабатывают специальные программы направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитанию супругов как родителей.

Глава III. Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста.

Для того чтобы помочь ребенку развить речь, чтобы он мог овладеть ею в полной мере в дальнейшем, взрослым, занимающимся воспитание, необходимо соблюдать ряд условий:

• Не переживайте если ваш ребенок немного отстал в речевом развитии от своих сверстников. Не следует перезагружать его речевыми занятиями. Старайтесь подбирать игры, упражнения, речевой материал соответствовать его возрасту. Лучше делать это методично. Общаясь с ребенком, контролируйте свою речь. Не торопитесь, разговаривая с ним. Звуки и слова произносите четко и ясно. Если читаете книгу, читайте выразительно и с интонацией. Непонятные моменты в тексте лучше сразу объяснить.