Файл: Трудовое воспитание школьников в свете современных воспитательных ценностей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня сформировался новый тип человека — человека, «умеющего жить». Это не значит умный, образованный, талантливый, умелый. Это значит, что он, не прилагая значительных усилий, добивается материального благополучия. Среди части ребят в почете альфонсы, а также «везунчики», получившие наследство от родственников. Для ряда девчат смысл жизни в том, чтобы «удачно» выйти замуж за состоятельного человека или приобрести профессию, связанную с «продажей» своей внешности, молодости. Сложилась опасная тенденция, что вырастет целое поколение с такой жизненной установкой. Пока не поздно, надо возродить, активизировать процесс трудового воспитания. Если такой установки у подростка нет, то часто вырастают ребята, не готовые к трудностям рыночных отношений. 

Как известно, важнейшим условием успешности проведения исследования является однозначность толкования и глубина осознания ведущих понятий. Для глубокого понимания сущности термина «трудовое воспитание» необходимо предварительно рассмотреть сущность понятия «труд». 

Проблема трудового воспитания подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобрела в условиях прогрессирующего обновления всех сторон жизни общества, непрерывного образования, активизации человеческой личности.

Цель трудового воспитания – подготовка учащихся к деятельности на общую и личную пользу, сформировать у них отношение к труду как к потребности. Разрешение данной цели школьника предполагает овладение глубокими и прочными знаниями, соответствующими умениям и позитивным отношением к предстоящей деятельности.

Диалектика различных сторон воспитания, в том числе и трудового, раскрывается в соответствующих противоречиях. Противоречия в педагогической деятельности создают потенциальные условия для развития личности. В имеющихся публикациях выделяется ряд противоречий трудового воспитания.

В работе был проанализирован процесс трудового воспитания в научных, методических источниках, в практике деятельности социальных педагогов. В соответствии с выделенными компонентами трудового воспитания нами установлены три группы противоречий.

Первая группа – социально-творческие противоречия:

1) между характером повседневного детского труда и недостаточным осознанием его социально значимой направленности;

2) между социальными и личными мотивами труда детей;

3) между трудом, имеющим высокую социальную значимость, и низким уровнем его креативности.


Вторая группа – личностно-развивающие противоречия:

1) между необходимостью выполнения детьми определенного вида деятельности и недостатком развития у них соответствующих умений и навыков;

2) между необходимостью освоения важных для труда знаний, развития умений и недостатком мотивации детей для их формирования;

3) важностью наличия у детей социально-нравственных, общетрудовых качеств, необходимых для продуктивной трудовой деятельности, и нежеланием заниматься их развитием.

Третья группа – ценностно-ориентационные противоречия:

1) между высокой объективной значимостью результатов детского труда и его низкой личностной значимостью;

2) между знанием детьми высокой социальной ценности своего труда и недостаточным переживанием ими этой ценности;

3) между недостаточно значимым отношением ребенка к своей деятельности и высокой социальной ценностью ее результатов.

Выделенные противоречия не охватывают всех противоречий трудового воспитания. Существуют противоречия содержательные и операциональные, объективные и субъективные и др. Их выделение в полном объеме не входило в задачи нашего исследования. Нам было важно определить противоречия в рамках разработанной в данном исследовании теоретической концепции трудового воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буркина А.А., Мусс Г.Н. актуальность трудового воспитания современного младшего школьника // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 4.
  2. Гаджибекова Г.К. Анализ готовности будущего учителя к трудовому воспитанию в малокомплектной школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – №6.
  3. Григорьева Л.Г. Развитие творческих способностей младшего школьника в процессе трудового воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. –№ 1.
  4. Григорьева Л.Г. Общее и регионально особенное в трудовом воспитании младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2011. – № 1.
  5. Қантарбай С.Е.А.Л. Методика выявления уровня трудового воспитания младших школьников в процессе формирования учебной деятельности // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2016. – № 10.
  6. Манрайсаева З.К. Трудовое воспитание и реформы образования в конце XX начале XXI вв. // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2007. – №8.
  7. Мирзоханжаев М.Н. Изучение связи трудового воспитания и профориентации с методикой преподавания // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2014. – №5.
  8. Моргунова И.Г. Некоторые аспекты воспитания и развития младшего школьника в трудовой деятельности / В сборнике: евразийская парадигма России: ценности, идеи, практика. Материалы международной научной конференции посвященной 20-летию Бурятского государственного университета. Научные редакторы В. В. Башкеева, М. В. Бадмаева, 2015.
  9. Нугумова Л.С. О концепции профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся современной общеобразовательной школы // казанский педагогический журнал. – 2015. – № 21.
  10. Стажкова М.А. Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников // Концепт. – 2014. – №11.
  11. Филиппова Л.Г. Проблемы трудового воспитания в современной школе // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – №4.
  12. Шохин М.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2009. – №10.