Файл: Трудовое воспитание школьников в свете современных воспитательных ценностей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уроки технологии позволяют накапливать опыт гражданского поведения и социальных отношений при взаимодействии эмоционального и действенно-практического факторов. Любовь к Родине, патриотизм невозможно привить без знания ее прошлого. Изучение традиций своего народа, в том числе и трудовых (быт, обряды, праздники, культура жилища и др.); искусства, прежде всего, народного и декоративно-прикладного (всемирно известные промыслы, ремесла), воспитывают гордость за богатое историческое прошлое своей Родины [12].

Овладение отдельными приемами работы в технике народных мастеров-умельцев (плетение шнура, вышивание, лепка, чеканка, роспись и др.) позволяют детям не только испытать эмоциональный подъем от приобщения к истории своей страны, к культурному наследию своего народа, но и осознать себя его неотъемлемой частицей, продолжателем традиций.

На основе этого формируется чувство исторической ответственности. Любовь к Родине всегда действенна. Гражданское должно быть не в звонкой фразе, а в деле. «Славим Родину трудом!» – этот популярный лозунг советской эпохи не утратил своей исконной сути. Да и не может ее утратить, какие бы социальные перемены не происходили в государстве. Сохранять и приумножать культурные и материальные ценности; сделать родную страну краше, богаче, сильнее; внести свой посильный вклад в ее процветание – стремление истинного гражданина, патриота любой страны.

Усвоение этих базовых гражданских ценностей младшими школьниками происходит в практической деятельности на уроках технологии и в общественно полезном труде, где дети накапливают положительный опыт поведения, гражданских отношений. Участвуя в делах класса, школы; честно и добросовестно выполняя порученное дело; работая на общую пользу; помогая другим; проявляя ответственность; болея за общее дело, ты становишься гражданином – так постепенно младшие школьники овладевают сутью понятия «гражданственность».

Выводы по первой главе

Кардинальные социально-экономические преобразования необычайно актуализируют формирование у детей стремления к трудовой деятельности, достижению конкурентоспособности на рынке труда в сфере занятости.

Воспитание у молодого поколения потребности в систематической трудовой деятельности, формирование трудового образа жизни, приобщение к культуре учебного, бытового, технического, сельскохозяйственного труда, к конструкторско-творческой деятельности по-прежнему остаются ядром системы образования в условиях ее реформирования, гуманизации и демократизации.


В условиях совершенствования высшего образования настоятельно необходимым становится улучшение трудовой подготовки учителей начальных классов на основе углубленного изучения теоретико-методологических основ трудового воспитания подрастающего поколения, творческого использования исследований, посвященных трудовой подготовке младших школьников, достижений педагогики и психологии высшей школы.

2. Теоретические аспекты изучения особенностей трудового воспитания школьников в свете современных воспитательных ценностей

2.1 Методика выявления уровня трудового воспитания младших школьников в процессе формирования учебной деятельности

Одним из ведущих средств трудового воспитания выступает учебная деятельность. Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности непосредственно зависит успешность трудового воспитания на данном периоде и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которой формируются основные новообразования и психическое развитие ребенка идет интенсивно.

В последнее время в психолого-педагогической литературе принято считать, что учебная деятельность направлена на решение учебных задач (Вергелес Г.И., Кулюткин Ю.Н., Машбиц Е.И., Эльконин Д.Б. и др.).

Это принципиально важно, так как учебная задача имеет определенную структуру, что создает благоприятные условия для формирования трудовой деятельности.

Появляется возможность использовать особенности каждого структурного компонента для формирования определенных умений, составляющих сущность трудовой деятельности. Разработанные нами методики строятся таким образом, что на основе проведения каждого задания мы смогли выявить результаты трудового воспитания.


В этих целях младшим школьникам можно предложить целый ряд заданий. Первые задания направлены на выявление того, в какой мере у младших школьников сформированы представления о конкретных видах труда и насколько они осознают значимость труда в жизни человека. Первое задание можно предложить в форме сказки « Чтобы случилось на Земле, если бы люди перестали трудиться?». Сама форма задания необычна и дает большие возможности применения знаний о труде в нестерпимых условиях. Кроме того, учитывая, что «школьники уверены в том, что знают о труде достаточно много, однако, на самом деле недооценивают такие важнейшие стороны труда, как роль человека в процессе труда».

Важно ориентироваться на выполнение этих условий. Анализ полученных материалов позволяет определить, в какой степени учащийся осознает роль человека в процессе труда, назначение труда человека: умения выделять самое главное, знание конкретного вида труда.

Можно предложить второе задание-сочинение: «Опиши, что ты будешь делать 12 января /Вторник/ 2050 года.» /Можно предлагать примерные вопросы: Сколько тебе лет? Чем ты будешь заниматься?.../ Суть второго задания заключается в том, что сможет ли младший школьник увидеть то, что ему предстоит в будущем чем-то заниматься / конкретные виды труда, взаимоотношения, место труда в жизни/.

Следующие задание можно предложить в форме вопросника.

1. Скажи как ты понимаешь слово «трудиться»?

2. Где люди трудятся?

3. Что они делают, когда трудятся?

4. Как ты думаешь, должен ли человек трудиться? Почему?

5. Что должен человек знать и уметь, чтобы хорошо трудиться?

В результате анализа ответов учащихся мы сможем определит, насколько младшие школьники сознают необходимость знаний о труде, назначение труда человека, личную и общественную значимость труда, степень потребности, результаты труда.

Для получения данных об осознании младшими школьниками значимость профессии и отношение к ним можно предложить задание: «Какую профессию ты посоветовал бы выбрать своему другу? Почему?. Анализ полученных данных позволит определить, насколько младшие школьники осознают значимость профессии и обоснование предложенной им той или иной профессии.

В целом анализ задач первой серии, выполненных младшими школьниками, направленных на выявление уровня представлений о труде и осознанности значимости труда в жизни человека дает возможность судить: вопервых, о полноте знаний назначение труда человека, общественная и личная значимость труда, конкретные виды труда, роль труда в жизни человека, профессии; во-вторых, об уровне осознанности младшими школьниками и умение обосновать, выделять самое главное, подтверждать это конкретными примерами о значимости труда. Анализ результатов на основе этих показателей позволяет определить представления учащихся о труде, осознанность значимости труда в жизни человека. Задача второй серии изучения состояния трудового воспитания направлена на установление уровня сформированность положительного отношения к труду.


Младшим школьникам можно предложить перечень 20 качеств человека и попросить их выбрать из них пять, самых нужных и важных; целенаправленность, коллективизм, ответственность, терпимость, доброжелательность, организованность, активность, доброта, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, гибкость, устойчивость, настойчивость, трудолюбие, требовательность, исполнительность, добросовестность, аккуратность, смелость.

Анализ ответов младших школьников позволит выявить наличии эмоционального отношения (устойчивость внешнее проявление эмоций, устойчивая вербальная интерпертация). Можно предложить задание «Кто хорошо учиться, тот хорошо трудиться. Правильно или нет?» это позволит выявить наличие и отсутствие желания как можно больше заниматься учебной деятельностью с целью подготовки к будущему труду.

Задание можно предложить в форме вопросника с целью выявления общего позитивного и отрицательного отношения, эмоционального настроя к видам труда, таких собственных действий, как подготовка к труду, чьи действия младший школьник запомнил и расценивает их как подготовку к труду, выявляет подготовленность самого себя к труду.

Любишь ли трудиться? Докажи! /Этот вопрос выявляет общее позитивное или отрицательное отношение к трудовой деятельности и обоснование/. Где ты хотел /не хотел/ бы трудиться? Почему? /Этот вопрос выполняет эмоциональный настрой к видам труда и обоснование/. Готовился ли ты к труду? Почему? / Выявляет, какие собственные действия ученик проявил и какое дал обоснование/. Кто и где тебя готовил к труду? /Выявляет, где и чьи действия младший школьник запомнил и расценивает как подготовку к труду/. Ты готов /не готов/ к труду? Почему? /Выявление познания подготовленности самого себя к труду и обоснование/. На основе полученных ответов можно сделать вывод о том, насколько правильно сформировано отношение младшего школьника к труду /эмоциональная оценка, желание работать/.

Анализируя задачи второй серии, выполненные младшими школьниками о сформированности положительного отношения (эмоциональная оценка, стремление и желание работать). Задача третьей серии направлена на определение, в какой мере младшие школьники успешно овладевают структурными элементами трудовой деятельности.

Для определения того, как младшие школьники овладевают структурными элементами трудовой деятельности, можно предложить задания такого типа.

В какой последовательности человек должен выполнить задание, чтобы какое-либо изделие или что-либо другое. «Представь себе, ты должен сделать скворечник. В какой последовательности ты будешь делать?». «Представь себе, что тебе придется готовить завтрак. В какой последовательности ты будешь делать?». « Представь себе, ты пошел поиграть и встретил мальчика. Он тебя спрашивает: «Как делать стол? Что ты ему посоветуешь?».


Анализ ответов младших школьников позволяет выявить, в какой мере ученики овладевают структурными элементами трудовой деятельности. Следующее задание можно предложить в форме педагогической ситуации. «На уроке трудового обучения учителям было дано задание всем ученикам по образцу сделать домик. Необходимыми материалами обеспечены полностью. Кроме Саши все ученики справились с заданием. Он не справился с заданием потому, что окно оказалось больше высоты домика. Почему он допустил ошибку?

В целом анализируя задания третьей серии, выполненные младшими школьниками, можно определить насколько младшие школьники овладевают структурными элементами трудовой деятельности и осознают необходимость овладения ими можно судить по степени овладения структурными компонентами. Одной из главных задач является выявление, насколько осознают младшие школьники общность структуры учебной деятельности и трудовой.

Чтобы определить, насколько младшие школьники осознают общность структуры учебной деятельности, можно предложить следующие задания:

1. Где человек решает задачу?

2. Есть ли что-нибудь общее между тем, что делает ученик, когда решает задачу на уроке и что делает взрослый, когда он трудиться?

3. Верно ли утверждение, что человек на работе решает задачу? Почему? Насколько успешной оказывается трудовая деятельность, можно предложить задание такого типа: «Библиотекарь школы объявляет, что ученикам третьего класса надо клеить/ремонтировать/ книги, нужна помощь по желанию, в свободное время». Объявление о том, что помощь-дело добровольное и в свободное время, снимает в какой-то степени ответственность за участие в ней. Работа осуществляется через библиотекаря, которая обращает внимание на качество, чистоту, деятельность помощи.

Анализ выполненного задания позволяет определить, как младшие школьники включаются в добровольный и не контролированный труд. Следующее задание можно предложить в конце урока трудового обучения, примерно за 10 минут, с целью выявления устойчивости внимания каждого школьника /если за отведенное время не успеет, попросит ли дополнительное время для завершения/. Чтобы выполнить задание, нужно заранее приготовить бумагу, клей, карандаш и т.д. Для украшения елки сделать игрушки. Уровень устойчивости можно определить по результату труда, по желанию, как можно дольше заниматься трудовой деятельностью или его отсутствию.

Можно сделать вывод о том, что успешной подготовке к труду в процессе формирования учебной деятельности способствуют: