Файл: Трудовое воспитание школьников в свете современных воспитательных ценностей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что история развития человека и общества не помнит и дня, когда не говорилось бы о труде и его важнейшей и ведущей роли. Процесс труда в эволюции человечества все больше усложнялся, усовершенствовался, становился разнообразным. Появлялись новые орудия труда, ставились и достигались высокие цели. Мир все больше становился наполненным ресурсами и средствами организации трудовой деятельности. Отсюда значение труда стало оказывать значительное влияние на человеческое общество, в том числе и на воспитание подрастающего поколения. Не секрет, что мальчики в первобытных племенах получали навыки охоты, девочки, в свою очередь, учились вести домашнее хозяйство. Объединенный труд людей представлял собой прогрессирующую общность все участников этого важного процесса. Люди обогащали свой жизненный опыт, ощущали близость к природе и переход на новую ступень эволюции.

Начало XXI века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положено убирать в классе после проведения уроков, то есть: протирать пыль, поливать цветы, мыть доску, следить и ухаживать за живым уголком, собирать мусор. Мнения родителей и педагогов разделились на тех, кто «за» и тех, кто «против». Так все же: стоит ли приучать детей нести ответственность не только за себя, собственные поступки и окружающих людей, а еще и за среду, в котором они проводят треть своего времени? Известно, что великий педагог А.С. Макаренко считал труд необходимым фактором воспитания подрастающего поколения. Трудолюбие и способность к труду должны воспитываться в ребенке. Эти качества не даются как дар от природы. Вместе с тем, труд должен быть изобретательным, личностно‐ориентированным и осознаваемым всеми участниками этого процесса.

Цель исследования – рассмотреть трудовое воспитание школьников в свете современных воспитательных ценностей.

Объект исследования – трудовая деятельность младшего школьника.

Предмет исследования – трудовое воспитание школьников в свете современных воспитательных ценностей.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность понятия «трудовое воспитание»;

2. Определить особенности системы работы в рамках трудового воспитания в начальных классах;


3. Провести исследование особенностей проведения занятий по трудовому воспитанию в начальной школе.

Методы исследования: анализ научной литературы; наблюдение; эксперимент; изучение результатов деятельности.

База исследования: Общеобразовательная школа №1 города Череповца.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретические аспекты изучения особенностей трудового воспитания школьников в свете современных воспитательных ценностей

1.1 Понятие трудового воспитания

Воспитание трудолюбия и трудовое воспитание признаются в педагогической литературе одними из важнейших. Трудолюбие служит основой духовно-нравственного развития личности. Без воспитания у детей любви не только к физическому, но и умственному, духовному труду, невозможно с успехом решать любые проблемы образования.

Трудолюбие необходимо понимать как любовь к труду, которая проявляется в интересе к труду, в знании конкретных видов труда, в желании трудиться, в преодолении собственной лени, в стремлении сделать свой труд творческим, в овладении необходимыми для этого умениями, навыками и другими качествами; но главное его проявление – это реальный прилежный труд. Эту вечную проблему сейчас приходится решать во многом по-новому, так как резко изменились условия жизни и труда в стране, изменились сами цели труда [3].

Существует масса исследований о нравственном воспитании школьников в трудовой деятельности.

В исследованиях раскрываются и методические стороны педагогического руководства, направленного на решение воспитательных задач.

Так, М.А.Стажкова [10] подчеркивает особую роль труда по самообслуживанию, в процессе которого ребенок начинает осознавать цену заботы о себе, проявлять заботливость и по отношению к близким.

Е.И. Корзакова и В.Г. Фокина [5] отмечают особую роль труда детей в природе, считая его первым и единственным видом производительного труда, доступного детям, требующего от них длительных усилий, повседневной работы, что создает условия для воспитания ответственности и объединения участников.


Д.Б. Эльконин подчеркивает, что в сюжетно-ролевой игре моделируются отношения взрослых, что игра является «единственно доступным для детей средством ориентации в задачах, мотивах и моральных правилах, которые реализуют взрослые в своей деятельности». Автор особо выделяет организационно-деловую сторону игры, в которой создается детское общество, и ее развитие есть путь формирования коллективистических черт личности ребенка. В игре ребенок постоянно меняет свою позицию: от игровых отношений к организационно-деловым и обратно. Таким образом, Д.Б. Эльконин фактически обращает внимание на два плана отношений (ролевых и реальных), которые были ранее выделены А.П. Усовой и Г.П. Шедровицким.

1.2 Актуальные современные направления трудового воспитания школьников

Согласно Концепции духовно-авственного развития и воспитания личности гражданина России труд относится к базовым национальным ценностям, наряду с патриотизмом, социальной солидарностью, гражданственностью, семьей, творчеством, природой и т. д.

Основными задачами трудового воспитания в современной начальной школе являются:

1. Формирование благоприятного отношения к трудовой деятельности как ценности в жизни, социально значимых для общества мотивов.

2. Овладение воспитанниками многообразными трудовыми умениями и навыками, развитие основ культуры умственного и физического труда.

3. Воспитание духовно-нравственных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и инициативности, а также конструктивности и честности.

4. Готовность к выбору профессии, профориентация. Общественно-полезный труд – это условие воспитания социально значимых качеств личности. К ним относятся: самостоятельность, ответственность, активность, межкультурная коммуникация, а также направленность на самореализацию в деятельности [7].

Все эти качества воспитываются эффективнее именно в труде, потому что трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.

Приобретение организаторских навыков, воспитание чувства взаимопомощи ответственности за порученное дело, достигается и воспитывается в детях через участие их в производительном труде и является составной частью воспитательного процесса.


Помимо этого, не стоит забывать и о том, что каждый труд должен быть творческим, так как он целиком идет на создание общественного богатства и культуры страны. Научить творческому труду – особая задача воспитателя, учителя.

Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость выполняемого им труда, когда труд делается для него основным видом проявления личности и таланта. Вместе с тем, труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни [10].

Хорошо известно, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и получается, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И, наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке.

1.3 Некоторые аспекты воспитания и развития младшего школьника в трудовой деятельности

Развивающее и воспитывающее влияние труда на младшего школьника всесторонне. Прежде всего, совершенствуются все компоненты личностной структуры: направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивах, интересах, убеждениях; способности, дарования, воля; нравственные качества ученика. Происходит его интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие и воспитание. Осуществляется гражданское и экономическое воспитание; формируется экологическая культура.

Остановимся на двух аспектах развивающего и воспитывающего влияния труда на ребенка младшего школьного возраста.

Физическое развитие в трудовой деятельности предполагает заботу педагога на уроках технологии о нормальном росте и развитии детского организма.

В процессе трудового обучения ученик овладевает разнообразными умениями и навыками, формирование которых связано с работой его скелетно-мышечной системы. При освоении целого ряда трудовых операций от школьников требуется определенное физическое напряжение и усилия, в результате чего совершенствуется мышечный аппарат ребенка. Благодаря прилагаемым физическим усилиям, на уроке технологии младший школьник не только овладевает новыми приемами работы (резание, пиление, лепка, шитье и другими), но становится более ловким, выносливым, сильным [2].


В процессе выполнения трудовых операций координируются движения ученика, его действия становятся все более упорядоченными, рациональными, свободными. Для младших школьников очень важно развитие мелкой мускулатуры кисти рук, участвующей в процессе обучения письму и формирования графических навыков в целом. Работы, связанные с лепкой, плетением, шитьем, вышиванием, выполнением мозаик и аппликаций, способствуют выработке плавности и точности движений, пластичности действий.

Правильное физическое развитие детей в трудовой деятельности происходит только при условии правильной ее организации педагогом, использовании здоровьесберегающих технологий обучения. Он должен постоянно следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, выполняя однообразную, кропотливую работу (шитье, вязание, вышивание, резьба по дереву), поскольку при этом возникает ограниченность охвата мышечного аппарата.

Учитель обязан правильно распределять дозировку и характер физических нагрузок, приходящихся на ученика в течение урока: выполнение операций, связанных с участием крупных мышц, следует чередовать с работой мелких мышц.

Учитель контролирует, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу и как можно чаще меняли ее в процессе работы. Важно предусмотреть в течение урока технологии или внеклассного занятия несколько физкультурных пауз.

Организуя трудовую деятельность детей на уроках, необходимо создавать соответствующие санитарно-гигиенические условия. Общее самочувствие детей зависит от температурного режима, влажности и состава воздуха, освещенности помещения, отсутствия постоянных шумов, эргономичного рабочего места [10].

Включение детей в трудовую деятельность позволяет педагогу решать важные задачи гражданского воспитания. Воспитание с малых лет гражданина, патриота имело особую значимость во все времена.

Для современной российской школы проблема гражданского воспитания приобрела в силу ряда причин особую остроту. Процесс становления гражданина протекает в различных видах деятельности, при этом, бесспорно, трудовая деятельность играет ведущую роль. Именно в ней формируются социально значимые, устойчивые гражданские качества и свойства личности: социальная активность, чувство долга и ответственности перед семьей, товарищами, школой, Родиной.

Сложность заключается в том, что учителю не всегда удается выявить гражданскую значимость труда. В.А. Сухомлинский считал, что это один из тончайших секретов воспитания.