Файл: Трудовое воспитание школьников в свете современных воспитательных ценностей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

формирование учебной деятельности, как трудовой, должно стать специальной задачей учителя начальных классов (конечно, не отдельной, не самостоятельной, а именно специальной задачей), пронизывающей все, что делает педагог;

полное раскрытие и понимание содержания задачи, ее значимости в жизни; вычленение структурных компонентов и установление их взаимосвязи; формирование понятия об учебной задаче и показ ее от конкретно-практических задач с учетом возрастных особенностей их как любая деятельность человека есть деятельность по решению задач;

ознакомление и последовательное формирование овладения отдельными компонентами учебной деятельности на конкретном содержании отдельных учебных предметов и осознание, что их учебной задачи является усвоение действием трудовой деятельности;

формирование целостной структуры учебной деятельности на разных учебных предметах и общего подхода к решению любых задач.

2.2 Трудовое воспитание младших школьников в процессе обучения

В методиках трудового обучения разработаны требования к организации и проведению уроков технологии. Рассмотрим их в кратком изложении.

1. Проектируя урок технологии, необходимо четко и ясно определить цель и результаты проектируемой деятельности.

2. Учитывая материальную базу кабинета, опыт учащихся и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. Выбирая объекты труда, учитель должен учитывать уровень сложности который предстоит преодолеть учащимся при его изготовлении.

3. Учитывая цель урока и специфику учебного материала, учитель подбирает методы обучения.

4. Проектируя этапы урока, учитель распределяет время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности.

5. Каждый урок технологии должен обладать развивающей и воспитывающей функциями.

6. На каждом этапе урока деятельность детей должна быть оценена. С учетом выявленных недостатков необходимо вовремя организовать коррекцию ошибочных движений и действий.

Эффективность проведения урока технологии во многом зависит от его подготовки. Выделяют предварительный и непосредственный этапы подготовки к урокам.


Предварительная подготовка включает изучение образовательной программы по технологии для 1-4 классов. В программе учебные модули даются в общем виде. Конкретизация тем и педагогических задач осуществляется учителем в процессе разработки календарных планов.

Календарный план включает следующие составляющие: политехнические знания, которые необходимо формировать на конкретном уроке; способы обработки материалов, сборки изделия, которые осваиваются на каждом этапе обучения; перечень предметов труда, орудий труда, которые используют учащиеся; примерный перечень объектов труда; количество часов, отведенное на освоение каждой темы модуля и др.

По каждой теме учитель должен уметь подбирать не только учебный, но и дополнительный учебный материал (специальную литературу, список литературных источников и Интернет адресов, где ученики могут найти сведения по изучаемой теме и др.). Перед тем как приступать к изучению тем нового модуля, учитель должен проверить наличие всех необходимых материалов, проверить исправность всех инструментов и приспособлений, изучить правила безопасной работы, санитарные требования к проведению уроков технологии.

Непосредственная подготовка к уроку включает: определение типа урока, определение структуры урока, темы, цели и задач урока, подготовку технических средств обучения (ТСО), лабораторного оборудования, предметов труда, орудий труда и образца изделия, подготовку или разработку наглядных средств, дидактического, раздаточного материала, разработку конспекта урока. Непосредственно перед уроком учитель подготавливает доску, проветривает класс.

Ниже приведена разработка урока технологии для 3 класса.

Урок технологии в 3 классе.

Тема урока: Коллаж

Таблица 1

Характеристика урока

Цели урока:

Ознакомление с технологией изготовления коллажа из разных материалов. Формирование практических умений изготовления изделий в технике коллажа.

Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления. Воспитание экологического сознания, внимательного отношения к объектам природы.

Образователь

ные

Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий и изображения объектов природы – прототипов образов в коллаже. Анализировать приёмы выполнения работы. Изготавливать композиции в технике коллажа. Обсуждать варианты работы с товарищами.

Развивающие

совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания и речи

Воспитатель

ные

воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду, умение работать в коллективе и для коллектива, культуры труда

Тип урока

комбинированный

Форма урока

практическая работа

Опор

ные понятия, термины

аппликация

Новые понятия

коллаж

Формы контроля

оценка за поделку

Домашнее задание

Сделать коллаж из ткани

Оборудование рабочего места учителя

Бумага, картон, клей, ножницы

Оборудование рабочее

го места детей

инструменты: ножницы, клей;

материалы: картон


Таблица 2

Ход и этапы урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

Орг. момент

Добрый день, дорогие ребята!

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Инструменты справа ножницы. Материалы слева: цветная бумага , картон, тетрадь

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя.

Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей,

правильность и аккуратность их расположения на парте,

самостоятельность подготовки,

настрой на урок

Регулятивные:

саморегуляция

Личностные:

самоопределение;

адекватно воспринимают информацию

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Какое сегодня число?

Чем примечательна эта дата?

Представьте себя на творческой выставке других детей.

Посмотрите на поделки детей и определите, из чего они сделаны.

Что такое аппликация?

А знакомо ли вам слово – коллаж?

Что такое коллаж?

Прочитайте в учебнике это определение.

Найдите разницу между коллажем и аппликацией.

Какова тема урока? Какова ваша задача?

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют тему урока.

Ставят перед собой учебную задачу

Познавательные:

Умеют осуществлять поиск существенной информации

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог

IV. Предварительная подготовка к практической работе

-Анализ образца

Посмотрите на первое изображение. Из чего оно сделано?

Из чего еще можно сделать коллаж?

Посмотрите на поделки из кусочков ткани с. 27.

Какие советы по выполнению работы дают авторы, с. 28 29

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные:

высказывают аргументированное суждение

Коммуникативные:

умение слушать товарищей и учителя

-Анализ технологии выполнения изделия

1. Разъясняет этапы выполнения коллажа на тему «Осень».

2. Объясняет правила работы с ножницами

Работают в тетради по приложению

Регулятивные:

составление плана работы

Познавательные: структурирование знаний

V. Практическая работа

Организует самостоятельную работу

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Личностные: самоопределение

VI. Рефлексия деятельности

А теперь пусть ваше творчество отправиться на классную выставку.

Довольны ли вы своей работой?

Что повторили на сегодняшнем уроке?

Участвуют в выставке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Познавательные:

рефлексия

Личностные:

осуществляют самооценку деятельности

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли


Положение о том, что урок технологии должен носить политехнический характер, в последнее время часто подвергается критике. Высказываются мысли, что гуманно-личностный подход к ребенку и культурологическая направленность общего образования несовместимы с понятием политехнизма, поскольку политехническое образование связано с подготовкой рабочих для производственной сферы, с ремесленно-технологическим обучением и профориентацией.

Однако следует подчеркнуть, что подлинный политехнизм весьма далек от ремесленности. Он предполагает сообщение школьникам сведений не только о производственной сфере, но также о роли науки и техники в жизни и трудовой деятельности людей, о перспективах их улучшения и совершенствования на основе современного научного знания, возможностях личностного развития и самореализации в труде. Кроме того, политехническая подготовка предусматривает овладение детьми широким набором умений, не профессионального (узкоремесленного), а общего характера, позволяющих им осуществлять деятельность в любой сфере материального и нематериального производства, быстро совершенствоваться и переучиваться по мере необходимости. К таким умениям относятся, прежде всего, умения, связанные с управлением машинами, механизмами в широком смысле (приборы, автоматы, компьютеры и прочее).

Немаловажным является и овладение общетрудовыми умениями (планировать, анализировать условия деятельности, осуществлять контроль, регулировать деятельность и другие), которые по своей природе близки к политехническим умениям и являются сложными, обобщенными. Именно такие сложные гибкие умения, основанные на широком политехническом кругозоре, позволяют человеку включаться в творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, быть более свободным в выборе путей и средств решения стоящих перед ним трудовых задач.

Таким образом, понимание общих особенностей урока технологии в начальной школе позволяет педагогам при конструировании уроков разных типов более осознанно подходить к выбору методического наполнения каждого конкретного урока.

Выводы по второй главе

Выдвигая новые педагогические проблемы, каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались ранее. К таким принадлежит и проблема трудового воспитания младших школьников. В начале третьего тысячелетия понятие «трудовое воспитание младших школьников» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализации личности ребенка и т. д. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа» «Модель развития образования 2020», в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Новый шаг в образовании, это введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения.


Системно-деятельностный характер есть отличительная особенность нового стандарта, ставящая главной целью развитие личности школьника. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности. В условиях рыночной экономики, содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры.

Таким образом, основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования, является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств младшего школьника. Кроме того, «Технология» – основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума.

Таким образом, в рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Следовательно, немаловажной особенностью, является обеспечение преемственности перехода от начального к общему, потом к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Поэтому необходимо менять технологию работы учителя, т. к. требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер, повышают ответственность школьников за результаты обучения и, как правило, всегда вариативны.