Файл: Понятие недвижимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно статье 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимость может быть оспорено только в судебном порядке. Главная цель введения обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - исключить существующие на практике злоупотребления, усилить государственный контроль за законностью совершаемых сделок в интересах общества, самих участников и других заинтересованных лиц.

Обращает на себя внимание и тот факт, что ГК РФ и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливают не только общее правило о необходимости регистрации прав на недвижимое имущество, переход таких прав и прекращение сделок с недвижимым имуществом также подлежат государственной регистрации.

Отсюда можно сделать вывод, что переход прав на недвижимое имущество чаще всего, по существу, требует двойной регистрации, поскольку сначала нужно зарегистрировать сделку как юридическое основание перехода прав на недвижимое имущество, а затем уже как результат такого действия зарегистрировать сам переход вещных прав к их приобретателю [3, с.34].

По этой причине стоит отметить, что и в большинстве зарубежных стран существует специальное законодательство, регулирующее вопросы недвижимости, где особое значение придается государственной регистрации объектов недвижимости, устанавливаются более строгие правила при заключении и исполнении сделок, предметом которых является недвижимое имущество. Такие правила обусловлены, в первую очередь, повышенным вниманием к земле и другим природным ресурсам как объектам недвижимости, а также необходимостью установления определенных ограничений (природоохранных, санитарных, экологических и др.) при пользовании такими объектами недвижимости.

Гражданским законодательством закреплены особенности правового режима недвижимости.

Так, установлен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. В п. 3 ст.225 ГК РФ раскрыты эти особые правила. Установлено, что сначала недвижимые вещи должны быть взяты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом, и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательской давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательской давности. Только по истечении этого период суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности [5, с.74].


Органы местного самоуправления согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ обращаются в Управления Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ с заявлениями о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, расположенных на территории муниципальных образований. Единого порядка принятия Управлениями Федеральной регистрационной службы на учет бесхозяйного имущества нет, отказ в принятии на учет по основанию, что не существует такого порядка, учреждение юстиции не может. В связи с этим Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ульяновской области (ныне - Управления Федеральной регистрационной службы) в 2000 году был разработан порядок постановки на учет бесхозяйного имущества, который был утвержден Распоряжением Главы администрации области, однако в ходе проверки территориальным Управлением Министерства юстиции РФ этот порядок был отменен, по основаниям, что данный правовой акт не соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству. Принятие нормативно-правового акта, регулирующего эту сферу деятельности, входит в компетенцию Российской Федерации. Так решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.02.2002 г. №72-3301/01-Р182 признан незаконным отказ Учреждения юстиции Комитету по управлению городским имуществом принять на учет бесхозяйное имущество. В настоящее время в Российской Федерации не принят документ, регулирующий порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Таким образом, механизма реализации ст. 225 ГК РФ нет, необходимо принятие нормативно-правового акта на уровне Российской Федерации, который бы регулировал эти отношения.

Установлены более длительные сроки приобретательской давности на недвижимое имущество. В статье 234 ГК сказано, что «лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность)». Этот способ приобретения права собственности относится к первоначальным, т.к. права приобретателя не основаны на прежней собственности таких обстоятельств, как длительное, добросовестное, открытое, непрерывное владение имуществом как своим собственным. Добросовестное владение предполагает, что лицо не знало и не должно было знать о его незаконности, поэтому установление добросовестности зависит от оснований приобретения имущества [2, с.85]. Необходимым условием для приобретения права собственности по ст. 234 ГК РФ является длительность и непрерывность владения. Если право собственности на недвижимость, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретавшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации, то для ее осуществления необходимо через суд установить юридические факты добросовестного, открытого, непрерывного владения имуществом как своим собственным (п. 3 ст.6 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Владение имуществом «как своим собственным» исключает возможность применения статьи 234 ГК для приобретения чужого имущества на основании заключенного договора аренды (найма), хранения и др. хотя и длительное время, но с сознанием своих договорных обязательств. С возникновением права собственности на основании приобретательской давности прежний собственник вещи утрачивает право на нее. Поэтому необходимо, чтобы требованиям собственника о возврате своей вещи из чужого незаконного владения не препятствовали положения ст. 234 ГК, так как требования собственника приоритетны перед правами владельца. Это установлено в п.4 ст.234 ГК РФ, который определяет началом течения срока приобретательной давности истечение срока исковой давности по требованиям на основании ст.301, 305 ГК РФ (3 года). ГК РФ (ст. 349) устанавливает особый порядок обращения взыскания на заложенное недвижимое имущество. В тех случаях, когда исполнение обязательства обеспечивается залогом недвижимости (земельными участками, строениями, жилыми помещениями, предприятиями как едиными комплексами и т.д.), требования кредитора - залогодержателя, удовлетворяются из стоимости заложенного имущества по решению суда [6, с. 83].


ГК РФ предусмотрел исключение из этого общего правила. Разрешается внесудебная реализация заложенной недвижимости в том случае, если после наступления момента неисполнения обеспеченного залогом обязательства стороны заключили соглашение о внесудебной реализации предмета залога, и это соглашение нотариально удостоверено. Данное соглашение, заключенное до момента возникновения основания обратить взыскание силы не имеет и не дает право реализовать предмет залога без обращения в суд - если соглашение о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенную недвижимость нарушает права и интересы одной из сторон (к примеру, неправильно определена начальная цена предмета залога), заинтересованная сторона может обжаловать его в судебном порядке. В трех случаях взыскания на предмет залога может быть обращено лишь по решению суда независимо от того, какое имущество (движимое или недвижимое) является предметом  залога [7, с. 217].

Судебный порядок обращения взыскания на предмет залога предусмотрен, когда договора залога мог быть заключен после получения разрешения третьего лица. Так, если предметом залога является государственное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, то для его залога требуется разрешение органов Госкомимущества. Если заложены дворцы, картины, другое имущество, которое в силу своей исторической, художественной или иной культурной ценности имеет значение для общества, обращение взыскания на предмет залога осуществляется в судебном порядке. Судебный порядок обязателен для взыскания на предмет залога. Это правило вызвано необходимостью защитить интересы слабой (отсутствующей) стороны.

Учитывая вышесказанное, стоит выделить главную особенность правового регулирования режима недвижимости, установленную новым законодательством Российской Федерации, - это особый порядок возникновения, изменения и прекращения права собственности и других прав на объекты недвижимости, а также наличие специальных требований, предъявляемых к сделкам с недвижимым имуществом. Уяснение понятия недвижимости позволяет ответить на вопрос, какие объекты можно относить к движимому имуще­ству. Статья 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признает движимым имуще­ством. Закон в силу бесконечного разнообразия движимых ве­щей не содержит даже их примерного перечня. Можно лишь сказать, что речь идет о предметах материального мира, спо­собных к самостоятельному перемещению, к примеру домаш­няя птица, или к перемещению путем постороннего воздей­ствия, к примеру строительные материалы. Правовое значение градации вещей на недвижимые и дви­жимые состоит в том, что возникновение, изменение и пре­кращение права собственности и других вещных прав на не­движимость происходит в порядке особой процедуры с соблю­дением письменной формы и государственной регистрации в едином государственном реестре. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной может осуществляться спе­циальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.


В отличие от этого права на движимые вещи необходимо регистрировать только в случаях, прямо указанных в законе. Деление вещей по признаку движимости учитывается и некоторыми другими гражданско-правовыми нормами. Скажем, в зависимости от того, идет ли речь о недвижимом или движи­мом имуществе, установлен различный порядок обращения на нею взыскания при залоге (пп. 1 и 2 ст. 349 ГК РФ); отличают­ся также нормы, определяющие момент возникновения права собственности на вновь созданные (переработанные) недвижи­мые и движимые вещи (ст. 219, 220 ГК РФ).

Заключение.

Обобщив все написанное, мы можем сделать несколько выводов. Недвижимость в основном включает в себя объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению практически невозможно, в том числе это и леса, и многолетние насаждения, сооружения и здания. В целом, рынок недвижимости - это обобщение отношений вокруг операций с объектами недвижимости: покупки, продажи, аренды, залога и т.п.. В большей степени развитию рынка недвижимости способствует свободный переход права собственности на недвижимость. С переходом РФ к рыночным отношениям недвижимое имущество становится товаром, и рынок недвижимости набирает обороты. Конечно, и сегментация рынка, и позиционирование продукта - все это лишь инструменты, которые используются для достижения главной задачи - принятия оптимального экономического решения, приносящего максимальный доход. Их значение состоит прежде всего в том, чтобы физические характеристики создаваемых объектов соответствовали их экономическим характеристикам и представлениям потребителей предлагаемых к реализации объектов. Вместе с тем, некоторая юридическая неграмотность населения, способствует развитию сложных и простых схем обмана на рынке недвижимости. Множество сделок проходит «на доверительном» уровне, без четко прописанных схем и последовательностей. Люди живя простым прошлым рынка недвижимости и при этом стараясь сэкономить в наши дни – отказываются от услуг специализированных агентств. Как результат, все это приводит не только к потерям достаточно больших сумм денег, а также к негативному представлению людей о рынке недвижимости в целом.

Можно также предположить, что в связи с неизбежным и существенным повышением тарифов на коммунальные услуги вполне возможно увеличение предложения на вторичном рынке жилья с большим числом квадратных метров и при этом увеличение спроса на жилье меньшее по площади.


Список использованных источников.

1. Федеральный Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. // Собрание законодательства РФ. – 1997. - №30. – С. 216-223.

2.   Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Недвижимость: регистрация прав и сделок, ипотечное кредитование. - М.: Юрист, 2004. – 189 с.

3.   Завьялов А.А. Некоторые вопросы регистрации прав на недвижимое имущество // Правовое регулирование рынка недвижимости. – 2003. - №4(5). - С. 31-34.

4.   Маковская А.П. Анализ некоторых поправок к ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Хозяйство и право. – 2005. - №9. – С. 9-13.

5.   Мищенко Г.Ю. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и гражданское законодательство // Хозяйство и право. –2004. - №10. - С. 71-76.

6.   Постатейный комментарий к Федеральному Закону «О государственной регистрации прав недвижимое имущество и сделок с ним» / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Спарк, 1999. – 218.

7.   Регистрация прав на недвижимость. Сборник Российского института государственных регистраторов прав при Минюсте РФ / Под ред. А.Р. Кирсанова. - М.: Юрист, 2005. – 324 с.