Файл: Словотворчество в дошкольном возрасте (возрастные и индивидуальные особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека. В данном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

В дошкольной педагогике и детской психологии такими учёными, как Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. Н. Ушакова, Н. А. Селянина, А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, О. С. Ушакова отмечено, что среди различных видов художественной творческой деятельности словотворчество занимает особое место как жизненно важная, коммуникативная и социально- личностная функция, формирующаяся в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.

Актуальность проблемы данного исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных загадок, сказок, небылиц, стихов, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных педагогических условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально. В настоящее время существуют различные интересные речевые формы: синквейны, лимерики и т.д., через которые можно эффективно способствовать развитию детского словесного творчества.

Цель исследования заключается в определении педагогических условий развития словотворчества у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: образовательный процесс развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста зависит от специально созданных педагогических условий:

  • развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности);
  • использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.

Задачи исследования:

  1. Теоретически обосновать проблему развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровень развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. теоретические (содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, обобщение, систематизация собранных данных);
  2. педагогический эксперимент (с целью комплексного исследования уровня развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста);
  3. метод количественной и качественной обработки результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании и внедрения комплекса педагогических условий для эффективного развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста

Понятие словотворчества и его значение в развитии дошкольника

Словотворчество – появление новых слов в речи ребенка, которое составляет одну из важнейших особенностей речевого развития [43]. Это явление изучалось такими учеными, как Т. Н. Ушакова, Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин.

Факты, собранные А. Н. Гвоздевым, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые слова наблюдаются в речи очень многих детей. Другие же встречаются только у данного конкретного ребенка [11].

По мнению С. Н. Цейтлин, потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. При дефиците речевого опыта словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи [45].


Т. Н. Ушакова считает, что словотворчество – явление детской речи, которое состоит в том, что в ходе повседневного общения или игры дети спонтанно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих и тем самым не может быть имитационно усвоена ребенком. По её наблюдениям в ходе исследовательской деятельности выделены три основных принципа, по которым дети образуют новые слова. Это слова-осколки, т.е. часть какого-нибудь слова ребёнок использует как целое. Во втором же случае, идёт прибавление к корню слова

«чужого» окончания и суффикса, что является очень распространённым способом в детском словотворчестве. Новые глаголы дети образуют с помощью присоединения «чужих приставок». Например: взрослые произносят – налить, набрать, а дети говорят – «набулькать», «напирожить». И третий принцип создания новых слов детьми, где слово составляется из двух (ворунишка – вор+врунишка, паукан – паук+таракан) [42].

Дошкольники в основном пользуются морфологическим способом. Для того чтобы образовать слово, ребёнок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание). В психологической и психолингвистической литературе детское словотворчество связывается со словообразованием. Так, словообразование, наряду с процессами словоизменения, Д. Б. Эльконин называет «основной пружиной развития речи», стимулирующей овладение языком «как реальной, предметной действительностью и вместе с тем той реальной практикой, в ходе которой происходит это овладение» [49, с. 127].

В методике развития речи и обучения родному языку дошкольников В. И. Яшина описывает детское словотворчество как наиболее яркое проявление процесса формирования правил и обобщений. Она считает, что «словоторчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. С одной стороны, ребёнок образовывает новое слово, с другой – правильно изменяет его» [2, с. 165].

По мнению С. Н. Цейтлин, ребёнок, не находя нужного слова в своём не очень обширном лексиконе, чаще всего прибегает к конструированию производного слова [46].

Следовательно, по мнению этих учёных, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. Ребёнок придумывает новые слова по образцу, который раньше усвоен или только что услышан, но этот образец всегда есть.


Однако стоит отметить, что такое словотворчество свойственно младшему дошкольному возрасту, так как у малышей пока ещё бедный словарный запас. В. И. Яшина считает, что существенной особенностью детей этого возраста является искажение звуковой и морфологической структуры слов-наименований; отсутствие правильного названия предметов; мышление конкретно, образно [2].

С другой стороны, исходным для понимания сущности словесного творчества является понятие «творчество». По определению А. Л. Венгера, творчество – это деятельность, в результате которой человек создаёт что-то новое, оригинальное, проявляет воображение, реализует свой замысел, самостоятельно находит средства для его воплощения. Творчество представляет общественную ценность и даёт совершенно новую продукцию, открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир и способствуют проявлению творческих качеств личности [8].

А. Л. Венгер отмечает, что детское творчество – это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий мир, создает нечто новое для других и для себя [8].

К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Он говорил, что детская речь изумительна, забавна и изобретательна [48].

Становление творческой деятельности детей традиционно рассматривается психологами в связи с развитием воображения. Само же понятие «воображение» по мнению О. М. Дьяченко – это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [16].

По мнению Л. С. Выготского, воображение начинает развиваться в игре, а затем продолжает свое развитие в других видах деятельности: в конструктивной, изобразительной, литературно-художественной [9].

А. В. Запорожец считал, что проявлению творчества способствует образность мышления дошкольника. Она обеспечивает свежесть, нешаблонность детского восприятия мира, способствует развитию воображения и фантазии, что очень важно для развития словесного творчества. В своих работах он подчеркивал, что образный характер детского мышления надо рассматривать как достоинство и развивать его именно в дошкольном возрасте [18].

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью говорить о том, что в детском словотворчестве имеют место мышление и воображение, с помощью которого проявляется оригинальность детской речи. Именно в старшем дошкольном возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи, мышления, воображения, однако для этого нужна развивающая работа. Ведь словесное творчество – процесс сложный, связанный с общим развитием ребенка.


Взаимосвязи речевого творчества и умственного развития посвящена статья А. Г. Арушановой, в которой автор отмечает, что, «овладевая языком, ребенок усваивает устойчивые традиции родного языка, и учится речетворчеству, что отражает закономерность развития языка как явления социального» [38, с.45-51].

По мнению О. С. Ушаковой, «словесное творчество – продуктивная деятельность детей, которая появляется посредством ознакомления с произведениями искусства и впечатлений от окружающей жизни и, выражающуюся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов и т.п. Словотворчество формируется на основе полноценного восприятия литературных произведений. Само же восприятие развивается в творческой деятельности, в способности и умениях, которые лежат в основе эстетического восприятия литературных произведений, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) и могут быть использованы в словесном творчестве только тогда, когда у ребенка полноценно развит поэтический слух (способность не только улавливать выразительные средства художественной речи, но и в какой-то мере осознавать их)» [40, с. 43].

По мнению О. С. Ушаковой, «поэтический слух связывает восприятие литературных произведений и словесное творчество. Его развитие помогает ребенку использовать полученные навыки и умения в самостоятельной деятельности – в словесном творчестве. В этой деятельности ребенок видит живое слово в действии, учится чувствовать и понимать слово в контексте» [34, с.43].

О. С. Ушакова определяет «поэтический слух, как способность чувствовать выразительные средства художественной речи, различать жанры, понимать их особенности, а также умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения» [34, с.44]. Она предлагает развивать поэтический слух путем выполнения творческих заданий: придумывание сравнений, эпитетов, подбор синонимов, антонимов, рифм к заданному слову.

В своей статье «Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве» Н. А. Гавриш также как и О. С. Ушакова отмечает, что словесное творчество – важнейший компонент художественно-речевой деятельности, который связан с восприятием, воспроизведением, исполнительской деятельностью. Автор считает, что словотворчество как один из видов творческой деятельности заключается в составлении разных типов связных высказываний, в которых ребенок отражает свои чувства, представления, впечатления, воображаемые образы, навеянные художественными произведениями и восприятием окружающего мира [10, с. 17-21].