Файл: Словотворчество в дошкольном возрасте (возрастные и индивидуальные особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С детьми контрольной группы не проводилась целенаправленная работа, и результаты контрольного эксперимента показали, что уровень развития словотворчества у них изменился незначительно.

Контрольный этап эксперимента выявил следующие результаты: в экспериментальной группе детей с низким уровнем развития словесного творчества по окончании эксперимента стало меньше на 19%, детей со средним уровнем стало меньше на 4%. Детей с высоким уровнем развития словесного творчества в экспериментальной группе стало больше на 23%.

Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего этапов эксперимента показал, что уровень развития словотворчества у детей контрольной группы изменился незначительно, потому что целенаправленная работа с этой группой не проводилась, в то время как у детей экспериментальной группы уровень заметно вырос, что свидетельствует об эффективности проделанной работы.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества и оценка существующих теоретических оснований её решения позволили решить поставленные задачи и сделать выводы.

Исследование основывалось на положениях, описанных в трудах Н. А. Рыбникова, А. Н. Гвоздева, С. Н. Цейтлин, Т. Н. Ушаковой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, О. С. Ушаковой, Л. С. Выготского, Е. А. Флериной, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной. Учёные отмечают, что словесное творчество является уникальным видом творческой деятельности ребёнка и составляет одну из важнейших особенностей речевого развития.

По мнению одних учёных, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Другие же учёные считают, что словесное творчество проявляется посредством художественной литературы, ознакомления с произведениями искусства и впечатлений от окружающей жизни и, выражающуюся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов и т.п. Именно в старшем дошкольном возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи, мышления, воображения, с помощью которых проявляется оригинальность детской речи.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества у старших дошкольников позволил сделать вывод, что для его развития необходимы педагогические условия, способствующие этому творчеству: развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности); обогащение словаря; использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.


Для проведения констатирующего эксперимента была подобрана методика по выявлению понимания ребёнком смысловых оттенков слова (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) [39].

Полученные результаты показали, что большинство детей обеих экспериментальных групп затруднялись объяснить смысловые оттенки прилагательных; глаголов, образованных от разных приставок; переносное значение словосочетаний; редко использовали синонимы, антонимы и обобщающие слова. Из этого следовало, что уровень развития словесного творчества не достаточен и требуется развивающая работа.

На формирующем этапе педагогического эксперимента была реализована серия образовательных мероприятий и созданы педагогические условия для развития у детей поэтического слуха (умения воспринимать художественное слово и использовать его в собственной словесной деятельности); использовались нетрадиционные методы развития словотворчества – составление загадок, синквейнов, лимериков.

В ходе реализации серии образовательных мероприятий, которые включали в себя занятия (организованная образовательная деятельность), совместную игровую деятельность (коллективно и индивидуально), организованную педагогом самостоятельную игровую деятельность детей, было отмечено:

  • у детей появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к окружающей живой действительности, к художественному слову и выразительной речи, дети выражали яркие эмоции при выслушивании своих сверстников;
  • речь детей стала более свободной, развернутой; они научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.
  • дети научились фантазировать, составлять загадки, рассказы; синквейны многих из них отличались богатством воображения, творчеством.

Для определения результатов работы педагогического экспериментального исследования по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент.

Результаты экспериментального исследования позволили сделать вывод, что специально созданные педагогические условия по развитию словотворчества помогли повысить уровень развития этого творчества у детей экспериментальной группы. С детьми контрольной группы не проводилась целенаправленная работа, и результаты показали, что уровень развития словотворчества у них изменился незначительно.

Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в том, что эффективность развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста зависит от специально созданных педагогических условий таких, как развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности); использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества, подтвердилась.


Список использованных источников

  1. Абсалямов, Г. А. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Абсалямова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 46-52.
  2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – с. 272.
  4. Бабушкина, А. А. Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5-9 лет [Текст]: учеб. – метод. пособие / А. А. Бабушкина, О. А. Умнова. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2011. – 320 с.
  5. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: книга для воспитателя детского сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Инфра-М, 2001. – 206 с.
  6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 174 с.
  7. Бугреева, М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову – одно из условий обучения родному языку [Текст] / М. Н. Бугреева // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 2. – С. 22-26.
  8. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 248 с.
  9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк: книга для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1996. – 93с.
  10. Гавриш, Н. В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве [Текст] / Н. В. Гавриш // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 12. – С. 17-21.
  11. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Электронный ресурс]: дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. – Электрон. текстовые данные. М.: КомКнига, 2005. – Режим доступа

http: // www. pedlib.ru/Books/7/0073/index.shtml Tuesday, 12 Dec 2017 17:22:55

  1. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / С. И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112 с.
  2. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – Электрон.текстовые дан. – М.: Астрель, 2005. – 351 с. – Режим доступа http://pedlib.ru/Books/4/0356/index.shtml?from_page=1 Tuesday, 12 Dec 2017 20:35:23
  3. Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для педагогов и родит. [Текст] / Под ред. Л. А. Головчиц. – М.: ГРАФ ПРЕСС, 2013. – 160 с.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Спб.: Питер, 2013. – 464 с.
  5. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 107-115.
  6. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст]: Методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. – М.: 2002. – 128 с.
  7. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником художественного произведения [Текст] / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды. – М.: Директ Медиа. – 1985. – 128с.
  8. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб: Детство – Пресс, 2004. – 192 с.
  9. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Ю. Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160с.
  10. Каталкина, Р. Л. Развитие речи через воображение (у детей 6-7 лет) [Текст] / Р. Л. Каталкина // Воспитатель. – 2008. – № 9. – С.63-68.
  11. Кирьянова, Р. А. Игры со словами для развития речи [Электронный ресурс]: картотека игр для детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов, воспитателей и внимательных родителей / Р. А. Кирьянова. — Электрон. текстовые данные. – СПб. : КАРО, 2010. — 176 c. — 978-5-9925- 0491-0. – Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/19986.html Tuesday, 9 Sept 2017 19:12:34
  12. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах [Текст]: пособие для воспитателей детских садов и специалистов дошк. образования / В. В. Котелевская, Т. Б. Анисимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 256 с.
  13. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
  14. Новиковская, О. А. 100 упражнений для развития речи [Текст]: сборник дидактических игр / О. А. Новиковская. – М.: СПБ, 2010. – 62с.
  15. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. – М.: ИТИ Тихнологии, 1990. – 944 с.
  16. Павлова, А. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 67 с.
  17. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребёнка [Текст]: учеб. пособие. 3-е изд. стер. / С. В. Плотникова. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 224 с.
  18. Подгорных, О. М. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ [Текст]: пособие для воспитателей, студ. высш. учеб. заведений / О. М. Подгорных. – Волгоград: Учитель, 2015. – 123 с.
  19. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст] / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.
  20. Психолингвистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Т. Н. Ушакова. – Электрон. текстовые данные. –М.: Пер Сэ, 2006. – 416 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7421.html Tuesday, 12 Nov 2017 18:42:14
  21. Рыжова, И. Н. Учимся играя [Текст] / И.Н. Рыжова // Дошкольное развитие. – 2004. – № 2. – С. 23-27.
  22. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – М.: 2004. – 59 с.
  23. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
  24. Струнина, Е. М. Основные направления работы по развитию речи дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  25. Танина, Л. В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1999.
  26. Творческие задания «Золотого ключика» [Электронный ресурс] / Авторы и составители Е.В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева. – Электрон. текстовые данные. – Самара: Центр развития образования. 2001. – 101 с. – Режим доступа: http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm Tuesday, 10 Okt 2017 19:25:50
  27. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1988. – с. 197.
  28. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  29. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст]: учебник для пед. вузов / О. С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 256 с.
  30. Ушакова, О. С. Развитие поэтического слуха как средства формирования словесного творчества детей 6 – 7 лет [Текст] / О. С. Ушакова // Художественное творчество в детском саду: сборник статей в пособии для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984.
  31. Ушакова, Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики [Электронный ресурс] / Т. Н. Ушакова. – Электрон. текстовые данные. — М. : Институт психологии РАН, 2011. – 524 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15622.html Tuesday, 11 Nov 2017 15:25:20
  32. Ушакова, Т. Н. Речь. Истоки и принципы развития [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. Н. Ушакова. – Электрон. текстовые данные. – М.: ПерСэ, 2004. – 255 c. – 5-9292-0126-9. – Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/7429.html Tuesday, 11 Nov 2017 18:17:20
  33. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. –

Режим доступа http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok/html Tuesday, 21 Okt 2017 19:15:42

  1. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. Н. Цейтлин. – Электрон. текстовые данные. – М.: Знак, 2009. – 592 c. – Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/15883.html Tuesday, 10 Nov 2017 12:25:34
  2. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000.

– 240 с.

  1. Чистякова, И. А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников [Текст]: картотека игр для детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов, воспитателей / И. А. Чистякова. – СПб: КАРО, 2005.
  2. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст]: книга для родителей / К. И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1995. – 384с.
  3. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384с.
  4. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.

Приложения

Приложение 1

Методика выявления понимания ребёнком смысловых оттенков слова (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина)

Ход обследования

Детям предлагаются 7 заданий, в ходе которых выявляется понимание смысловых оттенков знаменательных слов (имен существительных, глаголов, имен прилагательных), образованных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

Задание 1. Детям последовательно называют слова – имена существительные со значением субъективной оценки (ласкательное, уменьшительности, разной степени экспрессии): мама – мамочка – мамуля; брат – братик – братец; дерево – деревце; заяц – заинька – зайчишка – зайчище; дом – домик – домище и предлагают объяснить, чем они отличаются.

  1. Ребенок правильно объясняет значение всех слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (домик – маленький дом, домище – большой; деревце – это крохотное дерево).
  2. Ребенок затрудняется объяснить слова с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище) и объясняет только два слова.
  3. Ребенок не чувствует ласкательно-одобрительного значения суффиксов.

Задание 2. Детям предлагаются ряды слов, образованных аффиксальным способом, т. е. глаголы с приставками: пере-, под-, из-, воз-, вы-, которые придают словам различные оттенки, уточняющие характер протекания действия и изменяющие значение слова: бежать – подбежать – выбежать; писать – переписать – подписать; играть – выиграть – проиграть; смеяться – засмеяться – высмеять; шел – отошел – вошел.


Выявление понимания детьми смысловых оттенков значений глаголов показывает, что они понимают разлиия в значениях глаголов, зависящих от

разных приставок (подбежать – выбежать, отошел – вошел). Это глаголы движения, близкие детям, потому что двигательная деятельность самого ребенка очень разнообразна.

    1. Ребенок правильно объясняет значение всех слов, даже глагола высмеять (значит смеяться над кем-то), и с глаголами составляет словосочетания и предложения, опираясь на свой жизненный опыт (подбежать к дому – выбежать из дома, выиграть – это хорошо, а проиграть – плохо, выиграть можно в лотерею).
    2. Ребенок затрудняется в объяснении слов с оттенками, изменяющими значение слова, и может объяснить лишь глаголы движения.
    3. Ребенок не понимает различия в значениях глаголов, образованных от разных приставок.

Задание 3. Детям предлагаются ряды имен прилагательных, образованных с помощью суффиксов, которые не меняют лексического значения производного слова, а вносят в него те или иные оттенки: старый – старенький; умный – умнейший; злой – злющий; толстый – толстенный; полный – полноватый. Выполнение этого задания показывает, как старшие дошкольники понимают значение прилагательных, образованных суффиксальным способом.

  1. Ребенок правильно объясняет значение слов, образованных суффиксами -ейш, -ющ, -енн (умнейший – умнее умного, это очень умный, он все-все знает; злющий – злее злого, собака – злая, волк злющий; толстенный – это совсем толстый, толще толстого – это толстенный. Он так много ест, толстенный – это медведь). Такие ответы говорят об образности детского мышления. Это высокий уровень.
  2. Дети затрудняются в определении оттенков значения слов старый и старенький, полный и полноватый.
  3. Ребенок не понимает изменения значения имен прилагательных в зависимости от суффикса.

Задание 4. Детям предлагаются ряды глаголов-синонимов: засмеялись – захихикали; бежать – мчаться; пришли – приплелись; плакать – рыдать; разговаривать – болтать. Выполнение этого задания показывает, насколько ребенок понимает разницу между синонимическими глаголами.

  1. Дети объясняют смысл синонимических пар, отражающих характер движения: бежать – мчаться, пришли – приплелись, и дают ответы типа: мчаться – это очень быстро бежать, мчаться – это быстрее, чем просто бежать, мчится поезд; приплелись – еле-еле пришли, они сильно устали – приплелись. Объясняют смысл всех синонимических пар (даже таких, как засмеялись – захихикали, разговаривать – болтать).
  2. Дети определяют только синонимические пары, отражающие характер движения.
  3. Дети не чувствуют разницу в смысловых значениях слова, не могут точно ее обозначить.