Файл: Словотворчество в дошкольном возрасте (возрастные и индивидуальные особенности).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Задание 5. Дети определяют значение слов, относящихся к величине: большой – огромный, и другие синонимические пары: умный – рассудительный; слабый – беззащитный; старый – дряхлый; робкий – трусливый.
- Дети определяют оттенки значений имен прилагательных оценочного характера и расчленяет эти понятия. Это ответы типа: беззащитный – за себя не может постоять; слабый – он много болеет, у него силы нет; дряхлый – это совсем старый, скоро порвется; умный – он много знает, а рассудительный – рассуждает, читает.
- Оценка носит общий и односторонний характер (хороший – плохой, добрый – злой). Например: умный – это хороший, рассудительный тоже хороший, трусливый – это плохой, дряхлый – это злой; или: рассудительный
- это тот, который судит; беззащитный – никто его не защищает; робкий и трусливый – это одинаково).
- Синонимы-прилагательные представляют трудность для осознания дошкольников, и они затрудняются в дифференциации лексических значений.
Задание 6. В качестве речевого материала даются словосочетания с многозначными глаголами: Дождь озорничал. Лес дремлет. Дом растет. Ручьи бегут. Песня льется.
Инструкция: «Я тебе скажу два слова: дождь озорничал, а ты мне объясни, что значит слово озорничал. Как можно сказать об этом по- другому?» Это задание требует от ребенка осознания смысловой стороны слова, определения его значения в данном словосочетании.
- Задание на выявление понимания переносного значения глаголов в словосочетаниях не вызывает затруднения. Дети с высоким уровнем речевого развития правильно его заменяют и пытаются объяснить смысл переносных глаголов или ищут эквивалентную замену: дом растет – значит строится, становится все выше и выше; дождь озорничал — значит шалил, людей намочил. Это свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте начинается дифференциация значений многозначных глаголов.
- Ребенок заменяет в словосочетании только глагол (дождь льет, лес шумит, песню поют).
- Отдельным дошкольникам переносный смысл глаголов совершенно непонятен, появляется реакция удивления: Как дом растет? Дерево растет, ... цветы, а дом не растет, так не бывает; ...песня не льется, а поется!
Задание 7. Предлагаются словосочетания для выявления переносного значения имен прилагательных: злая зима; колючий ветер; легкий ветерок; золотые руки; золотые волосы.
- Ребенок находит для словосочетаний синонимическую или эквивалентную замену (золотые руки – все умеют делать; колючий ветер – сильный, неприятный, колется, легкий ветерок – чуть прохладный; золотые волосы – блестящие).
- Ребенок может объяснить лишь два словосочетания.
- Ребенок связывает смысл словосочетания лишь с прямым смыслом (золотые руки – они блестят, как золото).
На основе критериев выделены уровни: высокий уровень (18-21б), средний уровень (13-17б) и низкий уровень (0-12б).
Приложение 2
Таблица 1
Протокол результатов изучения уровня развития словотворчества на констатирующем этапе эксперимента (экспериментальная группа)
Экспериментальная группа(А) |
варианты заданий, выраженные в баллах: высокий уровень - 3б, средний уровень – 2б, низкий уровень – 1б |
Общий балл |
|||||||
№ |
Ф.И. ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. |
Саша А. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
12 |
2. |
Катя Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
19 |
3. |
Захар Б. |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
4. |
Матвей В. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
12 |
5. |
Костя Д. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
6. |
Милена Е. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
14 |
7. |
Дарья И. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
19 |
8. |
Эвелина Л. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
15 |
9. |
Софья К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
13 |
10. |
Ангелина К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
13 |
11. |
Вика Ком. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
12. |
Вика Кос. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
13. |
Андрей К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
18 |
14. |
Артём К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
12 |
15. |
Настя М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
20 |
16. |
Полина М. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
16 |
17. |
Андрей О. |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
18. |
Валерия П. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
14 |
19. |
Илья Р. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
12 |
20. |
Валерия У. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
20 |
21. |
Роман Ф. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
16 |
22. |
Артём Х. |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
11 |
23. |
Вера Ц. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
13 |
24. |
Виктория Ч. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
25. |
Максим Ш. |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
26. |
Анна Щ. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
20 |
Таблица 2
Протокол результатов изучения уровня развития словотворчества на констатирующем этапе эксперимента (контрольная группа)
Контрольная группа (Б) |
варианты заданий, выраженные в баллах: высокий уровень - 3б, средний уровень – 2б, низкий уровень – 1б |
Общий балл |
|||||||
№ |
Ф.И. ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. |
Аня Б. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
10 |
2. |
Ангелина Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
19 |
3. |
Андрей И. |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
4. |
Софья К. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
13 |
5. |
Алиса К. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
18 |
6. |
Захар К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
14 |
7. |
Иван Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
19 |
8. |
Матвей С. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
15 |
9. |
Софья С. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
13 |
10. |
Арсений Т. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
10 |
11. |
Степан Л. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
12. |
Ирина М. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
18 |
13. |
Никита М. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
14. |
Василиса М. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
12 |
15. |
Илья Н. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
20 |
16. |
Наташа Н. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
13 |
17. |
Полина П. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
18. |
Марк Р. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
14 |
19. |
Мария С. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
10 |
20. |
Катя с. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
20 |
21. |
Ангелина С. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
16 |
22. |
Артём С. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
13 |
23. |
Милана С. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
13 |
24. |
Мирон Т. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
25. |
Андрей Ф. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
26. |
Денис Ч. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
15 |
Таблица 3
Протокол результатов изучения уровня развития словотворчества на контрольном этапе эксперимента (экспериментальная группа)
Экспериментальная группа(А) |
варианты заданий, выраженные в баллах: высокий уровень – 3б, средний уровень – 2б, низкий уровень – 1б |
Общий балл |
|||||||
№ |
Ф.И. ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. |
Саша А. |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
15 |
2. |
Катя Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
19 |
3. |
Захар Б. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
16 |
4. |
Матвей В. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
17 |
5. |
Костя Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
20 |
6. |
Милена Е. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
17 |
7. |
Дарья И. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
19 |
8. |
Эвелина Л. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
15 |
9. |
Софья К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
13 |
10. |
Ангелина К. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
12 |
11. |
Вика Ком. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
12. |
Вика Кос. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
18 |
13. |
Андрей К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
14. |
Артём К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
19 |
15. |
Настя М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
16. |
Полина М. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
17. |
Андрей О. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
18. |
Валерия П. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
19 |
19. |
Илья Р. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
12 |
20. |
Валерия У. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
20 |
21. |
Роман Ф. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
19 |
22. |
Артём Х. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
13 |
23. |
Вера Ц. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
13 |
24. |
Виктория Ч. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
25. |
Максим Ш. |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
12 |
26. |
Анна Щ. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
18 |
Таблица 4
Протокол результатов изучения уровня развития словотворчества на контрольном этапе эксперимента (контрольная группа)
Контрольная группа (Б) |
варианты заданий, выраженные в баллах: высокий уровень - 3б, средний уровень – 2б, низкий уровень – 1б |
Общий балл |
|||||||
№ |
Ф.И. ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. |
Аня Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
12 |
2. |
Ангелина Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
3. |
Андрей И. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
15 |
4. |
Софья К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
17 |
5. |
Алиса К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
19 |
6. |
Захар К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
7. |
Иван Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
20 |
8. |
Матвей С. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
9. |
Софья С. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
10. |
Арсений Т. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
12 |
11. |
Степан Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
19 |
12. |
Ирина М. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
13. |
Никита М. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
17 |
14. |
Василиса М. |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
15 |
15. |
Илья Н. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
16. |
Наташа Н. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
16 |
17. |
Полина П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
19 |
18. |
Марк Р. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
19. |
Мария С. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
12 |
20. |
Катя с. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
21. |
Ангелина С. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
17 |
22. |
Артём С. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
18 |
23. |
Милана С. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
24. |
Мирон Т. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
25. |
Андрей Ф. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
12 |
26. |
Денис Ч. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
17 |