Файл: Словотворчество в дошкольном возрасте (возрастные и индивидуальные особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 5. Дети определяют значение слов, относящихся к величине: большой – огромный, и другие синонимические пары: умный – рассудительный; слабый – беззащитный; старый – дряхлый; робкий – трусливый.

  1. Дети определяют оттенки значений имен прилагательных оценочного характера и расчленяет эти понятия. Это ответы типа: беззащитный – за себя не может постоять; слабый – он много болеет, у него силы нет; дряхлый – это совсем старый, скоро порвется; умный – он много знает, а рассудительный – рассуждает, читает.
  2. Оценка носит общий и односторонний характер (хороший – плохой, добрый – злой). Например: умный – это хороший, рассудительный тоже хороший, трусливый – это плохой, дряхлый – это злой; или: рассудительный
  • это тот, который судит; беззащитный – никто его не защищает; робкий и трусливый – это одинаково).
  1. Синонимы-прилагательные представляют трудность для осознания дошкольников, и они затрудняются в дифференциации лексических значений.

Задание 6. В качестве речевого материала даются словосочетания с многозначными глаголами: Дождь озорничал. Лес дремлет. Дом растет. Ручьи бегут. Песня льется.

Инструкция: «Я тебе скажу два слова: дождь озорничал, а ты мне объясни, что значит слово озорничал. Как можно сказать об этом по- другому?» Это задание требует от ребенка осознания смысловой стороны слова, определения его значения в данном словосочетании.

  1. Задание на выявление понимания переносного значения глаголов в словосочетаниях не вызывает затруднения. Дети с высоким уровнем речевого развития правильно его заменяют и пытаются объяснить смысл переносных глаголов или ищут эквивалентную замену: дом растет – значит строится, становится все выше и выше; дождь озорничал — значит шалил, людей намочил. Это свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте начинается дифференциация значений многозначных глаголов.
  2. Ребенок заменяет в словосочетании только глагол (дождь льет, лес шумит, песню поют).
  3. Отдельным дошкольникам переносный смысл глаголов совершенно непонятен, появляется реакция удивления: Как дом растет? Дерево растет, ... цветы, а дом не растет, так не бывает; ...песня не льется, а поется!

Задание 7. Предлагаются словосочетания для выявления переносного значения имен прилагательных: злая зима; колючий ветер; легкий ветерок; золотые руки; золотые волосы.

  1. Ребенок находит для словосочетаний синонимическую или эквивалентную замену (золотые руки – все умеют делать; колючий ветер – сильный, неприятный, колется, легкий ветерок – чуть прохладный; золотые волосы – блестящие).
  2. Ребенок может объяснить лишь два словосочетания.
  3. Ребенок связывает смысл словосочетания лишь с прямым смыслом (золотые руки – они блестят, как золото).

На основе критериев выделены уровни: высокий уровень (18-21б), средний уровень (13-17б) и низкий уровень (0-12б).

Приложение 2

Таблица 1

Протокол результатов изучения уровня развития словотворчества на констатирующем этапе эксперимента (экспериментальная группа)

Экспериментальная группа(А)

варианты заданий, выраженные в баллах: высокий уровень - 3б, средний уровень – 2б, низкий уровень – 1б

Общий балл

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

1.

Саша А.

3

2

2

2

1

1

1

12

2.

Катя Б.

3

3

3

3

2

2

3

19

3.

Захар Б.

3

2

2

1

1

1

1

11

4.

Матвей В.

3

2

2

1

2

1

1

12

5.

Костя Д.

3

2

3

2

2

2

2

16

6.

Милена Е.

3

2

2

2

2

1

2

14

7.

Дарья И.

3

3

3

3

2

2

3

19

8.

Эвелина Л.

3

2

3

2

2

1

2

15

9.

Софья К.

3

2

2

2

2

1

1

13

10.

Ангелина К.

3

2

2

2

2

1

1

13

11.

Вика Ком.

3

3

3

2

2

2

2

14

12.

Вика Кос.

3

2

3

2

2

2

2

16

13.

Андрей К.

3

3

3

3

2

2

2

18

14.

Артём К.

3

2

2

2

1

1

1

12

15.

Настя М.

3

3

3

3

2

3

3

20

16.

Полина М.

3

2

2

3

2

2

2

16

17.

Андрей О.

3

1

2

1

1

1

1

10

18.

Валерия П.

3

2

2

2

2

1

2

14

19.

Илья Р.

3

2

2

2

1

1

1

12

20.

Валерия У.

3

3

3

3

2

3

3

20

21.

Роман Ф.

3

2

2

3

2

2

2

16

22.

Артём Х.

3

1

2

1

2

1

1

11

23.

Вера Ц.

3

2

2

2

1

1

2

13

24.

Виктория Ч.

3

2

2

2

2

2

2

15

25.

Максим Ш.

3

2

2

1

1

1

1

11

26.

Анна Щ.

3

3

3

3

2

3

2

20


Таблица 2

Протокол результатов изучения уровня развития словотворчества на констатирующем этапе эксперимента (контрольная группа)

Контрольная группа (Б)

варианты заданий, выраженные в баллах: высокий уровень - 3б, средний уровень – 2б, низкий уровень – 1б

Общий балл

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

1.

Аня Б.

2

2

1

2

1

1

1

10

2.

Ангелина Г.

3

3

3

3

2

2

3

19

3.

Андрей И.

3

2

2

1

1

1

1

11

4.

Софья К.

3

2

2

1

2

2

1

13

5.

Алиса К.

3

2

3

3

2

3

2

18

6.

Захар К.

3

2

2

2

2

1

2

14

7.

Иван Г.

3

3

3

3

2

2

3

19

8.

Матвей С.

3

2

3

2

2

1

2

15

9.

Софья С.

3

2

2

2

2

1

1

13

10.

Арсений Т.

2

2

1

1

2

1

1

10

11.

Степан Л.

3

3

3

2

2

2

2

14

12.

Ирина М.

3

2

3

2

3

3

2

18

13.

Никита М.

3

3

2

2

2

2

2

16

14.

Василиса М.

3

2

2

2

1

1

1

12

15.

Илья Н.

3

3

3

3

2

3

3

20

16.

Наташа Н.

3

2

2

1

2

1

2

13

17.

Полина П.

3

3

2

2

2

2

2

16

18.

Марк Р.

3

2

2

2

2

1

2

14

19.

Мария С.

2

2

1

2

1

1

1

10

20.

Катя с.

3

3

3

3

2

3

3

20

21.

Ангелина С.

3

2

2

3

2

2

2

16

22.

Артём С.

3

2

2

1

2

2

1

13

23.

Милана С.

3

2

2

2

1

1

2

13

24.

Мирон Т.

3

3

2

3

3

3

3

20

25.

Андрей Ф.

2

1

2

1

1

1

1

9

26.

Денис Ч.

3

2

3

2

2

1

2

15


Таблица 3

Протокол результатов изучения уровня развития словотворчества на контрольном этапе эксперимента (экспериментальная группа)

Экспериментальная группа(А)

варианты заданий, выраженные в баллах: высокий уровень – 3б, средний уровень – 2б, низкий уровень – 1б

Общий балл

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

1.

Саша А.

3

2

3

2

1

2

2

15

2.

Катя Б.

3

3

3

3

2

2

3

19

3.

Захар Б.

3

2

2

2

3

2

2

16

4.

Матвей В.

3

3

2

3

2

2

2

17

5.

Костя Д.

3

3

3

3

2

3

3

20

6.

Милена Е.

3

3

2

2

3

2

2

17

7.

Дарья И.

3

3

3

3

2

2

3

19

8.

Эвелина Л.

3

2

3

2

2

1

2

15

9.

Софья К.

3

2

2

2

2

1

1

13

10.

Ангелина К.

2

2

2

1

2

2

1

12

11.

Вика Ком.

3

3

3

2

2

2

2

17

12.

Вика Кос.

3

2

3

2

3

3

2

18

13.

Андрей К.

3

3

2

2

2

2

2

16

14.

Артём К.

3

3

2

3

3

3

2

19

15.

Настя М.

3

3

3

3

3

3

3

21

16.

Полина М.

3

3

2

3

3

3

3

20

17.

Андрей О.

3

3

2

2

2

2

2

16

18.

Валерия П.

3

3

3

2

2

3

3

19

19.

Илья Р.

3

2

2

2

1

1

1

12

20.

Валерия У.

3

3

3

3

2

3

3

20

21.

Роман Ф.

3

3

3

3

2

3

2

19

22.

Артём Х.

3

2

2

1

2

2

1

13

23.

Вера Ц.

3

2

2

2

1

1

2

13

24.

Виктория Ч.

3

3

2

3

3

3

3

20

25.

Максим Ш.

3

2

2

1

1

2

1

12

26.

Анна Щ.

3

3

3

2

2

2

3

18


Таблица 4

Протокол результатов изучения уровня развития словотворчества на контрольном этапе эксперимента (контрольная группа)

Контрольная группа (Б)

варианты заданий, выраженные в баллах: высокий уровень - 3б, средний уровень – 2б, низкий уровень – 1б

Общий балл

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

1.

Аня Б.

2

2

2

2

1

2

1

12

2.

Ангелина Г.

3

3

3

3

3

3

3

21

3.

Андрей И.

3

3

2

2

2

2

1

15

4.

Софья К.

3

3

2

2

3

2

2

17

5.

Алиса К.

3

3

3

3

3

2

2

19

6.

Захар К.

3

3

2

2

2

2

2

16

7.

Иван Г.

3

3

3

3

3

3

2

20

8.

Матвей С.

3

3

3

2

2

2

2

17

9.

Софья С.

3

3

2

2

2

2

2

16

10.

Арсений Т.

3

2

2

1

2

1

1

12

11.

Степан Л.

3

3

3

3

3

2

2

19

12.

Ирина М.

3

2

3

3

3

3

3

20

13.

Никита М.

3

3

2

3

2

2

2

17

14.

Василиса М.

3

3

2

2

1

2

2

15

15.

Илья Н.

3

3

3

3

3

3

3

21

16.

Наташа Н.

3

2

2

2

3

2

2

16

17.

Полина П.

3

2

2

3

3

3

3

19

18.

Марк Р.

3

3

3

2

2

2

2

17

19.

Мария С.

3

2

2

1

2

1

1

12

20.

Катя с.

3

3

3

3

3

3

3

21

21.

Ангелина С.

3

3

2

3

2

2

2

17

22.

Артём С.

3

2

3

3

3

2

2

18

23.

Милана С.

3

2

3

2

2

2

2

16

24.

Мирон Т.

3

3

3

3

3

3

3

21

25.

Андрей Ф.

2

2

2

2

2

1

1

12

26.

Денис Ч.

3

2

3

3

2

2

2

17