Файл: Словотворчество в дошкольном возрасте (возрастные и индивидуальные особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы развития словесного творчества и влияния на него художественной литературы описаны и в работах А. Е. Шибицкой, которая разработала ряд методических приемов поэтапного обучения детей 6-7 лет способам творческой словесной деятельности на материале русских народных сказок [2].

По мнению Н. А. Ветлугиной, словотворчеству способствует развитие детского художественного творчества, в котором она выделяет три этапа.

На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего, т.е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно, а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы [50].

Также, Н. А. Ветлугина считает, что в развитии восприятия у детей особую роль играет искусство, которое помогает им острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащает мир душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов. [50].

Второй этап – сам процесс детского творчества. Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога – помочь ему в этом.

Третий этап – завершающий, который характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольника становятся еще полнее, если он убеждаются в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом [50].

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Е. А. Флерина, Э. П. Короткова, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова) [2].


Е. А. Флёрина отмечает, что литературное произведение дает ребенку готовые языковые формы, словесные характеристики образов, определения, которыми он впоследствии оперирует [34].

Таким образом, несмотря на то, что полного единства в научных взглядах на природу и механизмы детского словообразования и словотворчества на сегодняшний день не достигнуто, тем не менее, все исследователи без исключения подчёркивают огромную значимость словесного творчеств, которое по мнению учёных, психологов, психолингвистов, является одним из ярких показателей творческого развития. При нормальном речевом развитии ребёнка и специальных педагогических условиях образования, его словарь увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении. Одновременно с этим у детей постепенно формируется навык словообразования, который тесно связан со словотворчеством.

Поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития этой способности нет сомнения, однако должна быть помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе.

Особенности развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте одной из задач развития речи становится выявление и развитие индивидуальных способностей детей в речевой деятельности. Эта задача связана с развитием речевого творчества детей в разных формах речи: в построении диалога, придумывании творческих рассказов, детском сочинительстве, коллективном обсуждении игрового сюжета и т.д. [15].

В этом возрасте дети проявляют большой интерес к самостоятельному сочинению, у них бурно развивается воображение, появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу [50].

Так, в процессе сочинения сказки ребёнок самостоятельно отбирает и комбинирует события из личного опыта и литературного опыта или, используя творческое воображение, создаёт собственные замысловатые образы героев, событий, выстраивает сюжетную линию. Богатство освоенных средств выразительности позволяет выбирать и рационально сочетать их при оформлении и презентации своего рассказа, сказки, загадки. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, воображения [15].


Реализуя систему словарной работы в старшем дошкольном возрасте, воспитатель решает все задачи по обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов, обучению умению понимать язык художественной литературы, что является важным аспектом для словотворчества старших дошкольников.

Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах Л. А. Пеньевской, Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной [2].

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников О. С. Ушаковой [41], Е. М. Струниной [35] и других. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Так, у старших дошкольников пополняется словарный запас за счёт включения в него слов, обозначающих не только сами свойства и качества, но и названия обследовательских действий, которые позволяют их определить. Дети знакомятся со средствами языковой выразительности: метафорой, образным сравнением, олицетворением. Наиболее успешно это осуществляется в процессе отгадывания и сочинения детьми загадок [2].

Дети старшей группы закрепляют полученные в среднем дошкольном возрасте знания и умения. Они охотно играют в уже знакомые игры не только на занятиях, но и во время, отведенное для самостоятельной деятельности. Драматизируя знакомые литературные произведения (народные сказки «Рукавичка», «Теремок», сказка В. Сутеева «Под грибом» и др.), дети используют в речи образные мотивированные слова и изобра- жают в движениях их смысл (кабан-клыкан, лягушка-попрыгушка, зайчик- побегайчик). Дети охотно драматизируют собственные сочинения («Кто поселился в рукавичке?», «Кто приютился под грибом?», «Лесное метро»), придумывая по аналогии названия сказочных персонажей, остановок волшебного транспорта, небывалых городов.


Однако, практика показывает, что после возраста 5 лет у детей происходит спад в словотворчестве. К. И.Чуковский связывал это явление со снижением природной чувствительности к языку, потерей лингвистической гениальности [48].

А. Н. Гвоздев связывал это явление со стремлением дошкольника говорить так, как говорят взрослые, желанием освоить грамматические нормы языка [11].

С одной стороны, в старшем дошкольном возрасте у ребят формируется тонкая наблюдательность, чуткость к выразительным средствам языка. Это делает речь более точной, а порой и образной. Этим объясняется, почему внешние проявления словотворчества становятся менее редкими, менее заметными. Однако за снижением интенсивности словотворчества нередко кроется и другая причина – отсутствие внимания и поддержки со стороны взрослого, духа игры, шутки, фантазирования. Здесь многое зависит от воспитателя.

С другой стороны, в этом возрасте у детей появляется критическое отношение к себе и своим грамматическим ошибкам. Поэтому в обычной обстановке ребята начинают стесняться своих языковых экспериментов. Однако, как считала А. Г. Арушанова, в случае, когда перед детьми ставятся коммуникативные задачи, решение которых связано с поиском нового, незнакомого слова, поисковая активность старших дошкольников оказыва- ется высокой. Это создает предпосылки для овладения словотворчеством как средством художественной выразительности [38].

Старший дошкольник учится быть критичным к своей и чужой речи, говорит точно, грамматически правильно. Но это не значит, что ему словотворчество уже не нужно или что он совсем растерял свою былую

«лингвистическую одаренность». В том и состоит суть детского словотворчества, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и даже при необходимости самому их создавать. А такая необходимость всегда существует, поскольку человек в своей деятельности постоянно создает и открывает новые объекты и явления, которым присваиваются новые имена.

Практика показывает, что ребенок к началу школьного обучения практически владеет всеми формами и значениями слов, которые существуют в языке, но это находится на уровне неосознанного. Ребенок понимает грамматические значения отдельных морфем слова, оперирует ими и использует при создании своих новых слов в период словотворчества на основе чувства языка. Языковое чутье к началу школьного обучения не исчезает, а протекает в более скрытых формах.


Таким образом, изучив особенности формирования детского словесного творчества, можно сделать вывод, что для развития словотворчества необходимы педагогические условия, благоприятствующие этому творчеству.

Методика развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста

Под методикой обычно понимают совокупность методов и средств осуществления педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания.

По мнению педагогов – О. В. Акуловой, Е. И. Тихеевой, Л. М. Гурович О. С. Ушаковой, А. Е. Шибицкой, словесное творчество дошкольников может проявляться в словотворчестве; сочинении стихотворений; сочинении собственных рассказов и сказок; творческих пересказах; придумывании загадок, небылиц [34].

В формировании словесного творчества особое значение имеет понимание его особенностей, а также роли педагога в этом процессе.

Существуют традиционные методы развития словотворчества и нетрадиционные. К традиционным методам, прежде всего, можно отнести словарную работу, которая проводится с дошкольниками, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности владения словарём. Словарная работа осуществляется по принципам, которые определяют её характер, содержание, формы организации, методы и приёмы. К таким принципам относят:

  • единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; опора на активное и действенное познание окружающего мира;
  • связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
  • использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
  • решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;
  • раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие) [2, с.107].

О.С. Ушакова выделила две группы методов словарной работы: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны [40].