Файл: Словотворчество в дошкольном возрасте (возрастные и индивидуальные особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Словарь старших дошкольников обогащается посредством словесных дидактических игр, с помощью которых они учатся отгадывать предметы по описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют.

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались такими исследователями, как А. П. Усова [34], З. М. Богуславская [5], А. И. Сорокина [2], А. К. Бондаренко [6]. Некоторые из них считают дидактическую игру средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы.

А. И. Сорокина определяет дидактическую игру как познавательную, направленную на расширение, систематизацию представлений детей об окружающем мире, способствующую развитию познавательных способностей [2].

В создании современной системы дидактических игр велика роль Е. И. Тихеевой, которая разработалала ряд игр для знакомства с окружающим миром и развития речи. Игры Е. И. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Она утверждает, что речь – неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру [34].

Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Причем эффект усвоения слова может быть усилен, если в дальнейшей работе оно будет использовано в разных видах речевой деятельности детей, в том числе словесном творчестве.

При обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста используются разные виды творческих сочинений: придумывание продолжения и завершения рассказа, начало которого сообщает воспитатель; придумывание рассказа, сказки по плану воспитателя; придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана); придумывание рассказа, сказки на самостоятельно выбранную тему; придумывание рассказов, сказок по литературному образцу [34].

В методике развития речи детей В. И. Яшиной и М. М. Алексеевой описаны следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем мире с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах; лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста) [50].


Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются прибаутки, поговорки, пословицы, загадки, которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством для речевого развития. Ценность метода по загадыванию и отгадыванию загадок состоит в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки, как и другие малые формы фольклора, помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка [2].

Чтение художественной литературы, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о поведении и поступках детей и взрослых, о труде людей, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (олицетворения, аллегория, диалог, повторы), привлекают художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Поэтому необходимо развивать у старших дошкольников поэтический слух. По мнению О. С. Ушаковой, поэтический слух связывает восприятие литературных произведений и словесное творчество. Его развитие помогает ребенку использовать полученные навыки и умения в самостоятельной деятельности – в словесном творчестве. В этой деятельности ребенок видит живое слово в действии, учится чувствовать и понимать слово в контексте.

Под поэтическим слухом О. С. Ушакова понимает «способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием литературного произведения» [34, с.43].

При отсутствии развитого поэтического слуха словесное творчество детей подражательно и малохудожественно. Стихийное формирование поэтического слуха, происходящее без педагогического руководства (главным образом на основе восприятия художественных произведений) не будет полноценным, так как ребенок не сможет сам понять особенности художественной речи, ее выразительных средств. О. С. Ушакова рекомендует развивать поэтический слух путем выполнения творческих заданий: придумывание сравнений, эпитетов, подбор синонимов, антонимов, рифм к заданному слову и пр. [41].

Для развития поэтического слуха ребенка О. С. Ушакова предлагает использовать следующие методы: знакомство детей с произведениями искусства (как авторскими, так и народными), чтобы ярче представить и почувствовать образный язык сказок, рассказов, загадок; использование словесных игр и упражнений, чтобы расширять знания детей о художественном слове; привлечение детей к творческим заданиям – придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д. [34].


Специальные речевые игры и упражнения с грамматическим содержанием, организуемые в детском саду, принесут пользу лишь в том случае, если опираются на опыт детей, их знания и представления об окружающем. Круг таких знаний определен программой воспитания и обучения в детском саду [50].

По мнению А. Г. Арушановой, в этом возрасте разумно сочетать разные виды деятельности: обучение на занятии, которое уже во многом приближается к школьному, и речетворчество в ролевой игре, игре- драматизации, художественной речевой деятельности. [3]

К нетрадиционным методам развития словесного творчества относят: составление загадок с применением ТРИЗ-технология, составление нерифмованного стихотворения – синквейн, сочинение пятистрочных стихов

  • лимериков. Синквейн является простым игровым приёмом. Он развивает творческие способности, активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с введением в действие ФГОС ДО.

Выводы по главе 1

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества показал, что дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека. В данном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Словесное творчество является уникальным видом творческой деятельности ребёнка и составляет одну из важнейших особенностей речевого развития.

По мнению одних учёных, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Другие же учёные считают, что словесное творчество проявляется посредством художественной литературы, ознакомления с произведениями искусства и впечатлений от окружающей жизни и, выражающуюся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов и т.п. Именно в старшем дошкольном возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи, мышления, воображения, с помощью которых проявляется оригинальность детской речи.

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств.


Однако, практика показывает, что после возраста 5 лет у детей происходит спад в словотворчестве. Это явление связано со стремлением дошкольника говорить так, как говорят взрослые, желанием освоить грамматические нормы языка. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется критическое отношение к себе и своим грамматическим ошибкам. Поэтому в обычной обстановке ребята начинают стесняться своих языковых экспериментов.

Таким образом, изучив особенности формирования детского словесного творчества, сделан вывод, что для его развития необходимы педагогические условия, благоприятствующие этому творчеству: развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности); обогащение словаря; использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.

Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста

Выявление уровня развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования: выявить уровень развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Подобрать методику по выявлению уровня развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Провести диагностику по выявлению уровня развития словотворчества в экспериментальной и контрольной группах.
  3. Проанализировать и оформить полученные результаты исследования.

В эксперименте участвовали 52 ребёнка в возрасте 6-7 лет, из числа которых были сформированы две группы по 26 детей.

Для проведения констатирующего эксперимента была подобрана методика по выявлению понимания ребёнком смысловых оттенков слова (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) [39] (Приложение 1). Данная диагностика проводилась в форме беседы индивидуально с каждым ребёнком, в ходе которой была предложена серия заданий. Протоколы результатов изучения уровней развития словотворчества обеих групп представлены в Приложении 2 (таблицы – 1,2,3,4).


Ответы детей оценивались на основе критериев: умение дошкольников объяснять значение всех слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; понимание смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффексальным способом и умение составлять с ними словосочетания и предложения, опираясь на свой жизненный опыт; умение объяснять значение слов, образованных суффиксами -ейш, -ющ, -енн («умнейший – умнее умного», «это очень умный» и т.д.); понимание разницы между синонимическими глаголами; понимание и умение объяснить переносное значение глаголов и прилагательных.

На основе критериев были определены уровни понимания детьми смысловой стороны слова:

  • высокий уровень (18-21б): ребёнок правильно объясняет значение всех слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; понимает смысловые оттенки значений глаголов, образованных аффексальным способом и составляет с ними словосочетания и предложения, опираясь на свой жизненный опыт; правильно объясняет значение слов, образованных суффиксами -ейш, -ющ, -енн («умнейший – умнее умного», «это очень умный» и т.д.); понимает разницу между синонимическими глаголами; понимает и объясняет переносное значение глаголов и прилагательных;
  • средний уровень (13-17б): ребёнок затрудняется объяснить слова с пренебрежительным или ироническим оттенком; затрудняется в объяснении слов с оттенками, изменяющими значение слова и может объяснить лишь глаголы движения; определяет только синонимические пары, отражающие характер движения; понимание оттенков значений синонимов- прилагательных носит общий и односторонний характер (хороший-плохой, добрый-злой); понимание переносного значения глаголов и прилагательных вызывает затруднения;
  • низкий уровень (0-12б): ребёнок не чувствует ласкательно- одобрительного значения суффиксов; не понимает различия в значениях глаголов, образованных от разных приставок; не понимает изменения значения прилагательных в зависимости от суффикса; не чувствуют разницу в смысловых значениях слова, не может точно её обозначить; синонимы- прилагательные представляют трудность для осознания; при понимании переносного значения глаголов и прилагательных связывает смысл словосочетания лишь с прямым смыслом (например: золотые руки).

В ходе проведения диагностики по выявлению понимания смысловой стороны слова было отмечено, что при выполнении первого задания дети

обеих групп не испытывали трудностей в объяснении значения всех слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. При выполнении второго задания большинство детей затруднялись объяснить смысловой оттенок значений глаголов, образованных от разных приставок.