Файл: Словотворчество в дошкольном возрасте (возрастные и индивидуальные особенности).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
Третье задание было направлено на понимание детьми смысловых оттенков значений прилагательных. Здесь, дети затруднялись правильно объяснить значение таких слов, как – «старый» и «старенький», «полный» и
«полноватый», т.е. не увидели разницу между словами.
В четвёртом задании сложность у детей состояла в понимании оттенков значения синонимов-глаголов, а также в объяснении синонимических пар. Например, некоторые дети не чувствовали разницу в смысловых значениях таких слов, как «пришли – приплелись», «разговаривать – болтать», «плакать
- рыдать», «засмеялись – захихикали», и не смогли точно обозначить эту разницу.
Пятое задание для всех детей обеих групп оказалось более сложным. При определении оттенков значений синонимов-прилагательных таких, как «умный – рассудительный», «слабый – беззащитный», «старый – дряхлый», «робкий – трусливый» и т.п., дети оценивали однозначными словами – плохой и хороший, т.е. умный – это хороший, а дряхлый – это плохой.
Шестое задание выявляло понимание детьми переносного значения глаголов, где в качестве речевого материала назывались словосочетания с многозначными глаголами. Здесь, дети затруднялись объяснить следующие словосочетания: дождь озорничал, лес дремлет, песня льётся, дом растёт. Например, дети объясняли, что песня не льётся, а поётся.
В седьмом задании только 8 детей из обеих групп смогли объяснить переносное значение словосочетаний: злая зима, золотые руки, колючий ветер и т.п. Остальная часть детей объяснили лишь два словосочетания, некоторые связали с прямым смыслом. Протоколы ответов детей представлены в таблицах 1, 2 (Приложение 2).
Таким образом, анализ результатов показал, что в экспериментальной группе 23% детей с высоким уровнем развития словесного творчества, средний уровень наблюдается у 46% детей и низкий у 31%.
В контрольной группе с высоким уровнем развития словесного творчества наблюдается 27% детей, средний уровень у 50%, низкий уровень у 23% детей.
Полученные результаты диагностики по выявлению уровня развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 5 (Приложение 2).
На основе результатов построена гистограмма (рис.1).
Рисунок 1 - Гистограмма уровней развития словесного творчества детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем эксперименте
Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа показал, что у большей части детей обеих групп уровень развития словесного творчества находится на среднем и низком уровне. Уровень развития словесного творчества не достаточен, и требуется развивающая работа. И уровень обеих групп тождественен, поэтому была определена экспериментальная группа для проведения педагогического эксперимента.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Цель: выявить эффективность педагогических условий по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить повторно уровень развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста обеих групп.
- Сравнить результаты экспериментальной и контрольной группы.
- Проанализировать и сравнить результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента, сделать выводы.
На контрольном этапе эксперимента была реализованы задачи по оценке эффективности создания педагогических условий, направленных на развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
В контрольном эксперименте была проведена повторная диагностика детей контрольной и экспериментальной групп для определения уровня словесного творчества, была использована также методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной [39] для выявления уровня развития словотворчества, что и на констатирующем этапе. Данная диагностика проводилась в форме беседы индивидуально с каждым ребёнком, в ходе которой была предложена серия заданий. Ответы детей оценивались на основе тех же критериев (с. 25).
Наблюдения в ходе контрольной диагностики показали, что дети в экспериментальной группе, более активно реагируют на игру-задание, чем дети контрольной группы.
По результатам исследования сделан следующий вывод. Если до проведения формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы слабо проявлялось желание придумывать свои загадки, стихи, сказки, то после использования в группе специально подобранных игр, серии образовательных мероприятий, дети экспериментальной группы показали хорошие результаты в развитии словаря, речи, поэтического слуха, понимании смыслового содержания слов, умении рифмовать, сочинять синквейны, лимерики.
Полученные результаты повторной диагностики по выявлению уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 6 (Приложение 2). На основе этих результатов построена гистограмма на рис. 3. Протоколы ответов детей представлены в таблицах 3, 4 (Приложение 2).
Рисунок 2 - Гистограмма уровней развития словесного творчества детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном эксперименте (%)
Результаты показали, что высокий уровень развития словесного творчества в экспериментальной группе отмечен у 46% детей. Эти дошкольники правильно объясняли значение всех слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами; понимали смысловые оттенки значений глаголов, образованных аффексальным способом и смогли составить с ними словосочетания и предложения, опираясь на свой жизненный опыт; правильно объясняли значение слов, образованных суффиксами –ейш, –ющ, –енн («умнейший – умнее умного», «это очень умный» и т.д.); понимали разницу между синонимическими глаголами; осознавали и объясняли переносное значение глаголов и прилагательных.
Средний уровень выявлен у 42% детей. Эти дети затруднялись объяснить слова с оттенками, изменяющими значение слова и могли истолковать лишь глаголы движения. Понимание детьми оттенков значений синонимов-прилагательных носило общий и односторонний характер
(хороший – плохой, добрый – злой); понимание переносного значения глаголов и прилагательных вызывало у детей затруднения.
С низким уровнем развития словотворчества выявлено 12% детей. Дети испытывали затруднения при объяснении различий в значениях глаголов, образованных от разных приставок. Затруднялись объяснить значения прилагательных, изменённых при помощи суффикса; не чувствовали разницу в смысловых значениях слова, не могли точно её обозначить; синонимы- прилагательные представляли трудность для осознания; переносное значение глаголов и прилагательных связывали лишь с прямым смыслом (например: золотые руки).
Сравнительный анализ результатов показал, что количество детей с низким уровнем развития словесного творчества в экспериментальной группе – на 4% меньше, чем в контрольной группе. Количество детей со средним уровнем развития словесного творчества в экспериментальной группе меньше на 4%, чем в контрольной группе, а количество детей с высоким уровнем – на 8% соответственно выше в экспериментальной группе.
С целью сравнительного анализа результатов изучения развития словесного творчества у детей обеих групп на разных этапах эксперимента была составлена гистограмма (Рис. 3).
Сводные результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов представлены в таблице 7 (Приложение 2).
В экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень развития словесного творчества показали – 8 детей (31%), а на контрольном этапе – 3 человека (12%), разница составила 19% (рисунок 3). Средний уровень развития словесного творчества имели – 12 детей (46%), а на контрольном – 11 детей (42%). Высокий уровень – имели – 6 детей (23%), а на контрольном этапе выявлено у12 детей (46%).
70
46
50
46
46
42
38
31
23
27
23
12
16
ЭГ
(констатирующий этап)
КГ
(констатирующий этап)
ЭГ (контрольный
этап)
эГ (контрольный
зтап)
60
50
40
30
20
10
0
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Рисунок 3 - Гистограмма уровней развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах (на констатирующем и контрольном этапах) (%)
Затем был произведён сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной группе, который показал, детей с низким уровнем развития словесного творчества по окончании эксперимента стало меньше на 19%, детей со средним уровнем стало меньше на 4%. Детей с высоким уровнем развития словесного творчества в экспериментальной группе стало больше на 23%.
Таким образом, на контрольном этапе результаты исследования подтвердили, что эффективность развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста зависит от специально созданных педагогических условий:
- развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности);
- использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.
Вывод по главе 2
Экспериментальное исследование, направленное на выявление эффективности созданных педагогических условий для развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста, проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В ходе констатирующего этапа эксперимента выявлялся уровень развития словесного творчества у старших дошкольников с помощью методики по выявлению понимания ребёнком смысловых оттенков слова в форме беседы, индивидуально с каждым ребёнком, в ходе которой была предложена серия заданий (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) [39].
Результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента показали, что в экспериментальной группе 23% детей с высоким уровнем развития словесного творчества, средний уровень наблюдается у 46% детей и низкий у 31%. В контрольной группе с высоким уровнем развития словесного творчества наблюдается 27% детей, средний уровень у 50%, низкий уровень у 23% детей. Уровень развития словотворчества обеих групп тождественен, в основном преобладает средний и низкий уровень. Поэтому была определена экспериментальная группа для проведения педагогического эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента были созданы педагогические условия: реализована серия образовательных мероприятий для развития у детей поэтического слуха (умения воспринимать художественное слово и использовать его в собственной словесной деятельности), использование нетрадиционных методов развития словотворчества – составление загадок, синквейнов, лимериков.
В ходе реализации серии образовательных мероприятий, которые включали в себя занятия (организованная образовательная деятельность), совместную игровую деятельность (коллективно и индивидуально), организованную педагогом самостоятельную игровую деятельность детей, было отмечено:
- у детей появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к окружающей живой действительности, к художественному слову и выразительной речи, дети выражали яркие эмоции при выслушивании своих сверстников;
- речь детей стала более свободной, развернутой; они перестали бояться высказываться, научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.
- дети научились фантазировать, составлять загадки, рассказы; синквейны многих из них отличались богатством воображения, творчеством.