Файл: Словотворчество в дошкольном возрасте (возрастные и индивидуальные особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третье задание было направлено на понимание детьми смысловых оттенков значений прилагательных. Здесь, дети затруднялись правильно объяснить значение таких слов, как – «старый» и «старенький», «полный» и

«полноватый», т.е. не увидели разницу между словами.

В четвёртом задании сложность у детей состояла в понимании оттенков значения синонимов-глаголов, а также в объяснении синонимических пар. Например, некоторые дети не чувствовали разницу в смысловых значениях таких слов, как «пришли – приплелись», «разговаривать – болтать», «плакать

  • рыдать», «засмеялись – захихикали», и не смогли точно обозначить эту разницу.

Пятое задание для всех детей обеих групп оказалось более сложным. При определении оттенков значений синонимов-прилагательных таких, как «умный – рассудительный», «слабый – беззащитный», «старый – дряхлый», «робкий – трусливый» и т.п., дети оценивали однозначными словами – плохой и хороший, т.е. умный – это хороший, а дряхлый – это плохой.

Шестое задание выявляло понимание детьми переносного значения глаголов, где в качестве речевого материала назывались словосочетания с многозначными глаголами. Здесь, дети затруднялись объяснить следующие словосочетания: дождь озорничал, лес дремлет, песня льётся, дом растёт. Например, дети объясняли, что песня не льётся, а поётся.

В седьмом задании только 8 детей из обеих групп смогли объяснить переносное значение словосочетаний: злая зима, золотые руки, колючий ветер и т.п. Остальная часть детей объяснили лишь два словосочетания, некоторые связали с прямым смыслом. Протоколы ответов детей представлены в таблицах 1, 2 (Приложение 2).

Таким образом, анализ результатов показал, что в экспериментальной группе 23% детей с высоким уровнем развития словесного творчества, средний уровень наблюдается у 46% детей и низкий у 31%.

В контрольной группе с высоким уровнем развития словесного творчества наблюдается 27% детей, средний уровень у 50%, низкий уровень у 23% детей.

Полученные результаты диагностики по выявлению уровня развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 5 (Приложение 2).

На основе результатов построена гистограмма (рис.1).

Рисунок 1 - Гистограмма уровней развития словесного творчества детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем эксперименте

Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа показал, что у большей части детей обеих групп уровень развития словесного творчества находится на среднем и низком уровне. Уровень развития словесного творчества не достаточен, и требуется развивающая работа. И уровень обеих групп тождественен, поэтому была определена экспериментальная группа для проведения педагогического эксперимента.


Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Цель: выявить эффективность педагогических условий по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить повторно уровень развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста обеих групп.
  2. Сравнить результаты экспериментальной и контрольной группы.
  3. Проанализировать и сравнить результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента, сделать выводы.

На контрольном этапе эксперимента была реализованы задачи по оценке эффективности создания педагогических условий, направленных на развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

В контрольном эксперименте была проведена повторная диагностика детей контрольной и экспериментальной групп для определения уровня словесного творчества, была использована также методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной [39] для выявления уровня развития словотворчества, что и на констатирующем этапе. Данная диагностика проводилась в форме беседы индивидуально с каждым ребёнком, в ходе которой была предложена серия заданий. Ответы детей оценивались на основе тех же критериев (с. 25).

Наблюдения в ходе контрольной диагностики показали, что дети в экспериментальной группе, более активно реагируют на игру-задание, чем дети контрольной группы.

По результатам исследования сделан следующий вывод. Если до проведения формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы слабо проявлялось желание придумывать свои загадки, стихи, сказки, то после использования в группе специально подобранных игр, серии образовательных мероприятий, дети экспериментальной группы показали хорошие результаты в развитии словаря, речи, поэтического слуха, понимании смыслового содержания слов, умении рифмовать, сочинять синквейны, лимерики.

Полученные результаты повторной диагностики по выявлению уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 6 (Приложение 2). На основе этих результатов построена гистограмма на рис. 3. Протоколы ответов детей представлены в таблицах 3, 4 (Приложение 2).

Рисунок 2 - Гистограмма уровней развития словесного творчества детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном эксперименте (%)


Результаты показали, что высокий уровень развития словесного творчества в экспериментальной группе отмечен у 46% детей. Эти дошкольники правильно объясняли значение всех слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами; понимали смысловые оттенки значений глаголов, образованных аффексальным способом и смогли составить с ними словосочетания и предложения, опираясь на свой жизненный опыт; правильно объясняли значение слов, образованных суффиксами –ейш, –ющ, –енн («умнейший – умнее умного», «это очень умный» и т.д.); понимали разницу между синонимическими глаголами; осознавали и объясняли переносное значение глаголов и прилагательных.

Средний уровень выявлен у 42% детей. Эти дети затруднялись объяснить слова с оттенками, изменяющими значение слова и могли истолковать лишь глаголы движения. Понимание детьми оттенков значений синонимов-прилагательных носило общий и односторонний характер

(хороший – плохой, добрый – злой); понимание переносного значения глаголов и прилагательных вызывало у детей затруднения.

С низким уровнем развития словотворчества выявлено 12% детей. Дети испытывали затруднения при объяснении различий в значениях глаголов, образованных от разных приставок. Затруднялись объяснить значения прилагательных, изменённых при помощи суффикса; не чувствовали разницу в смысловых значениях слова, не могли точно её обозначить; синонимы- прилагательные представляли трудность для осознания; переносное значение глаголов и прилагательных связывали лишь с прямым смыслом (например: золотые руки).

Сравнительный анализ результатов показал, что количество детей с низким уровнем развития словесного творчества в экспериментальной группе – на 4% меньше, чем в контрольной группе. Количество детей со средним уровнем развития словесного творчества в экспериментальной группе меньше на 4%, чем в контрольной группе, а количество детей с высоким уровнем – на 8% соответственно выше в экспериментальной группе.

С целью сравнительного анализа результатов изучения развития словесного творчества у детей обеих групп на разных этапах эксперимента была составлена гистограмма (Рис. 3).

Сводные результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов представлены в таблице 7 (Приложение 2).

В экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень развития словесного творчества показали – 8 детей (31%), а на контрольном этапе – 3 человека (12%), разница составила 19% (рисунок 3). Средний уровень развития словесного творчества имели – 12 детей (46%), а на контрольном – 11 детей (42%). Высокий уровень – имели – 6 детей (23%), а на контрольном этапе выявлено у12 детей (46%).


70

46

50

46

46

42

38

31

23

27

23

12

16

ЭГ

(констатирующий этап)

КГ

(констатирующий этап)

ЭГ (контрольный

этап)

эГ (контрольный

зтап)

60

50

40

30

20

10

0

высокий уровень средний уровень низкий уровень

Рисунок 3 - Гистограмма уровней развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах (на констатирующем и контрольном этапах) (%)

Затем был произведён сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной группе, который показал, детей с низким уровнем развития словесного творчества по окончании эксперимента стало меньше на 19%, детей со средним уровнем стало меньше на 4%. Детей с высоким уровнем развития словесного творчества в экспериментальной группе стало больше на 23%.


Таким образом, на контрольном этапе результаты исследования подтвердили, что эффективность развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста зависит от специально созданных педагогических условий:

  • развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности);
  • использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.

Вывод по главе 2

Экспериментальное исследование, направленное на выявление эффективности созданных педагогических условий для развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста, проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

В ходе констатирующего этапа эксперимента выявлялся уровень развития словесного творчества у старших дошкольников с помощью методики по выявлению понимания ребёнком смысловых оттенков слова в форме беседы, индивидуально с каждым ребёнком, в ходе которой была предложена серия заданий (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) [39].

Результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента показали, что в экспериментальной группе 23% детей с высоким уровнем развития словесного творчества, средний уровень наблюдается у 46% детей и низкий у 31%. В контрольной группе с высоким уровнем развития словесного творчества наблюдается 27% детей, средний уровень у 50%, низкий уровень у 23% детей. Уровень развития словотворчества обеих групп тождественен, в основном преобладает средний и низкий уровень. Поэтому была определена экспериментальная группа для проведения педагогического эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента были созданы педагогические условия: реализована серия образовательных мероприятий для развития у детей поэтического слуха (умения воспринимать художественное слово и использовать его в собственной словесной деятельности), использование нетрадиционных методов развития словотворчества – составление загадок, синквейнов, лимериков.

В ходе реализации серии образовательных мероприятий, которые включали в себя занятия (организованная образовательная деятельность), совместную игровую деятельность (коллективно и индивидуально), организованную педагогом самостоятельную игровую деятельность детей, было отмечено:

  • у детей появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к окружающей живой действительности, к художественному слову и выразительной речи, дети выражали яркие эмоции при выслушивании своих сверстников;
  • речь детей стала более свободной, развернутой; они перестали бояться высказываться, научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.
  • дети научились фантазировать, составлять загадки, рассказы; синквейны многих из них отличались богатством воображения, творчеством.