Файл: Система органов исполнительной власти РФ (Органы исполнительно власти Российской Федерации: характеристика и понятие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В пределах ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст.77 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) государственная и территориальная целостность РФ;

2) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

3) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

4) единство системы государственной власти;

5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

6) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

7) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

8) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.[6]

Однако в Конституции РФ не предусматривается, какие конкретно органы государственной власти должны быть в субъектах Федерации. Как и республики, края, области и другие субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории.


Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав администраций. В отличие от республик, многие края и области руководствуются не только уставами, но и так называемой схемой управления, которая призвана обеспечить комплексное управление субъектом РФ по всем важнейшим вопросам. Схема включает в себя перечень субъектов и объектов управления, характеристику функций органов исполнительной власти и порядок их взаимоотношений, процедуру принятия решений и т.д.

На третьем этапе становления исполнительной власти в субъектах определяющее влияние оказало принятие 6 октября 1999 г. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»[7]. Гл.3 данного закона была посвящена принципам организации исполнительной власти в субъектах.

Впервые было определено, что устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта также могла устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Данная должность стала выборной. А законодательному органу субъекта была предоставлена возможность выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта, которое влекло за собой его немедленную отставку.


Четвертый этап становления исполнительной власти в субъектах тесно связан с начавшейся в 2003 г. административной реформой. Начало реформе было положено Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 годах».

Приоритетными направлениями указанной административной реформы были:

– ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

– исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

– развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

– организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

– завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.[8]

Данные направления нашли отражение в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в который были внесены изменения, касающиеся порядка формирования исполнительной власти. В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.


Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Выборы высшего должностного лица субъекта фактически заменялись процедурой назначения. Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта. Законодательный же орган субъекта фактически утратил право отправить высшее должностное лицо субъекта в отставку.[9]

Федеральным законом было установлено, что отрешение его от должности возможно только Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Следует отметить, что изменения в порядке формирования исполнительной власти субъектов идут непрерывно. Рассматриваемый Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к 2020 г. был изменен и дополнен более 100 раз. В 2012 г. были вновь возвращены прямые выборы высшего должностного лица в субъекте.

Таким образом, как будет выглядеть структура органов исполнительной власти и окажется ли она более эффективной в выполнении своих функций – покажет время.

1.2 Понятие и характеристика органов исполнительной власти РФ

Научные разработки проблем организации и деятельности исполнительной власти под влиянием перемен в государственном и социальном развитии страны за последнее десятилетие отошли на второй план. А новые исследования в данной области переживают видимый застой. Политизация процессов государственного строительства отодвинула на второй план научные исследования в данной области. Приоритет явно отдан практическому подходу. Конфликт объективных и субъективных условий и факторов в области государственного строительства усиливает кризисное состояние исполнительной власти в Российской Федерации и процессы ее взаимодействия с другими ветвями государственной власти.


Конституция РФ 1993 г в статье 110 определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти ввела понятие «единой системы исполнительной власти», существенно изменила порядок формирования Правительства РФ, изменила подход к определению полномочий Правительства Российской Федерации как единственного органа, осуществляющего исполнительную власть и одновременно предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти[10].

Для концепции развития системы исполнительной власти существенное значение имеет вопрос о понимании самой системы исполнительной власти и условий, влияющих на ее нормальное функционирование. Остановим внимание на некоторых аспектах этого вопроса.

Нормативным основанием для определения системы исполнительной власти в структурном плане является Конституция РФ. Ее статья 5 говорит о «единстве системы государственной власти»; статья 12 – о «системе органов государственной власти»; в п. «г» ст. 71 в числе других ветвей власти сказано о «системе федеральных органов исполнительной власти». В итоге получается, что достаточно полного системно-структурного определения исполнительной власти в Конституции нет. В ст. 77 говорится о единой системе исполнительной власти, образуемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в рамках предметов исключительного ведения Федерации и совместного ведения. В таком же контексте эти подсистемы органов упомянуты и в ст. 78, а в ст. 112 косвенно сказано о структуре органов исполнительной власти. Кроме того, Конституция РФ использует термин «государственный орган». Это ставит проблему соотнесения этих понятий и терминов между собой в целях выработки единого представления об органе исполнительной власти, а также о системе исполнительной власти в целом, об отличии правового статуса органа исполнительной власти от правового статуса органа управления, государственного и негосударственного.

Из конкретных органов исполнительной власти Основной закон выделяет Правительство РФ (ст. 110). Другие органы упомянуты в общей форме - как федеральные органы исполнительной власти, как органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77, 112).

Не вполне решен и вопрос о структурно-функциональном представлении системы исполнительной власти. Он связан с темой разграничения предметов ведения в системе органов исполнительной власти. Статья 11 Конституции РФ говорит о разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти в целом по вертикали системы: между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; статья 10 – о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, выделяя тем самым исполнительную власть в целом в самостоятельную ветвь государственной власти. О разграничении предметов (сфер) ведения на три уровня в функциональном аспекте сказано в ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. На основании этих конституционных норм функционально-предметная область всех органов государственной власти делится на сферу ведения Российской Федерации в целом и сферу совместного ведения, сферу исключительного ведения субъектов РФ. При этом следует еще раз подчеркнуть, что Конституция РФ закрепляет в ст. 78 принцип перераспределения полномочий по вертикали системы. Однако полная чистота системы исполнительной власти в функциональном значении также не достигается, ибо статья 132 Конституция РФ расширяет диапазон выполнения государственных функций на основе передачи полномочий органам местного самоуправления. Тем самым создается достаточно размытое представление о функциональной системе исполнительной власти.