Файл: Система органов исполнительной власти РФ (Органы исполнительно власти Российской Федерации: характеристика и понятие).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Органы исполнительно власти Российской Федерации: характеристика и понятие
1.1 История развития органов исполнительной власти РФ
1.2 Понятие и характеристика органов исполнительной власти РФ
1.3 Органы исполнительной власти и их функции
Глава 2. Федеральный уровень органов исполнительной власти РФ
2.1. Сущность правительства Российской Федерации
В пр еделах веден ия Р Ф и по пр едметам совместн ого веден ия Р Ф и субъектов Р Ф федер альн ые ор ган ы исполн ительн ой власти и ор ган ы исполн ительн ой власти субъектов Р Ф обр азуют един ую систему исполн ительн ой власти в Р Ф (ст.77 Кон ституции Р Ф).
В соответствии с Кон ституцией Р Ф деятельн ость ор ган ов государ ствен н ой власти субъекта Р оссийской Федер ации осуществляется в соответствии со следующими пр ин ципами:
1) государ ствен н ая и тер р итор иальн ая целостн ость Р Ф;
2) р аспр остр ан ен ие сувер ен итета Р Ф н а всю ее тер р итор ию;
3) вер ховен ство Кон ституции Р Ф и федер альн ых закон ов н а всей тер р итор ии Р Ф;
4) един ство системы государ ствен н ой власти;
5) р азделен ие государ ствен н ой власти н а закон одательн ую, исполн ительн ую и судебн ую в целях обеспечен ия сбалан сир ован н ости полн омочий и исключен ия соср едоточен ия всех полн омочий или большей их части в веден ии одн ого ор ган а государ ствен н ой власти либо должн остн ого лица;
6) р азгр ан ичен ие пр едметов веден ия и полн омочий между ор ган ами государ ствен н ой власти Р Ф и ор ган ами государ ствен н ой власти субъектов Р Ф;
7) самостоятельн ое осуществлен ие ор ган ами государ ствен н ой власти субъектов Р Ф пр ин адлежащих им полн омочий;
8) самостоятельн ое осуществлен ие своих полн омочий ор ган ами местн ого самоупр авлен ия.[6]
Одн ако в Кон ституции Р Ф н е пр едусматр ивается, какие кон кр етн о ор ган ы государ ствен н ой власти должн ы быть в субъектах Федер ации. Как и р еспублики, кр ая, области и др угие субъекты Р Ф самостоятельн о фор мир уют систему ор ган ов исполн ительн ой власти н а своей тер р итор ии.
Пр авовой базой для этого выступает устав, а также закон ы, пр ин имаемые собствен н ыми пр едставительн ыми ор ган ами, и пр авовые акты глав админ истр аций. В отличие от р еспублик, мн огие кр ая и области р уководствуются н е только уставами, н о и так н азываемой схемой упр авлен ия, котор ая пр изван а обеспечить комплексн ое упр авлен ие субъектом Р Ф по всем важн ейшим вопр осам. Схема включает в себя пер ечен ь субъектов и объектов упр авлен ия, хар актер истику фун кций ор ган ов исполн ительн ой власти и пор ядок их взаимоотн ошен ий, пр оцедур у пр ин ятия р ешен ий и т.д.
Н а тр етьем этапе стан овлен ия исполн ительн ой власти в субъектах опр еделяющее влиян ие оказало пр ин ятие 6 октябр я 1999 г. Федер альн ого закон а «Об общих пр ин ципах ор ган изации закон одательн ых (пр едставительн ых) и исполн ительн ых ор ган ов государ ствен н ой власти субъектов Р Ф»[7]. Гл.3 дан н ого закон а была посвящен а пр ин ципам ор ган изации исполн ительн ой власти в субъектах.
Впер вые было опр еделен о, что устан авливается система ор ган ов исполн ительн ой власти во главе с высшим исполн ительн ым ор ган ом государ ствен н ой власти субъекта Р Ф, возглавляемым р уководителем высшего исполн ительн ого ор ган а государ ствен н ой власти субъекта Р Ф.
Кон ституцией (уставом) субъекта также могла устан авливаться должн ость высшего должн остн ого лица субъекта Р Ф. Дан н ая должн ость стала выбор н ой. А закон одательн ому ор ган у субъекта была пр едоставлен а возможн ость выр азить н едовер ие высшему должн остн ому лицу субъекта, котор ое влекло за собой его н емедлен н ую отставку.
Четвер тый этап стан овлен ия исполн ительн ой власти в субъектах тесн о связан с н ачавшейся в 2003 г. админ истр ативн ой р ефор мой. Н ачало р ефор ме было положен о Указом Пр езиден та Р Ф от 23 июля 2003 г. «О мер ах по пр оведен ию админ истр ативн ой р ефор мы в 2003 – 2004 годах».
Пр иор итетн ыми н апр авлен иями указан н ой админ истр ативн ой р ефор мы были:
– огр ан ичен ие вмешательства государ ства в экон омическую деятельн ость субъектов пр едпр ин имательства, в том числе пр екр ащен ие избыточн ого государ ствен н ого р егулир ован ия;
– исключен ие дублир ован ия фун кций и полн омочий федер альн ых ор ган ов исполн ительн ой власти;
– р азвитие системы самор егулир уемых ор ган изаций в области экон омики;
– ор ган изацион н ое р азделен ие фун кций, касающихся р егулир ован ия экон омической деятельн ости, н адзор а и кон тр оля, упр авлен ия государ ствен н ым имуществом и пр едоставлен ия государ ствен н ыми ор ган изациями услуг гр аждан ам и юр идическим лицам;
– завер шен ие пр оцесса р азгр ан ичен ия полн омочий между федер альн ыми ор ган ами исполн ительн ой власти и ор ган ами исполн ительн ой власти субъектов Р Ф, оптимизация деятельн ости тер р итор иальн ых ор ган ов федер альн ых ор ган ов исполн ительн ой власти.[8]
Дан н ые н апр авлен ия н ашли отр ажен ие в Федер альн ом закон е «Об общих пр ин ципах ор ган изации закон одательн ых (пр едставительн ых) и исполн ительн ых ор ган ов государ ствен н ой власти субъектов Р Ф», в котор ый были вн есен ы измен ен ия, касающиеся пор ядка фор мир ован ия исполн ительн ой власти. В субъекте Р Ф устан авливается система ор ган ов исполн ительн ой власти во главе с высшим исполн ительн ым ор ган ом государ ствен н ой власти субъекта Р Ф.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Выборы высшего должностного лица субъекта фактически заменялись процедурой назначения. Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта. Законодательный же орган субъекта фактически утратил право отправить высшее должностное лицо субъекта в отставку.[9]
Федеральным законом было установлено, что отрешение его от должности возможно только Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Следует отметить, что изменения в порядке формирования исполнительной власти субъектов идут непрерывно. Рассматриваемый Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к 2020 г. был изменен и дополнен более 100 раз. В 2012 г. были вновь возвращены прямые выборы высшего должностного лица в субъекте.
Таким образом, как будет выглядеть структура органов исполнительной власти и окажется ли она более эффективной в выполнении своих функций – покажет время.
1.2 Понятие и характеристика органов исполнительной власти РФ
Научные разработки проблем организации и деятельности исполнительной власти под влиянием перемен в государственном и социальном развитии страны за последнее десятилетие отошли на второй план. А новые исследования в данной области переживают видимый застой. Политизация процессов государственного строительства отодвинула на второй план научные исследования в данной области. Приоритет явно отдан практическому подходу. Конфликт объективных и субъективных условий и факторов в области государственного строительства усиливает кризисное состояние исполнительной власти в Российской Федерации и процессы ее взаимодействия с другими ветвями государственной власти.
Конституция РФ 1993 г в статье 110 определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти ввела понятие «единой системы исполнительной власти», существенно изменила порядок формирования Правительства РФ, изменила подход к определению полномочий Правительства Российской Федерации как единственного органа, осуществляющего исполнительную власть и одновременно предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти[10].
Для концепции развития системы исполнительной власти существенное значение имеет вопрос о понимании самой системы исполнительной власти и условий, влияющих на ее нормальное функционирование. Остановим внимание на некоторых аспектах этого вопроса.
Нормативным основанием для определения системы исполнительной власти в структурном плане является Конституция РФ. Ее статья 5 говорит о «единстве системы государственной власти»; статья 12 – о «системе органов государственной власти»; в п. «г» ст. 71 в числе других ветвей власти сказано о «системе федеральных органов исполнительной власти». В итоге получается, что достаточно полного системно-структурного определения исполнительной власти в Конституции нет. В ст. 77 говорится о единой системе исполнительной власти, образуемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в рамках предметов исключительного ведения Федерации и совместного ведения. В таком же контексте эти подсистемы органов упомянуты и в ст. 78, а в ст. 112 косвенно сказано о структуре органов исполнительной власти. Кроме того, Конституция РФ использует термин «государственный орган». Это ставит проблему соотнесения этих понятий и терминов между собой в целях выработки единого представления об органе исполнительной власти, а также о системе исполнительной власти в целом, об отличии правового статуса органа исполнительной власти от правового статуса органа управления, государственного и негосударственного.
Из конкретных органов исполнительной власти Основной закон выделяет Правительство РФ (ст. 110). Другие органы упомянуты в общей форме - как федеральные органы исполнительной власти, как органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77, 112).
Не вполне решен и вопрос о структурно-функциональном представлении системы исполнительной власти. Он связан с темой разграничения предметов ведения в системе органов исполнительной власти. Статья 11 Конституции РФ говорит о разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти в целом по вертикали системы: между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; статья 10 – о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, выделяя тем самым исполнительную власть в целом в самостоятельную ветвь государственной власти. О разграничении предметов (сфер) ведения на три уровня в функциональном аспекте сказано в ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. На основании этих конституционных норм функционально-предметная область всех органов государственной власти делится на сферу ведения Российской Федерации в целом и сферу совместного ведения, сферу исключительного ведения субъектов РФ. При этом следует еще раз подчеркнуть, что Конституция РФ закрепляет в ст. 78 принцип перераспределения полномочий по вертикали системы. Однако полная чистота системы исполнительной власти в функциональном значении также не достигается, ибо статья 132 Конституция РФ расширяет диапазон выполнения государственных функций на основе передачи полномочий органам местного самоуправления. Тем самым создается достаточно размытое представление о функциональной системе исполнительной власти.