Файл: Система органов исполнительной власти РФ (Органы исполнительно власти Российской Федерации: характеристика и понятие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, выявление функциональной сферы исполнительной власти и процесса разделения предметов ведения и полномочий по вертикали системы – между федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Федерации, а также о разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти на каждом уровне системы должно опираться на подзаконные акты законодательства РФ и на практику организации государственного управления системой и деятельностью органов исполнительной власти. Решение этого вопроса в свое время вызвало поток договоров между центром Федерации и ее субъектами.

1.3 Органы исполнительной власти и их функции

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций занимают эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В научной литературе существуют различные подходы к определению функций органов исполнительной власти. Так, А.Ф. Ноздрачев обращает внимание на такие функции: координация государственного сектора с секторами корпоративным и частным; аналитические и консультативные функции; функции прогнозирования и планирования в соответствующий сфере, а также полномочия хозяйствования[11].


Л.А. Калинина, рассматривая функции исполнительной власти как основные направления деятельности, в рамках которой осуществляются ее государственно-правовые формы, выделяет в качестве общепринятых исполнительно-распорядительную, регулятивную, контрольно-надзорную и правоохранительную функции[12].

Г.В. Атаманчук, определяя сущность государственного управления как направляющее, организующее и регулирующее воздействие на общественные отношения, подчеркивает возрастающее значение таких функций, как согласование, координация и интеграция на общей правовой и организационной основе[13].

Авторы книги «Исполнительная власть в России» предлагают следующее видение функций исполнительной власти:

1) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

2) регулятивно-управленческая функция;

3) соблюдение и защита прав человека и гражданина;

4) нормотворческая функция;

5) оперативно-исполнительная функция;

6) юрисдикционная функция[14].

И.Л. Бачило, посвятившая вопросам о функциях исполнительной власти ряд оригинальных работ, отмечает, что при разработке перечня функций федеральных органов исполнительной власти необходимо принять во внимание основные функции Российского государства (организация и защита территории страны; обеспечение суверенитета РФ и международное сотрудничество; правовая и социальная защита населения; обеспечение экономического и социального развития; законотворческая и правоохранительная деятельность; взаимодействие со структурами гражданского общества). На основе функций государства И.Л. Бачило предложила перечень функций федеральных органов исполнительной власти[15]. На наш взгляд, предложения о формировании системы органов исполнительной власти по их функциям ныне получили подтверждение в ходе административной реформы.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные – это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым – министерства, агентства и службы РФ ее субъектов.


Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, - как правило, министерства, вторые – главным образом агентства и службы.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные – это Правительство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Таким образом, исполнительная власть в России – это самостоятельная ветвь единой государственной власти, которая выполняет регулятивно-управленческую, нормотворческую, оперативно-исполнительную, юрисдикционную функции и функцию соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Глава 2. Федеральный уровень органов исполнительной власти РФ

2.1. Сущность правительства Российской Федерации

Схема системы органов исполнительной власти выглядит так:

Правительство Российской Федерации

Председатель правительства

Заместители Председателя правительства

Федеральные министры

Правительство РФ является конституционным органом, который возглавляет ветвь исполнительной власти Российской Федерации как органической составной части единой государственной власти. Содержание ст. 11 и 110 и ряда других статей Конституции РФ позволяет сделать однозначный вывод, что Правительство РФ имеет статус органа государственной власти, государственно-властные полномочия которого распространяются на всю территорию Российской Федерации и который, следовательно, несет всю полноту ответственности за состояние и деятельность исполнительной власти.

В этом отношении следует согласиться с характеристикой, данной Правительству РФ в Комментарии к Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» Г.В. Атаманчуком. В частности, автор справедливо отмечает, что «функции и полномочия, организация, формы и методы деятельности Правительства РФ олицетворяют одно из направлений осуществления государственной власти, принадлежащей народу»[16].


Далее Г.В. Атаманчук подчеркивает равноправное положение Правительства РФ с органами других ветвей власти с точки зрения самостоятельности в осуществлении государственной власти, опираясь на ст. 10 Конституции РФ. С выводом автора о том, что Правительство РФ «нельзя принижать ни в отношениях с президентом Российской Федерации, ни в отношениях с Федеральным Собранием Российской Федерации (его обеими палатами), ни в отношениях с судебными органами, ни в общественном мнении»[17], следовало бы также согласиться.

Конституция РФ по сравнению с предыдущими законоположениями о Правительстве России существенно повысила его статус. Отметим, что положения ст. 10 и 11 Конституции РФ, определяющие место Правительства РФ в системе государственной власти и ее исполнительной ветви, находятся в главе первой Конституции РФ, и, следовательно, никакие другие положения, содержащиеся в других главах Конституции, не могут противоречить основам конституционного строя России (ст. 15 Конституции РФ)[18].

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»[19] в ст. 1 обозначил Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Сделано, это, правда, в заголовке указанной статьи. Но это положение, безусловно, имеет нормативный характер.

Следует отметить, что в научной литературе еще до принятия данного закона подчеркивалось, что Правительство РФ по своему конституционному статусу, определяемому статьями 110-117 Конституции РФ, следует рассматривать как высший орган исполнительной власти в стране[20]. Ныне статус Правительства как высшего исполнительного органа Российской Федерации, по сути дела, закреплен Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (далее – ФКЗ о Правительстве).

Деятельность Правительства РФ неразрывно связана с процессами, протекающими в сфере политической и экономической жизни российского общества. Практика государственной жизни всех стран независимо от их общественно-экономического строя убедительно свидетельствует о том, что бремя реализации государственной политики во всех сферах жизни общества лежит на исполнительной власти.

Государственное управление как повседневный процесс взаимодействия государства с институтами гражданского общества, включая защиту национальной безопасности, борьбу с преступностью, социальную защиту населения, возлагается прежде всего на систему органов исполнительной власти, которым предписывается действовать в рамках конституционной законности и в контакте с другими ветвями государственной власти.


Конституция РФ устанавливает статус Правительства РФ как коллегиального органа, определяя его состав (ст. 110). Подчеркнута эта характеристика и в ст. 1 ФКЗ о Правительстве РФ, в которой записано, что Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Г.В. Атаманчук, отмечая, что коллегиальность – один из важнейших атрибутов демократии, поскольку позволяет объединять знания, опыт и интересы разных людей для лучшего решения общественных проблем, указывает на следующие достоинства коллегиальности:

1) она создает определенное информационное поле, предоставляющее каждому члену коллегиального органа получать профессионально обработанную информацию;

2) создает социально-психологический климат, обеспечивающий сотрудничество и взаимопомощь между всеми участниками коллегиального органа;

3) позволяет методом «мозговой атаки» проводить поиск оптимальных решений;

4) способствует лучшему исполнению принятых решений, поскольку обеспечивает согласованность интересов членов коллегиального органа;

5) укрепляет авторитет соответствующего органа в обществе за счет солидарности его членов[21].

С позицией, высказанной Г.В. Атаманчуком, следует согласиться. Можно лишь добавить, что важное значение коллегиального разрешения вопросов на базе консенсуса членов Правительства подчеркивает статья 28 ФКЗ о Правительстве РФ. В этой статье определяется перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ.

Состав Правительства РФ предопределен Конституцией РФ (ст. 110): членами Правительства являются Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Таким образом, Конституция содержит закрытый перечень лиц, входящих в его состав. Руководитель иного, кроме федерального министерства, органа исполнительной власти может быть включен в состав Правительства РФ при условии установления для него статуса федерального министра. Например, в ФКЗ о Правительстве РФ такой статус установлен для руководителя Аппарата Правительства, в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности»[22] – для ФСБ России[23]. Были случаи установления ранга федерального министра «без портфеля», т.е. в качестве лица, выполняющего конкретные государственные функции и полномочия, но не являющегося руководителем федерального органа исполнительной власти.