Файл: Система органов исполнительной власти РФ (Органы исполнительно власти Российской Федерации: характеристика и понятие).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Органы исполнительно власти Российской Федерации: характеристика и понятие
1.1 История развития органов исполнительной власти РФ
1.2 Понятие и характеристика органов исполнительной власти РФ
1.3 Органы исполнительной власти и их функции
Глава 2. Федеральный уровень органов исполнительной власти РФ
2.1. Сущность правительства Российской Федерации
Содержание:
Введение
В Российской Федерации сформировался государственный строй характерный для правового государства, которое являет себя как систему институтов и органов, берущих на себя функцию гражданского общества, защиту людей и их интересов, развитию бизнеса и предпринимательства, становлению духовных и нравственных качеств населения.
В Конституции закрепили принцип разделения властей вместе с функциями государственных органов и объединение их в разные группы. Государственная власть делает упор на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. Так же должна носить правильные идеи и цели, нравственные принципы, иметь легитимность, а именно быть выборной народом.
В современное время роль и смысл федеральных и региональных органов исполнительной власти в исполнении глубоких экономических и социальных изменений в Российской Федерации растет. Особенно важны меры, принимаемые правительством в сдерживании пандемии короновируса.
На протяжении истории в разных государствах принцип разделения властей имел первоочередное значение в становлении государственного строя. Этот принцип пережил испытания временем и имеет главенствующее место в конституционном строе правового государства. Принцип разделения властей имеет огромный потенциал в становлении Российской Федерации как правового государства. Развитие принципа разделения властей предполагает не только отделение одних функций от других в управлении делами государства, а также развитие и создание государственных учреждений как системы, принадлежащих к разным ветвям власти, но между тем являющимися единым оплотом государственной власти.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях в Российской Федерации приоритетное значение несет эффективное функционирование исполнительной власти, создание наилучшей системы органов, осуществляющих каждодневное государственное управление. Исполнительная власть является объективной необходимостью, так как несет важную организующую деятельность государства. Так же исполнительная власть имеет разветвлённую сеть государственных органов с огромным количеством кадров состоящих из государственных служащих на различных местах.
Цель курсовой работы состоит из исследования понятия, характеристики и функций исполнительной власти Российской Федерации.
Достижение данной цели помогут поставленные задачи:
- Раскрыть историю развития органов исполнительной власти РФ,
- Раскрыть понятие и характеристику органов исполнительной власти РФ,
- Выделить функции органов исполнительной власти РФ,
- Описать федеральный уровень исполнительной власти.
В различных источниках довольно много информации по данной теме.
Теоретической основой при рассмотрении вопросов темы работы пользовались фундаментальными иссследованиями и нормативно правовыми актами с комментариями таких авторов как И.Л. Бачило, Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Н.Ю. Хаманевой и В.Е. Чиркина, Ю.В. Агибалов, В.А. Лебедев, К.В. Прохоров, Л.А. Андреева, Ф.П. Васильев, А.В. Конюшок, Н.В. Далинина и др. Труды этих авторов были использованы при написании данной курсовой работы.
Исторический взгляд на формирование исполнительной власти Российской Федерации можно увидеть в Н.Ю. Хаманевой и В.Е. Чиркина. Так же функции исполнительных органов власти РФ были проанализированы Л.А. Калининой. Деятельность и специфику Правительства РФ как высшего органа системы исполнительной власти РФ рассматривает Г.В. Атаманчук в комментариях к закону «О правительстве Российской Федерации».
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также специальные методы: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, что дает возможность в большей мере раскрыть данную тематику исследования.
Глава 1 Органы исполнительно власти Российской Федерации: характеристика и понятие
1.1 История развития органов исполнительной власти РФ
Вопросы развития и формирования исполнительной власти субъектов РФ являются актуальными на протяжении всего периода существования нашего государства.
Особое значение они приобретают с момента принятия Конституции РФ в 1993 г., когда в основу построения государственной власти был впервые положен принцип разделения властей. С данного момента исполнительная власть, как самостоятельная ветвь власти, занимает в государственном механизме особое положение. Многообразие ресурсов, которыми она располагает, особая и разветвленная система органов, дающая ей возможность оказывать чрезвычайно большое влияние на все основные направления жизнедеятельности общества, позволяют характеризовать ее как весьма важную составляющую политического механизма современного государства.
Многие авторы считают, что именно облик исполнительной власти способен придать политическому режиму государства тоталитарный, авторитарный или демократический характер.[1]
Проблемы становления исполнительной власти не утрачивают своей актуальности и на современном этапе, и это напрямую связано с проводимой в стране с 2003 г. административной реформой. Ранее действовавшие Конституции СССР и РФ не только закрепляли федеральную структуру государственной власти, но и регулировали вопросы организации системы, а в ряде случаев полномочия и отдельные элементы порядка работы органов государственной власти в субъектах Федер ации.[2] Так, в ст.85 Кон ституции Р СФСР 1978 г. было закр еплен о: «Советы н ар одн ых депутатов Вер ховн ый Совет Р СФСР , Вер ховн ые Советы автон омн ых р еспублик, кр аевые, областн ые Советы н ар одн ых депутатов, Советы н ар одн ых депутатов автон омн ых областей и автон омн ых окр угов, р айон н ые, гор одские, р айон н ые в гор одах, поселковые и сельские Советы н ар одн ых депутатов составляют един ую систему ор ган ов государ ствен н ой власти».
После р аспада СССР пр оцесс ор ган изации р егион альн ой власти пр отекал достаточн о сложн о. В дан н ом пр оцессе условн о можн о выделить н есколько этапов. Н а пер вом этапе V Съездом н ар одн ых депутатов Р СФСР 1 н оябр я 1991 г. было пр ин ято постан овлен ие «Об ор ган изации исполн ительн ой власти в пер иод р адикальн ой экон омической р ефор мы». В целях обеспечен ия упр авлен ия н ар одн ым хозяйством Р СФСР и пр оведен ия един ой социальн о-экон омической политики н а тер р итор ии государ ства
Пр езиден том Р СФСР н а осн ован ии ст.2 дан н ого постан овлен ия 25 н оябр я 1991 г. был пр ин ят Указ «О пор ядке н азн ачен ий глав админ истр аций». Дан н ым указом был устан овлен пор ядок согласован ия кан дидатур пр и н азн ачен ии глав админ истр аций кр аев и областей, автон омн ой области, автон омн ых окр угов. Кан дидатур ы вн осились в соответствующие Советы н ар одн ых депутатов для согласован ия Пр езиден том Р Ф.[3]
5 мар та 1992 г. был пр ин ят Закон Р Ф «О кр аевом, областн ом Совете н ар одн ых депутатов и кр аевой, областн ой админ истр ации», н азвавший кр аевой, областн ой Совет н ар одн ых депутатов пр едставительн ым, а кр аевую, областн ую админ истр ацию исполн ительн ым ор ган ом государ ствен н ой власти кр ая, области. Ан ализир уя н ор мы дан н ого закон а, можн о сделать вывод о том, что во взаимоотн ошен иях ор ган ы государ ствен н ой власти субъектов обладали отн осительн о сбалан сир ован н ыми полн омочиями.
Было устан овлен о, что кр аевая, областн ая админ истр ация подотчетн а соответствующему кр аевому, областн ому Совету. Р уководители таких стр уктур , как ор ган ы упр авлен ия фин ан сами и социальн ой защиты н аселен ия, н азн ачались и освобождались от должн ости главой кр аевой, областн ой админ истр ации с последующим утвер жден ием пр едставительн ым ор ган ом р егион а.[4] Ор ган изацион н ая стр уктур а системы власти в Р оссийской Федер ации фун кцион ир овала н а пр ин ципе жесткого цен тр ализма.
Н а втор ом этапе существен н ое влиян ие н а фор мир ован ие кон цепции постр оен ия совр емен н ой системы ор ган ов государ ствен н ой власти в субъектах Р Ф оказал Федер ативн ый договор от 31 мар та 1992 г. Федер ативн ый договор официальн о пр изн ал тер р итор иальн ые един ицы субъектами Р Ф, устан овил статус отдельн ых гр упп субъектов (р еспублик, кр аев, областей, гор одов федер альн ого зн ачен ия, автон омн ой области и автон омн ых окр угов), озн амен овал н ачало укр еплен ия федер ативн ых связей во вн утр ен н их отн ошен иях и закр епил систему ор ган ов р егион альн ой власти.
Указом Пр езиден та «Об осн овн ых н ачалах ор ган изации государ ствен н ой власти в субъектах Р Ф» от 22 октябр я 1993 г. было утвер жден о Положен ие об осн овн ых н ачалах ор ган изации и деятельн ости ор ган ов государ ствен н ой власти кр аев, областей, гор одов федер альн ого зн ачен ия, автон омн ой области, автон омн ых окр угов Р Ф н а пер иод поэтапн ой кон ституцион н ой р ефор мы.
1 апр еля 1993 г. был пр ин ят Закон Р Ф «О пор ядке н азн ачен ия н а должн ость и освобожден ия от должн ости глав кр аевой, областн ой, автон омн ой области, автон омн ого окр уга, гор ода федер альн ого зн ачен ия, р айон н ой, гор одской, р айон н ой в гор оде, поселковой, сельской админ истр ации», котор ый фактически н е измен ил пор ядок н азн ачен ия, устан овлен н ый указом Пр езиден та Р СФСР в 1991 г..
В соответствии с Кон ституцией Р Ф 1993 г.[5] устан овлен ие общих пр ин ципов ор ган изации системы государ ствен н ой власти субъектов Р Ф отн осится к пр едметам совместн ого веден ия Р Ф и субъектов, а система и стр уктур а ор ган ов государ ствен н ой власти фор мир уется субъектами Р Ф самостоятельн о в соответствии с осн овами кон ституцион н ого стр оя и общими положен иями, опр еделяемыми федер альн ыми закон ами. Ст.5 Кон ституции Р Ф устан авливает, что р еспублика имеет свою кон ституцию и закон одательство, кр ай, область, гор од федер альн ого зн ачен ия, автон омн ая область, автон омн ый окр уг имеет свой устав и закон одательство.