Файл: Управление федеральным бюджетом и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее рассмотрим пути увеличения доходной части федерального бюджета РФ. В условиях недостаточности бюджетных ресурсов важнейшим направлением реализации бюджетной стратегии является увеличение доходов федерального бюджета. Для этого необходимо уточнить подходы по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации и провести ряд мероприятий, которые поспособствуют этому.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • необходимо привести в соответствие порядок формирования и состав бюджетной отчётности, статистической и налоговой отчётности, обеспечив их сопоставимость в отраслевом и территориальном аспектах;
  • следует обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налогов и налоговых льгот;
  • сформировать нормативно-правовую базу, которая будет регламентировать создание и ведение реестра доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • установить единые правила формирования первичных документов по доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, реквизиты и формы распоряжений о переводе указанных денежных средств, а также платежей за государственные и муниципальные услуги и услуги;
  • определить структуру и правила формирования идентификаторов плательщика, получателя, начисления, иных идентификаторов, позволяющих обеспечить однозначное определение платежа [13].

В заключение необходимо отметить, что в современных условиях одной из приоритетных задач бюджетной политики является повышение доходов федерального бюджета. По нашему мнению, рост доходов федерального бюджета можно обеспечить только благодаря последовательным и научно обоснованным изменениям в управлении налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета и стабильным бюджетным правилам, регулирующим поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Представляется, что резервы роста доходов федерального бюджета в текущем и среднесрочном периоде связаны с расширением перечня подакцизных товаров; пересмотром системы налоговых льгот по налогу на прибыль путём отмены тех льгот, которые не имеют целевого характера; оценкой эффективной налоговой нагрузки на экономику в целом, и отдельно на бизнес и население для ее своевременной корректировки в условиях снижения темпов экономического роста; а также с решением общих макроэкономических проблем, в числе которых сокращение теневого сектора национальной экономики, повышение деловой активности и развитие отечественного производства в несырьевом секторе экономики.


Заключение

Государственные финансы – это совокупность экономических отношений, имеющих денежный характер, возникающих в распределительном процессе по поводу формирования, распределения и использования органами государственной власти денежных средств для удовлетворения социальных потребностей граждан, финансирования национальной обороны и правоохранительной деятельности, содержания аппарата управления, регулирования экономики и выполнения других задач и функций государства.

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации.Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

Проведённый анализ структуры доходов и расходов Федерального бюджета России за период с 2014 по 2017 года, позволяет говорить о том, что государственный бюджет динамичен, и склонен к изменениям, которые могут быть связаны как с внутренней политикой государства, так и с различными внешними факторами.

За 2017 год поступление доходов в федеральный бюджет увеличилось по сравнению с показателями 2016 года как за счёт нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов. Значительный рост нефтегазовых доходов обусловлен ростом цен на углеводородное сырье, прежде всего на нефть. Увеличение ненефтегазовых доходов связано в частности с ростом поступлений от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налога на прибыль организаций, а также акцизов.

Управление финансами представляет собой действия государства, которые связаны с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.

Система управления финансами включает в себя: управление бюджетами, государственными внебюджетными фондами, государственным кредитом и другими звеньями финансовой системы.

Таким образом, для преодоления проблем управления финансами необходимо: развитие и совершенствование правовой базы, а также выработка предложений по принятию тех законодательных норм, которые способствовали бы более эффективному и стабильному функционированию финансового рынка, и, в частности, рынка госдолга. Развитие инфраструктуры фондового рынка, с появлением новых, более разнообразных и инвестиционно-привлекательных инструментов, а также созданием системы хеджирования рисков. Повышение степени надёжности государственных долговых обязательств, гарантий своевременных выплат и приемлемого уровня доходности. Выстраивание такой долговой политики, которая бы отражала не только текущее состояние в экономике, но и соответствовала долгосрочным задачам социально-экономического развития, отвечала интересам граждан и предприятий нашей страны.


Роль государства в управлении финансами приобретает ключевое значение. От этого во многом зависят дальнейшее развитие страны, судьба социально-экономических реформ, перспективы создания экономической системы, которая обеспечивает динамический и эффективный рост экономики и достойный уровень благосостояния народа.

В целом для повышения эффективности управления государственными финансами Российской Федерации нужно руководствоваться не только комплексным решением возникающих проблем с использованием финансовых ресурсов и человеческого потенциала, но и внедрять лучшее на практике, изучая опыт зарубежных государств.

Список использованной литературы

  1. Абушева Х.К. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 15 ноября 2017 г. – с. 79 - 85.
  2. Быкова Н. Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации // Молодой учёный. - 2016. - №28. - С. 358-362.
  3. Гиленко А.С. Некоторые пути увеличения доходов и снижения расходов федерального бюджета // Итоги научно-исследовательской деятельности . – 23 декабря 2016 г. – с. 196 – 198.
  4. Дегтярёва И.В., Шалина О.И., Токарева Г.Ф., Багаутдинова И.В. Анализ основных направлений бюджетно-налоговой политики России за период с 2009 по 2019 год // Инновационное развитие экономики. - № 3(39)/2017. – с. 84 – 97.
  5. Епифанова В.И., Бабаскина Т.И. Эффективный институт управления государственными финансами // Дельта науки. - № 3/2017. – с. 95 – 98.
  6. Зиялов Е.М. Особенности формирования Федерального бюджета Российской Федерации // Студент года: лучшая научная работа. – 23 июня 2017 г. – с. 111 – 115.
  7. Игошина К.Е. Проблемы формирования доходов федерального бюджета в условиях экономического спада // Экономика и бизнес: теория и практика. - № 1/2017. – с. 40 – 45.
  8. Лебедева А.Д., Голубева Т.Г. Доходы и расходы Федерального бюджета РФ // Актуальные вопросы экономических наук. – 10 марта 2017 г. – с. 197 – 206.
  9. Левушкин И.Г., Косточко А.С. Устойчивость государственных и муниципальных финансов в контексте проблемы устойчивости финансовой системы России // Новый взгляд на развитие экономики России и зарубежных стран. - № 7/2016. – с. 97 – 104.
  10. Михаил Е.К. Проблемы и пути совершенствования формирования доходов федерального бюджета // Вестник Московского университета МВД России. – № 1/2018. – с. 217 – 224.
  11. Поляка Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 391 c.
  12. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
  13. Прокофьев М.Н., Клочек А.Р. Направления повышения эффективности управления государственными финансами РФ // Дискуссия. - № 7(70)/2016. – с. 32 – 37.
  14. Пшенко О.Ю. Пути повышения эффективности формирования доходной части федерального бюджета // Актуальные вопросы образования и науки. - № 2(60)/2017. – с. 83 - 90.
  15. РабадановаДж.А., Абдурахманова А.Г., Мухудадаева П.И. Влияние государственных финансов на социально-экономическое развитие РФ // Экономика и предпринимательство. - № 11-2(76-2)/2016. – с. 57 – 61.
  16. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.
  17. Смотрова А.Ю., Чуйкова А.А., Щедрина И.Н. Анализ расходной части федерального бюджета РФ в современных экономических условиях // Форум молодых учёных. - № 1(5)/2017. – с. 561 – 564.
  18. Соколов И. Федеральный бюджет на 2017-2019 годы: о чем говорят его основные параметры // Мониторинг экономической ситуации в России. - № 16 (34)/2016. - С. 6-14.
  19. Старкова О.Я. Проблемы исполнения федерального бюджета РФ // Инновации. - № 3(32)/2017. – с. 1 – 5.
  20. Сурхаев И.Д. Доходы федерального бюджета, пути их роста // Новая наука. - 2017. - № 3. - С. 242-245.
  21. Сурхаева С.С. Проблемы бюджетной политики на современном этапе и пути их решения // Неделя науки. – 17 - 22 апреля 2017 г. – с. 52 - 54.
  22. Теблоева И.Б., Бибоев Р.Х. Основные проблемы организации и исполнения федерального бюджета по доходам в Российской Федерации // Транспортное дело России. - № 2/2017. – с. 3 – 8.
  23. Хазгалиева Н.Р. Федеральный бюджет России: анализ доходов и расходов // Развитие науки в современном мире. – 06 июня 2017 г. – с. 229 – 232.
  24. Халяпин А.А., Малышева В.Н. Оценка доходной и расходной части бюджета РФ // Финансово-экономическое законодательство и его роль в современных реалиях. – 13 апреля 2017 г. - с. 162 – 165.
  25. Шаталова В.В. Налоги как источник дохода государственного бюджета // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – 2018. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 419-420.
  26. Юрина В.П. Повышение качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ // KANT. - № 3(16)/2015. – с. 117 – 119.
  27. Юсупов М.В., Юсупова Л.В. Основные пути повышения качества управления расходами федерального бюджета // Общество, политика, экономика, право. - № 8/2016. – с. 54 – 56.
  28. Яруллин Р.Р., Мирясова Э.Э. Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов в России // Наука через призму времени. - № 4(4)/2017. – с. 24 - 27.
  29. Лукина А.И., Ключищева В.Г. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). URL: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf (дата обращения: 24.03.2018).
  30. Макарова Г.А. Роль системы государственных финансов в рыночной экономике // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13438 (дата обращения: 21.02.2018).
  31. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/
  32. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [Электронный ресурс]: офиц. сайт Информационно-правовой портал Гарант // Интернет ресурс: http://www.garant.ru //Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71367250/
  33. Проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.03.2018 г.). 

Приложение 1

Основные понятия и содержание государственных финансов

Государственные финансы:

- форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство, а также- совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

- представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам.

Главное назначение государственных финансов- обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов государства, необходимых для реализации его функций.

Функции государственных финансов: распределительная, регулирующая и контрольная.

К категории «государственные финансы» относятся следующие экономические категории:

- государственный кредит;

- налоговая система;

- неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды;

- бюджетная система;

- понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств.

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти: законодательные и исполнительные (Президент, Правительство, Нацбанк, Министерство финансов и др.).

Финансы:

  • это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
  • совокупность экономических отношений между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств.

Приложение 2

Динамика доходов федерального бюджета в млрд. руб. и их доли в ВВП

России в 2011- 2016 гг.

Приложение 3

Структура доходов федерального бюджета по разделам

в 2016 году, %

Приложение 4

Структура расходов федерального бюджета по разделам

в 2016 году, %