Файл: Управление федеральным бюджетом и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-       недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: рост неплатежей в народном хозяйстве; ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчётов за наличные деньги) [21].

Эти проблемы могут быть разрешены путём:

-       теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

-       создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.

Большая часть финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой находится вне управления государством, потому что основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. На основе кругооборота капитала осуществляется деятельность частных предприятий, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство влияет на эту сферу финансовых отношений только через налоговую политику, регулирование финансового рынка, регламентацию кредитных отношений, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. Происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы, т.е. реализация финансовой политики. Анализируя экономическую политику, государство или устанавливает, или ослабляет своё вмешательство в регулирование экономических и социальных процессов [28].

Таким образом, для преодоления проблем управления финансами необходимо: развитие и совершенствование правовой базы, а также выработка предложений по принятию тех законодательных норм, которые способствовали бы более эффективному и стабильному функционированию финансового рынка, и, в частности, рынка госдолга. Развитие инфраструктуры фондового рынка, с появлением новых, более разнообразных и инвестиционно-привлекательных инструментов, а также созданием системы хеджирования рисков. Повышение степени надёжности государственных долговых обязательств, гарантий своевременных выплат и приемлемого уровня доходности. Выстраивание такой долговой политики, которая бы отражала не только текущее состояние в экономике, но и соответствовала долгосрочным задачам социально-экономического развития, отвечала интересам граждан и предприятий нашей страны.


Роль государства в управлении финансами приобретает ключевое значение. От этого во многом зависят дальнейшее развитие страны, судьба социально-экономических реформ, перспективы создания экономической системы, которая обеспечивает динамический и эффективный рост экономики и достойный уровень благосостояния народа.

3.2. Пути повышения качества управления государственными финансами

Рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой  финансовой системы, в том числе системы государственных финансов, и регулируемого финансового рынка.         

В целях дальнейшего развития и укрепления системы государственных финансов  органам государственной власти и управления необходимо: постоянно совершенствовать финансовое законодательство с учётом обеспечения сбалансированности доходов и расходов;  повысить качество государственных программ и расширить их использование в бюджетном планировании; обеспечить целевую направленность финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на федеральном уровне, организовать разработку и принятие  современных методик расчётов трансфертов и оценки бюджетных потребностей регионов;  повысить эффективность управления государственным долгом на федеральном и региональном уровнях, а также государственными финансовыми активами.

Одной из важнейших задач финансовой политики Российской Федерации  остаётся  задача  выполнения международных  базовых принципов эффективного и ответственного управления  государственными  финансами, к которым относятся:  финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;   стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов; эффективная и справедливая система межбюджетных отношений; консолидация бюджета и бюджетного процесса;  среднесрочное финансовое планирование; бюджетирование, ориентированное на результат;  эффективный финансовый контроль, отчётность и мониторинг [26].

Проблема эффективного управления государственными расходами всегда считалась одной из важнейших в любом государстве независимо от уровня его экономического развития или уровня доходов. Эффективное и ответственное управление государственными финансами позволяет стране социально и экономически развиваться, от качества управления расходами зависит и качество жизни населения.


За прошедшие годы в сфере эффективности расходов нельзя не заметить положительных изменений. Тем не менее, остаются нерешёнными ещё целый ряд проблем.

В рамках повышения эффективности управления расходами государственного бюджета правительству необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить взаимосвязи бюджетных ассигнований с результатами их использования на всех этапах бюджетного процесса;
  • сформировать конкурентную модель оказания государственных и муниципальных услуг, обеспечивающей повышение их качества;
  • повысить эффективность и оперативность исполнения бюджета по расходам;
  • повысить эффективность государственного финансового контроля;
  • повысить качество финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета [26].

Как инструмент планирования бюджетных расходов Правительство выбрало государственные программы. Но пока существует немало проблем при их внедрении, а именно: несоответствие сроков процедур формирования и внесения корректировок в программную часть бюджета со сроками формирования (корректировки) государственных программ (планов их реализации); при реализации государственных программ фактические и ожидаемые результаты недостаточно используются при принятии бюджетных решений; из-за постепенного и часто пропорционального снижения ожидаемых результатов в связи с сокращением объёмов расходов федерального бюджета наблюдается процесс «дефляции ожидаемых результатов» реализации государственной политики.

Для решения вышеназванных проблем могут быть применены следующие меры:

- изменение процедур формирования государственных программ и планов их реализации;

- изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджета;

- учёт фактических и ожидаемых результатов госпрограмм в процессе формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый и плановый период с учётом специального Правила бюджетной эффективности и результативности.

Один из важных, но, тем не менее, недостаточных принципов оценки эффективности бюджета – сопоставление расходов и доходов. Однако простое постатейное сопоставление расходов с полученными результатами не даёт точной оценки эффективности бюджетных расходов, а также на основе такой оценки нельзя сказать, следует увеличить финансирование или же снизить его по определённым статьям и на конкретную величину. Поэтому для оценки эффективности бюджетных расходов целесообразно разделить их по основным сферам и группам.


Повышение эффективности управления бюджетными расходами предполагает необходимость принятия ряда мер по повышению стратегической эффективности, операционной эффективности управления расходами, а также мер по повышению подотчётности (подконтрольности) бюджетных расходов [27].

Повышение стратегической эффективности предполагает:

- упрощение процедур разработки и реализации госпрограмм, внедрение проектных методов при управлении их реализацией;

- формирование и утверждение перечня налоговых и неналоговых льгот (расходов), а также нормативной базы для внедрения прогнозирования льгот и оценки их эффективности в регулярный бюджетный процесс как части комплексной системы управления бюджетными ресурсами;

- формирование нормативной правовой базы оказания государственных (муниципальных) услуг на конкурсной основе.

Для реализации поставленных стратегических задач при управлении бюджетными процессами должны приниматься во внимание следующие факторы:

а) Оперативность процедур планирования, распределения и освоения бюджетных ресурсов, рост эффективности взаимодействий исполнителей с госзаказчиками, соисполнителями и партнёрами, высокий уровень исполнительности бюджетных проектов.

б) Безусловное исполнение заключённых контрактов и договорных обязательств в установленные сроки.

в) Активизация, постоянное совершенствование работы системы менеджмента качества; сохранение и повышение показателей качества выпускаемой продукции на бюджетные нужды; соответствие изделий и проектов международным нормам.

г) Формирование финансовых условий будущего роста производства, с учётом перспективных проектов развития, с привлечением к их разработке передовых отечественны научных организаций [14].

Обеспечение операционной эффективности подразумевает:

- совершенствование порядка казначейского сопровождения средств, предоставляемых из федерального бюджета, а также расширение практики применения казначейских аккредитивов;

- оптимизацию процедур внесения изменений в сводную бюджетную роспись;

- внедрение и апробация системы доведения лимитов бюджетных обязательств   на основе обоснований бюджетных ассигнований;

- переход от предоставления взносов в уставные капиталы юридических лиц к предоставлению субсидий.

Повышение подотчётности (подконтрольности) бюджетных расходов предполагает:

- установление стандартов подготовки к проведению внутреннего финансового контроля и планирования внутреннего финансового аудита;


- создание и апробацию системы оценки программ и практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации;

- реализацию Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2018 год.

Финансовый контроль государства обеспечивает соответствие планируемых результатов и фактических, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений, главной предпосылкой эффективного стратегического планирования. Государственный финансовый контроль призван исключать ошибки в бюджетной и финансово-экономической сфере, а значит, выполняет функцию обеспечения бюджетной эффективности. Кроме того, хорошо функционирующая (организованная) система государственного финансового контроля должна способствовать реализации принципа социальной справедливости [3].

Эффективность бюджетных расходов является производной от реализуемой государственной политики. На данный момент в связи с всё усложняющимися задачами государственной политики имеется существенный дисбаланс в структуре расходов бюджета. Традиционно высоки «силовые» расходы, за последние годы существенно выросли расходы лишь по трём направлениям - национальная оборона, социальная политика, обслуживание долга, причём ни одни из них не относятся к производительным. За 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов запланировано снижение расходов по этим структурным разделам. Однако в целом планируемые структурные изменения расходов федерального бюджета незначительны. В связи с этим одним из ключевых вопросов бюджетной политики является выбор оптимальной структуры расходов, определяющей приоритеты распределения ресурсов, с помощью которых может реализовываться решение базовых задач государства – создание условий для экономического роста, оказание качественных государственных услуг, обеспечение социальной стабильности, безопасности общества и государства.

Таким образом, государственная политика в области расходов федерального бюджета во многом несовершенна. Основными направлениями совершенствования системы бюджетных расходов на среднесрочную перспективу выступают следующие: повышение эффективности государственных расходов, оказания государственных услуг, бюджетных инвестиций, оптимизация структуры расходов, улучшение системы финансового контроля, совершенствование системы движения средств между бюджетами. Реализация этих мероприятий будет способствовать повышению качества управления государственными финансами в области бюджетных расходов [3].