Файл: Проблема детской лжи(Социальные корни детской лжи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 30% — это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно, лгать.

5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимание на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ставит цели солгать. Он учится жить, решать проблемы, удовлетворять собственные желания. От вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.

6. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать, каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете больше никогда не услышать правды. Надо найти варианты, как помочь ему выпутываться из неприятных ситуаций.

8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе шесть лет, а ты уже врешь… Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» — деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду?» «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».

9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что вы поняли, что за этим стоит. «Ты, наверное, просто не хочешь спать, поэтому просишь воды?», «Тебе папа запретил, поэтому ты просишь это у меня? Хочешь получить это — иди к папе».

10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает игрушки, просит прощения, ищет в магазине именно такие конфеты, которые он съел, извиняется перед учителем за то, что списал, и пр. Если вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие — съесть сладости, получить пятерку, нагуляться и пр., вы закрепили привычку.

Это доказывают эксперименты с животными. Собакам, участвующим в эксперименте, было запрещено есть мясо, лежащее в этой же комнате. Если собаки нарушали запрет, их наказывали в трех случаях:

а) когда они уже съели мясо,

б) когда они только начинали есть мясо,

в) когда они только нюхали мясо.

В дальнейшем собаки из первого и второго эксперимента всегда, несмотря на последующее физическое наказание, съедали запретное мясо. И только в третьем случае воздерживались.

Задача взрослых — не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз.


11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б. Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на 1 рубль. Но если он провинился на 5 копеек, и наказание должно быть соответствующим.

Хотя и крайне важно, чтобы мы, родители, внушали детям: честность — самый достойный способ поведения, мы не должны забывать, что их разум развивается медленно, в продолжение нескольких лет. Никто не рождается лжецом, как никому на свете не удается всегда говорить одну только правду. И наша задача сделать так, чтобы дети были искренни с нами даже в том случае, когда им бывает выгоднее солгать. Ребенку иногда проще сказать: «Нет, я не ел пирожное», чтобы получить еще одно. Однако он вряд ли способен понять, что человеческие взаимоотношения были бы просто невозможны, если бы строились только на нечестности и недоверии. Ребенок смотрит на вещи очень узко. Пока растет, взрослеет, он больше занят самим собой, нежели мыслями о том, как принести пользу обществу. А мы со своей стороны то и дело путаем его представления, прибегая иной раз к так называемой «невинной лжи». Он понимает, что в каких-то случаях мы говорим неправду, и, когда сам лжет, легко находит себе самые фантастические оправдания. Нам потребуется немало времени, чтобы подойти к желаемому результату, но мы способны ускорить этот процесс, если внушим нашим детям такую уверенность в себе, что у них не возникнет никакой необходимости лгать. И в то же время чем чаще мы станем ободрять их и поощрять за хорошие поступки, тем более они будут склонны говорить правду. [9]

Таким образом, маленький педагогический вопрос о борьбе с детскою ложью крепкими нитями связывается с большими вопросами, касающимися взрослых, именно о нравственном усовершенствовали взрослых и об улучшении порядков их жизни и общественных отношений. [11]

Вывод к главе 2. Умение определять, когда ребенок лжет, а когда нет, – это конечно, возможно, и не самый главный способ применения секретного языка невербальной коммуникации. Но все же бывают ситуации, когда для родителей принципиально важно понять, не обманывает ли ребенок. И во второй главе мы постарались разобрать, как стать детектором лжи. И родителям подростков важно знать повинуется ли их чадо основным правилам и не нарушает ли запреты, не предпринимает ли чего рискованного. Если лжет ребенок? То как вести себя? Какие принять меры? И стоит ли обращать на это внимания или игнорировать? И как бороться с этим? Возникает очень много вопросов. И поэтому к этому вопросу надо подходить очень серьезно. Конечно, самое эффективное средство борьбы с детской ложью – это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении. И ребенок честен с вами только тогда, когда: доверяет вам, не боится ни гнева или осуждения, что бы ни случилось, его не унизят как личность, помогут, поддержат, когда ему плохо.


3. Экспериментальное исследование отношения к разным видам лжи взрослых и детей

Для проведения эксперимента мы провели тестирование Черемшанской средней общеобразовательной школе №1 им. Петра Семеновича Курасанова среди 7, 8 и 10 классов и их родителей.

Цель:  Выявить различия к видам лжи у детей и взрослых.

Задачи: 1. Исследовать проявления различных видов лжи у детей и взрослых.

2. Исследовать отношение к различным видам лжи у детей и взрослых.

3. Выявить мотивацию лжи, которую дети и взрослые приписывают другим людям.

Гипотеза: Отношение к разным видам лжи у детей и взрослых существенно различаются.

Предмет: Детская ложь как феномен психологии.

Объект: Характеристика отношения различным видам лжи у детей и взрослых.

Тестирование проводилось по опроснику «Отношение ко лжи» разработанный И. П. Шкуратовой. [13] Опросник направлен на определение отношения человека к различным видам чужой лжи. Он включает 28 жизненных ситуаций, в которых человек становится свидетелем искажения. Тестирующим предлагалось вспомнить, как он обычно реагирует в таком случае и выбрать один из трех вариантов поведения, тот который они чаще используют в своей жизни, когда явно видят, что им врут. По таблице мы рассмотрим следующие виды лжи; [15 ]

1. Этикетная ложь. Самый распространенный и безобидный вид лжи, поскольку она осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении этикета. Все об этом знают и потому сами должны делать поправку при восприятии этого вида лжи.

2. Ложь во благо. Вариант лжи, при которой субъект мотивирован на сокрытие какой-то важной информации от другого лица из-за опасения, что эта информация может негативно повлиять на его здоровье.

3. Ложь-фантазия. Достаточно безобидный вид лжи, при котором ложь не направлена на причинения вреда слушающим людям. Ее целью, как правило, является придание своему образу черты незаурядной личности. Она характерна для демонстративных личностей.

4. Ложь-оправдание. Очень распространенный тип лжи, который имеет место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка. Эта ложь наиболее тесным образом связана с действием защитных механизмов личности, и главная ее цель – это обеление себя для смягчения санкций.


5. Умолчание. Не является собственно ложью, поскольку искажение информации осуществляется за счет неполноты картины.

6. Сплетня. Представляет собой очень распространенный вид лжи, при котором люди передают друг другу плохо проверенную информацию о своих знакомых или известных личностях.

Здесь мы возьмём по трем вариантам оценки баллов.

Вариант А (0 баллов) предполагает, что человек видит чужую ложь, но ее игнорирует и не собирается делать из этого выводы.

Вариант Б (1 балл) - скрытое реагирование, при котором человек внешне не выражает своего негативного отношения к факту лжи, но будет учитывать это знание в дальнейшем общении с этим человеком.

Вариант В (2 балла) - открытое негативное реагирование на ложь, человек прямо заявляет своему собеседнику, что он ему не верит.

Так же предлагалось оценить, какие причины искажения информации являются самыми главными, с их точки зрения. Поставьте в бланке для ответов соответствующие оценки против каждого пункта:

2 балла - это одна из главных причин лжи;

1 балл - это часто бывает причиной лжи;

0 баллов - это редко бывает причиной лжи.

Что бы определить отношение взрослых и детей к различным видам лжи, были вычислены суммарные показатели, а затем и средний балл. Полученные данные описаны в Таблице 1.

Таблица 1. Степень выраженности отношения к разным видам чужой лжи.

Отношение ко лжи

Сумма среднее

Взрослые ср.

Дети ср.

1

Этикетная ложь.

7,1

4,1

3,0

2

Ложь во благо

8,5

4,4

4,1

3

Ложь - фантазия

7,71

2,81

4,9

4

Ложь - оправдание

8,55

4,15

4,4

5

Ложь - умолчание

11,5

5,95

5,1

6

Ложь - сплетня

10,7

5,4

5,3

7

Ложь - самопрезентация

11,35

5,5

5,85

При сравнении выраженности отношений взрослых и детей к разным видам чужой лжи показало, что есть некоторые различия, где касается « ложь –фантазия» и «ложь – самопрезентация».


На диаграмме можно увидеть социально приемлемые виды лжи, к которым относятся снисходительно. Это этикетная ложь, ложь во благо. Как и взрослые, так и дети очень критично относятся к такому виду лжи как сплетня. Это скорее всего связано с тем, что правду слушать лучше, чем ложный донос. Посмотрев на средние показатели видно, что никому не нравиться когда его обманывают, даже если это безобидная ложь.

1. А - я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом.

2. Б - я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю свое поведение под влиянием услышанного.

3. В - я прямо скажу человеку, что он говорит неправду.

Таблица 2. Виды реакций взрослых и детей на чужие виды лжи.

Шкалы лжи.

Виды реакций на чужую ложь.

Дети

Взрослые

А

Б

В

А

Б

В

Этикетная ложь.

27

16

28

38

21

12

Ложь во благо

31

13

27

44

10

17

Ложь - фантазия

21

15

35

18

18

35

Ложь - оправдание

21

12

38

23

10

38

Ложь - умолчание

32

18

21

27

3

41

Ложь - сплетня

18

9

44

2

36

33

Ложь - самопрезентация

42

14

15

38

22

11

Сумма

192

97

208

190

120

187

Наблюдается, что дети и взрослы наиболее негативно относятся: к чужой лжи-сплетне, ко лжи оправданию, лжи-фантазии. Но вот ко ложи- этикетная совсем различное отношении у детей в отличии от взрослых.