Файл: Проблема детской лжи(Социальные корни детской лжи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первая ступень лживости - ложь как стремление обмануть. Это ложь, как выражающая состояние раздвоения, дисгармонии в человеке, она неприятна. Но для ребенка оно как удовольствие. П.Ф.Капертов отмечает, что в раннем возрасте она еще не опасно, главное ее заметить во время и пытаться разобраться в природе возникновении лжи.

Вторая ступень лживости- это страх. И оно имеет не приятные корни. Ребенок не должен находиться в состоянии страха. Страх ребенка заставляет выдумывать различные истории, выкручиваться из различных сложившихся ситуаций и не всегда имеет положительные результаты.

Третья ступень лживости- приспособительное поведение, подлаживание — источник детской лжи. У детей этот источник лжи также встречается, и притом в весьма различных формах: самых простых до весьма сложных. Когда, ребенок, попавшиеся на пользовании запретным удовольствием, под влиянием укоров говорит: «бо не бу», т.е. больше не буду, то тут он дает обещание прилаживаться. Собственно запрещение удовольствия он признает актом неблагоразумным и даже нелепым; но так как взрослый поддерживает свое запрещение разными неприятными мерами, то ребенок, внутренне не убежденный в целесообразности действий взрослого, обещает подладиться к нему и не нарушать запрещения. Двухлетнего ребенка застали на месте преступления: спрятавшись за шкаф, он ел ложкой варенье из банок. «Федюша! И тебе не стыдно?» — «Нет». — «А когда же тебе будет стыдно?» — «Завтра». Затем отдал ложку и ушел совершенно спокойно и равнодушно. Очевидно, процесс подлаживания у Федюши был еще очень слаб. В этой лжи сравнительно мало эгоизма, но много теоретического творчества, выдумки, находчивости.

Четвертая ступень лживости- это высшую ступень детской лживости составляют притворные детские болезни, когда дети, будучи совершенно здоровыми, притворяются страдающими разными боязнями для достижения какой-либо, им желательной, цели. До 5—6 лет мнимобольных между детьми почти совсем не встречается, хотя отдельные случаи притворства наблюдались и за четырехлетними. Наиболее часто притворные детские болезни встречаются в возрасте от 11 до 15 лет, с 15 же лет их число значительно уменьшается. С чем это связано и как можно понять такое отношение ребенка к родителям. Он же знает, что родители будут переживать, расстраиваться. И вроде нет вредного умысла, но такого вида лжи заставляет задуматься.

Подводя итог указанным причинам детской лжи, можно утверждать, что она истекает из одного общего источника: стремления доставить себе удовольствия, нередко воспрещенные, и избежать страдания, наказания. Ложь из страха, ложь от прилаживания себя к окружающим, из-за погони за эффектом, притворные детские болезни — все эти виды и ступени лжи имеют своею целью доставить лжецу побольше удовольствий и избавить его от страданий, наказаний.


Выводы по главе 1. В главе первой в мы изучили возникновение детской лжи, ее социальные корни. Действительно, следует признать, что ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи с чем, это явление объясняется достаточно разнопланово. Ложь сопровождает, можно сказать, с самого его рождения и до конца жизни. Как это ни парадоксально звучит, но человеку без лжи жить невозможно. Все зависит от того, какая она лож во благо или во вред. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной и в случае таковой может по-новому рассматриваться, как психическая патология. И мы постарались понять причину, виды лжи и почему ребенок говорит неправду и чем обусловлена его ложь. Причины детской лжи разнообразны. На сегодняшний момент существует достаточно большое количество публикаций, посвященных изучению мотивации детской, подростковой лжи, это работы В.В.Зеньковского, Пол Экмана, М.Матвеева, и др. Подростки часто лгут потому, что компания сверстников ждет от них каких-то одних решений и поступков, а взрослые требуют совершенно других; невозможность что-либо объяснить взрослым нередко ведет к проявлениям подростковой лжи

Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, определяется реальными мотивами и, скорее всего, направлена на достижение конкретных целей. В силу того, что безусловно правдивых людей, наверное, нет, различие между лжецом и правдивым человеком носит весьма условный характер, обязательно требует конкретного ситуационного уточнения.

2. Как распознать лож и как вести родителям при детской лжи

2.1. Как стать детектором лжи

Конечно же, нет среди нас настоящих детекторов лжи. Но можно научиться как то определять, врет ли ребенок или нет. И в этом лучший детектор лжи – материнское сердце. Можно выделить несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит не правду:

-ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть какое то время для того, чтобы придумать какой то правдоподобный ответ;


-у него меняется выражение лица, поведение или появляются не произвольные жесты, а именно, почесывание носа или брови, касание лица;

- меняется тон или темп речи, поскольку он сознает, что поступает неправильно, то может говорить не правду более тихим нерешительным голосом;

-ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней, становясь слишком многословным;

- если ребенок по натуре молчаливый, а чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.   

       В книге И. Вагина «Психология выживания в современной России» приведены основные поведенческие ошибки, которые совершает лжец и с помощью которых он может быть разоблачен: [10]

а) слова: «иногда стоит прислушиваться к оговоркам человека. В них, он может сказать то, что очень боится сказать. Перепутывания слов в разговоре, может быть, не простой ошибкой речи. Это обуславливается тем, что при лжи человек волнуется (чаще всего) и слегка теряет бдительность. В следствии чего, может проговориться, по средствам этого правда может вырваться наружу.  Когда человек сознательно лжёт у него часто, в построенных им фразах, присутствуют междометия, лишние слоги, слова,… например: « Ну… ну я это… м-мне мне… нравится т-твоя  новая стрижка!»; 

б) голос: частые паузы – это основной признак обмана.  Лжец тянет время для того, что бы продумать линию поведения, особенно, если лжец не знал, что ему придётся лгать. Тон голоса тоже резко изменяется. Обычно он становится намного выше, но нельзя пренебрегать людьми, которые, боясь быть разоблаченными, начинают насильственно играть своим голосом. Он становится слишком неестественно сдержанным, низким. Короткие покашливания также показывают взволнованность человека;

в) пластика: руки обычно соприкасаются друг с другом. Начинается нервное подёргивание ногой или любые другие ритмичные движения. Прикосновение пальцем руки к носу или уху на несколько секунд. Только не перепутайте: у человека нос или ухо могут зачесаться! Как правило, нос чешут быстро и целеустремлённо, но если это движение длится достаточно долго, то знайте – человек говорит то, что ему говорить не хочется и он делает усилии над собой;

г) мимика: часто можно наблюдать растерянное выражение лица, немного смущённое. И даже если человек хорошо держит себя в руках, любой заданный в лоб вопрос на тему, по поводу которой вам лгут, поставит собеседника в тупик, хотя бы на несколько секунд. Пока человек сочиняет уместный вариант ответа, вы можете легко увидеть на его лице потерянного ребёнка, разоблачив его тем самым.


       Но все эти факторы выдают волнение человека, а есть люди, которые держат волнение в себе и тогда прикрываются смехом или наигранным и неестественным спокойствием [11].

     Здесь мы можем делать следующие выводы: ложь также можно распознать по набору верных признаков. Лжецов выдают: многословие, т.е. отсутствие четких формулировок; или долгие паузы перед ответами; громкость голоса, внутреннее напряжение; движение руками хаотично; неестественная мимика на лице; если краснеет или бледнеет.

2.2. Правила поведения родителей при детской лжи

Все родители сталкиваются с детской ложью. Что это - незрелость, склонность к фантазированию. Как взрослому на это реагировать? Какую тактику поведения выбрать? Как же нам относится к детской лжи? Как вести себя с маленькими лгунами: быть непримиримыми к ним или, наоборот, снисходительными, возмущаться или сохранять спокойствие? Пройдёт ли это само собой или нужны специальные педагогические методы, чтобы ребёнок «перерос» такое явление, перестал врать? Для чего дети врут? К этому вопросу надо подходить очень серьезно. От этого зависит будущее ребенка. Именно то, что каким он будет человеком. Надо проанализировать каждую ситуацию, иногда ребенок примеряет на себя негативных и положительных героев, проверяя, таким образом, верят ли ему в принципе. Не надо сразу впадать от обмана в негатив, надо искать положительные аспекты: обман – это в первую очередь креатив. Поэтому надо предполагать честность или требовать правдивость. И главное дать понять ребенку, что в семье можно говорить о плохом! Ведь часто дети врут о плохом, пытаясь заменить его на хорошее. Постараться объяснить, где ложь хорошо, а где плохо, но акцентировать, что вы всегда готовы к правде! Очень хорошо бы рассказать примеры из жизни. И что обман имеет право быть, только когда он во благо, например, в качестве плацебо для очень больных людей. Чтобы дать надежду больным. И как родитель и близкий человек готовы помочь и услышать даже «плохую» правду. И это очень тонкая грань между взрослым человеком и маленьким созданием, что можно разрушить его тонкую неокрепшую психику своим недовериями, грубость и может даже жестокостью.

       Первое правило: что не стоит драматизировать ситуацию, когда ребенок говорит неправду, может это не всегда ложь.

Второе правило: искать причину возникновения лжи, почему именно ребенок так поступает. Попробовать сказать малышу: "Я понимаю мол, почему ты меня обманул. Скорее всего, мне стоит перестать ругать тебя все время (наказывать, унижать и т.д.), тогда бы ты говорил мне только правду


      И если родители все же хотят предотвратить ложь, то они должны сказать что каждый имеет на личное пространство, и взрослые и дети. И надо бы соблюсти это пространств обоим.

      Чтобы избежать детской лжи, быть в курсе детских проблем и интересоваться проблемами, родители должны знать: про друзей, кто они, их поведение, интересы, как ведут на различных тусовках и вечеринках, какими теле передачами интересуются, что любят читать, как выполняют домашние задания. Ну, в общем, интересоваться своим ребенком.

Конечно, любая неправильная реакция «на лож», выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать. И лучше прибегнуть к одному из следующих способов:

  • Произнесите просто «гм» и уйдите, чтобы заняться своим самым любимым делом.
  • Ведите себя так, как будто слушаете не своего, а соседского ребенка, с которым вам нет нужды выяснять, правда это или нет, а можно просто вежливо поддерживать беседу.
  • Скажите: «Я чувствую себя неловко, так как мне все время кажется, что меня обманывают, потому я хотел(а) бы прекратить этот разговор».

Рекомендации педагогам и родителям: [14]

Ребенок учится лгать так же, как учится всему остальному у взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не столько слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми

1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Здесь должно должны быть единые требования к ребенку у семьи и школы, детского сада.

2. Сдерживайте свои обещания, как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. То есть не бросаться словами, чтоб не было пустых обещаний, которые нельзя было бы выполнить.

3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует нас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения — это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

4. По мере возможности, постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Какова причина и мотивы лжи. И скорее всего вы обнаружите, что в 10% случаев, что это не ложь, а недоразумение, основанное на особенностях детского восприятия. Не поленитесь и объясните, как все обстоит на самом деле.

В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие.