Файл: Проблема детской лжи(Социальные корни детской лжи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представления детей в воображении столь же живы, как и ощущения. Дитя часто утверждает, что видело и слышало то, чего не могло видеть и слышать, разговаривало с такими лицами, с которыми невозможно разговаривать, например, с воображаемыми героями мультиков, фигур и игрушек. Что ему трудно отличить где придуманное и где кончаются грани реального. В виду важности и широкого действия указываемой особенности детства, мы на ее рассмотрении несколько остановимся, приведя соответствующее факты из детской жизни. [11]

1.3 Виды и признаки лжи

Ложь ребёнка – первый признак отчуждения между взрослым и ребёнком. В этом случае как нам быть, что сделать, если ребёнок нам врет? И взрослым стоит задуматься, зачем ребенок этот делает. Какую выгоду он для себя извлекает, когда врет? Ведь есть какая - ни будь причина, заставляющая его врать. Ребенок лжет, пытаясь, таким образом, защитится, или он так нападает на вас? Либо, его ложь - это стереотип поведения, то, что он видит постоянно в своем окружении? Если предположить, что ложь и отношение ребёнка к ней отражает степень динамичности его Я. Завравшийся ребенок уже потерял эту динамичность, то есть не чувствует реальности своего Я; ребенок, который переживает свое собственное отношение к своей же собственной лжи, обладает чувством реальности своего Я, ощущает его границы и переживает по поводу возможности его потери [6].

Очень много причин может лежать в основании детской лжи. Ребенок может использовать разные формы обмана. Начиная от умолчания - сокрытия правды, искажения - сообщение ложной информации и заканчивая отрицанием очевидного и тому подобное. Так какой же бывает детская ложь и как её можно объяснить, понять причины.

Есть много разных видов лжи. Начиная стремлением избежать наказания. Заканчивая желанием сохранить неприкосновенным свой внутренний мир. Пол Экман выделяет три основных вида лжи [2]:

1) Умолчание или сокрытие реальной информации. Человек не выдаёт искажённой информации, но и не говорит реальной;

2) Искажение реальной информации - это когда нам вместо реальной информации преподносят обман, выдавая его за правду, и тем самым, вводя нас в заблуждение; Здесь может ребенок приукрасить правду, так как ему кажется все ярче, больше и т.д.

3) Сообщение правды в виде обмана. Человек говорит правду так, что у собеседника складывается впечатление, что он лжет, и истинная информация не принимается. И к тому же, если у него в поведении появляются новые мимики, движения, не привычные нам, что ведет к подозрительности взрослых.


Для того, что бы понять причину, из- за которой ребенок начинает врать, важно подумать:

1) Каков его мотив лжи (почему он вас обманул?);

2) последствия лжи (на кого и как повлияла ложь?).

Осознав эти мотивы лжи, взрослому человеку будет легко понять и принять решение, как себя вести, что бы ребенок снова не солгал.

Существуют также виды детской лжи по Холл Ст. [5] :

1) «Героическая» - это ложь является «средством для благородных целей»;

2) «Партийная» - это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо;

3) «Эгоистическая», продиктованная какими-либо личными интересами;

4) «Фантастическая», когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке;

5) «Патологическая», в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями.

В психологии выделяют несколько видов и признаков детской лжи:

1. Ложь-игра. Дети рассказывают сочиненные истории выдавая их за правду. Например: В детском саду на рисовании у девочки Маши пропал карандаш. Нашли его на столе у мальчика Саши. Мальчика спросили: «Зачем ты взял чужой карандаш?» Он отвечает очень уверенно и искренне: «Я его не брал, у него же ножки. Он сам пришёл». Видно, что он верит в то, что говорит и путает реальность и фантазию. И это у нее происходит автоматически, т.к. она уже представила это. Что сказать ребёнку? Просто у этого ребенка богатое воображение и творческие задатки. И в таких случаях постараться не ругать его, а сочинять вместе с ним. Может быть, получится интересно. А не умеете сочинять - учитесь у ребенка.

2. Ложь-манипуляция, как правило, ложь ради самоутверждения. Ее порой бывает трудно отличить от лжи - игры. В обоих случаях ребенок сочиняет небылицы о себе своих необыкновенных способностях и достижениях. Но ложь - игра, как всякая игра, бескорыстна. Ее смысл и цель - в самой игре. Если же ребенок лжет ради самоутверждения, его цель - привлечь к себе внимание, удивить, испугать, то есть манипулировать чувствами других людей, сверстников или взрослых. Здесь годится все: и исполненные гордости рассказы о богатых и знаменитых родителях, и, наоборот, жалобы на горькую сиротскую нелегкую долю. Лишь бы стать центром внимания окружающих - пусть на короткое это время. Хрестоматийный пример лжи ради самоутверждения - известная сказка о мальчике-пастушке, который развлекался тем, что пугал односельчан, крича: «Волки! Волки!». Помните, чем закончилась эта сказка? На стадо и в самом деле напали волки, но никто не пришел на помощь пастушку, потому что ему уже никто не верил. Та же опасность подстерегает лгунишку, готового на все ради самоутверждения. Он может растерять всех друзей, утратив их доверие. [13]


3. Ложь из страха. Такая разновидность детской лжи встречается часто. Ребенок говорит неправду, потому что боится наказания или унижения, чтобы избежать не только наказания, но и позора, насмешек, ситуаций, в которых будут выглядеть глупо. Чаще всего случается в семьях, где родители очень строго воспитывают ребенка, в неблагополучных семьях. Здесь дети сочиняют такие небылицы, и что только не приходилось выслушивать взрослым в ответ на вопросы «Почему ты …» (не съел кашу, не повесил на место свои вещи и т.д. ). «Причины» бывают самые разнообразные - от банальной головной боли до приземления летающей тарелки с инопланетянами в соседнем дворе. [13] Наиболее распространенный предмет вранья - школьные отметки. К страху быть наказанным, может добавляться боязнь несоответствия ожиданий родителей. Гнев родителей, быть не понятым-это все ведет к лжи ребенка из за страха.

4. Ложь- протест. В отличие от ложь из страха, лож- протест имеет уже более контролируемый и осознанный поступок, обман уже умышленный. То есть хочет выйти из-под НАШЕГО контроля! Это бунт, а бунт должен быть подавлен! Но ведь маленький “бунтовщик” – уже личность. Он отстаивает свою свободу и независимость. Действовать силой он не может: взрослые намного сильнее. Остается один способ –это обман. Чем настойчивее разгневанный родитель требует “чистосердечного” признания, тем упрямее ребенок стоит на своем и, обмирая от страха, продолжает твердить: “Это не я! Я не разбивал! Она сама разбилась!” Детские кулачки сжимаются, лицо краснеет – это признаки агрессии. Посмотрите правде в глаза: вы в состоянии войны с собственным ребенком. Сила на вашей стороне. Вы, скорее всего, выйдете из конфликта победителем. Но нужна ли вам такая победа? [13] Здесь взрослым надо быть более гибкими, разобраться в мотивах лжи.

Ведь в кризисе всегда виноваты обе стороны. Тут надо стараться не наказать ребенка, а поговорить с ним по-дружески, на равных, постараться не “давить” на него, не обвинять во всех грехах. А понять и помочь разобраться в данной ситуации. Откровенье и искренность в разговоре с ребенком. Он поддержит такой разговор – если только вы не утратили его доверия окончательно.

5. «Ложь во спасение – святая ложь»- ложь оправданная необходимостью, с благой целью. [7] Конечно, многие слышали это утверждение. Если ребенок солгал ради того, чтобы кому-то помочь? Тут примеры бывают разные, если не съел котлетку, чтоб покормить бездомного пса, а маме сказал что съел. Такая ложь во спасение по доброте. Так что, похоже, “ возрастных границ она не имеет. Здесь родителям главное объяснить, что ложь во спасении больного, ближнего, нуждающегося и тогда ли- это благородное дело. Мол родителям нужно доверять хотя бы для того, чтоб мы могли гордиться тобой. Направить в нужное русло, чтоб не вошло к тому же в привычку.


6. Лож ради выгоды. Такая ложь относиться самой опасной категории детского вранья, она хорошо продуманная ложь-стратегия, преследующая конкретные цели. Чаще всего обман в данном случае касается получения определенной материальной выгоды от родителей: денег, игрушек, техники. К этому виду лжи особенно часто прибегают подростки — та возрастная категория, в которой напряженные отношения с родителями и восприятие их исключительно, как источника материальных и других благ, к сожалению, не редкость. И он лжет сознательно, ради выгоды, и, значит, должен по всей строгости отвечать за это. Здесь главное взрослым дать понять, что всякая ложь может рано или поздно обнаружиться. И тогда появиться недоверие, что очень и очень плохо.

Известный американский ученый Пол Экман в своей книге "Психология лжи" пишет: "Ложь настолько естественна, что ее без обиняков можно отнести почти ко всем сферам человеческой деятельности. Некоторые могут содрогнуться от такого утверждения, поскольку считают ложь достойной всяческого осуждения".[2]

1.4. Особенности и причины детской лжи

Ложь ребёнка - это сигнал, который он посылает своим родителям. Ведь он не станет врать просто так, если в его жизни всё в порядке. Очень важно понять, какая именно потребность и проблема стоит за его ложью. Ложью слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду. Но обычно чаще ребенок может привирать совершенно "бескорыстно". Почему это происходит? Причины могут быть самыми разными.

Как мы уже писали выше, сначала дети не могут отличить сказку от были, реальность от выдумки. Дети в своей фантазии одушевляют разные предметы и животных, а так же вносят реальные моменты в сказки, и наоборот. А ребенку хочется верить в то, что любимые персонажи живые и реальные. Он верит, что и к нему в гости может прилететь фея или хочет попасть в любимый мультик и т.п. И не имея возможности это сделать в реальности, малыш может прибегнуть к помощи своей фантазии и придумать небылицы, в котором он будет действовать как герой волшебной сказки. И при том он может врать в совершенно неуместной для этого ситуации, подводя при этом кого-то из знакомых ему людей или ставя под удар самого себя.

Среди причин детской лжи можно выделить:

Недоверие ребенка к взрослым. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно – в нем виноваты мы, взрослые. В 90% случаев причиной детской лжи становится поведение родителей в проблемной ситуации. И если ругать ребенка за малейшую провинность, шлепаете по попе, то малыш постарается никогда не говорить правду. Такое вранье случается и у подростков.


      Вторая причина детской лжи – это желания самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогических отношений к нему взрослых. Это приукрашивание своих черт характера, своих близких, это желание выдавать желаемое за действительное. Главные мотивы здесь, самоутверждения, для ребенка это значит повысить статус среди окружающих, дабы выглядеть в их глазах привлекательнее. Например, дети могут рассказывать друзьям, что у них дома есть крокодил, красивый велосипед, робот. Подобный вид лжи говорит о том, что ребенок не уверен в себе, он испытывает душевный дискомфорт или недостаток в каких-то вещах. Это выявляет скрытые страхи ребенка, его надежды и даже мечты. Если ребенок ведет себя таким образом, не надо ругать его и не надо смеяться, такое поведение не принесет результатов. Постараться лучше выяснить, что тревожит ребенка и как вы можете ему помочь. К тому же, если родители мало уделяют внимания ребенку, он будет пытаться достичь его другими путями. Он может говорить о мнимых успехах в учебе или среди сверстников. Такая детская ложь направлена на получение одобрения, любви и похвалы, то есть самоутверждению.

Третья причина детской лжи – это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы. Он врет из-за бурной фантазии – переживать не стоит. Патологическое фантазирование, скорее всего, требующая максимально бережного отношения. Если внимательно выслушать такого ребенка, то можно заметить, что фантазии дают ему то, чего ему больше всего не хватает в настоящей реальной жизни. Ребенок, с которым никто не дружит, он одинок, наверняка придумает себе желаемого друга и общается с ним с помощью фантазии.

К тому еще, кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими:

-     Ребенок хочет избежать наказания;

-     Хочет привлечь к себе внимание;

-    У него есть проблемы, требующие решения;

-    Избегает стрессовых ситуаций;

-   Берет пример с окружающих его взрослых и детей [8].

       А усвоив, ребенок, что это выгодна, начинают лгать и сочинять и выворачиваться. Что может войти в привычку .

     Аллана Фромма выделяет следующие четыре причины детской лжи[9]:

1. Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви;

2. Чтобы скрыть свою вину;

3. Чтобы выразить свою враждебность к нам;

4. Негативное восприятие лжи родителей

Очень интересные ступени и причины возникновения лжи описал Пётр Фёдорович Каптерев в книге «Детская и педагогическая психология». Он выделил несколько ступеней детской лживости: [11]